Методическая разработка по технологии на тему Использование процесса оценивания результатов деятельности суворовцев в условиях введения требований нового ФГОС на уроках технологии УСВУ


Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Уссурийское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка
по теме
«Использование процесса оценивания результатов деятельности суворовцев в условиях введения требований нового ФГОС на уроках технологии УСВУ».
Рассмотрено на заседании отдельной дисциплины (МХК, искусство и технология)
протокол №
Разработал: Шляхтов Вячеслав Вячеславович
г. Уссурийск, 2016 г.
2835910540385
АННОТАЦИЯ
Оценивание (англ. – аssessment ) – это процесс
сбора и анализа информации из различных источников для глубокого понимания того, что
знают и понимают учащиеся в результате обучения
и как они могут эти знания и понимание применить.

Томас А. Анджело, К. Патрисия Кросс.
За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания.
При такой парадигме образования традиционная «отметочная» система оценивания имеет ряд проблем, в связи с тем что:
ƒ- общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;
- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании;
- затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущим результатом его обучения;
ƒ - является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий, т.е. что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика;
- часто имеет «травмирующий» характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» система, нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой стороны – на родителей. Обратная связь учителя с учениками часто служит социальным и управленческим целям, а не целям оказания помощи ученикам в улучшении результатов обучения;
ƒ- среди учителей распространена практика оценивать объем и форму выполненной работы, а не качество достижений учащихся;
ƒ- акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам.
Востребованными оказываются такие подходы к оцениванию достижений учащихся, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Такими подходами являются формативное (формирующее) оценивание для начальной школы и критериальное оценивание для основной и старшей школы.
Оценивание – это основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения участников образовательного процесса (учеников класса, учителей, родителей и государства) о состоянии, проблемах и достижениях образования. Система оценивания учебных достижений учащихся – это система оценивания качества освоения образовательных программ (достижения учащимися планируемых образовательных результатов), важнейший элемент образовательного процесса (см. Приложение 1 «Оценивание по новому ФГОС»).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая часть………………………………………………………………………..
2. Практическая часть………………………………………………………………………...
2.1. Открытый урок «Соединение изделий из тонколистового металла фальцевым швом»……………………………………………………………………………………
3. Приложения………………………………………………………………………………...
4. Заключение…………………………………………………………………………………
5. Список использованной литературы……………………………………………………...
4
6
6
13
18
20
Теоретическая часть
В настоящее время в системе школьного образования понятия ОЦЕНИВАНИЕ, ОЦЕНКА и ОТМЕТКА чаще всего используются как синонимы, хотя на самом деле они таковыми не являются.
Оценивание – это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации об ученике с целью улучшения качества образования. Оценка – это результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи. Отметка – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом.
Целеполагание является неотъемлемой частью оценивания. Оно помогает определять приоритеты, принимать решения и реализовывать то, что планировалось. Чем четче сформулированы цели, тем эффективнее и точнее будет оценивание. В большинстве случаев целеполагание предполагает выполнение следующих требований:
а) четкой формулировки целей;
б) разбивки целей на реализуемые задачи;
в) мотивации и настойчивости;
г) непрерывного оценивания.
Учителям в своей деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами оценивания:
Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения и деятельности учащихся.
ƒ Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей, компетентностей целям и результатам обучения.ƒ
Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и отметки как инструмента давления на учащегося.
Интегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно продуманной составной части процесса обучения.
Открытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки.
Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса оценивания для всех участников образовательного процесса.
Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания.
Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений. Направленность на развитие и поддержку учащихся.
Использование различных видов и методов/ техник оценивания особенно важно при личностно ориентированном подходе к обучению. Учащиеся получают возможность продемонстрировать свои знания и умения и определить то, над чем им необходимо работать в дальнейшем, а учителя получают информацию, необходимую для того, чтобы помочь учащимся достичь более глубокого понимания учебного содержания и стать независимыми в обучении.
Умелое применение разных видов, методов и техник оценивания для сбора данных об уровне понимания темы, сформированности навыков учащихся позволяет учителю дифференцировать обучение, т.е. учесть потребности и возможности каждого ученика, а учащимся – контролировать собственное обучение и сформировать максимум компетенций, необходимых им как в процессе обучения, так и в дальнейшей жизни.
Основной целью оценивания учебных достижений учащихся является определение степени соответствия полученных образовательных результатов предварительно запланированным.
Оценивание осуществляется для того, чтобы:
ƒа) обращать внимание учащегося на цели обучения и критерии достижения успеха;
ƒб) направлять действия учителя на совершенствование технологий индивидуального развития каждого ученика, а именно:
– предоставлять учащемуся информацию, необходимую для принятия решения по дальнейшему обучению (на что направить свои усилия, на что обратить внимание, что улучшить, а что исправить, над чем поработать):
– формировать навыки самооценки учащегося;
– регулярно устанавливать обратную связь с учениками;
– мотивировать учащегося к дальнейшему целенаправленному обучению;
ƒв) предоставлять информацию:
– учащимся о качестве их работы;
– учителям о прогрессе учащихся;
– родителям и сообществу о степени достижения результатов обучения;
г) формировать политику отчетности общей по школе и стране.
Целеполагание является неотъемлемой частью оценивания. Оно помогает определять приоритеты, принимать решения и реализовывать то, что планировалось. Чем четче формулированы цели, тем эффективнее и точнее будет оценивание. В большинстве случаев целеполагание предполагает выполнение следующих требований:
а) четкой формулировки целей;
б) разбивки целей на реализуемые задачи;
в) мотивации и настойчивости;
г) непрерывного оценивания.
Виды оценивания достижений учащихся.
Для того чтобы планировать свои действия по обеспечению эффективного оценивания, учителям важно знать как о цели оценивания вообще, так и о целях, содержании и процедуре каждого вида оценивания в отдельности. По этим параметрам оценивание подразделяется на три вида – диагностическое, формативное (формирующее) и суммативное (итоговое) оценивание (см. Приложение 2 «Виды оценивания»).
Диагностическое оценивание – это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков (ЗУН) и компетентностей учащегося. Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы.
Формативное (формирующее) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. «Если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной (формирующей)». Формирующее оценивание – это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.
Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда
повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
Критериальное оценивание. Методики критериального оценивания: «Рубрики», «Карты понятий».
Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах. Использование формативного оценивания предусматривает использование приема самооценки учеником или оценки одноклассниками. Эти приемы способствуют повышению эффективности формативного оценивания. Когда учащиеся владеют навыками самооценивания и взаимооценивания, то вопроса о надежности и адекватности оценки не возникает. Необходимо обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоций. Сущность самооценивания и взаимооценивания заключается в следующем: дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которых они должны добиться в процессе учения, и понятные критерии оценки.
Суммативное (или итоговое) оценивание – это оценивание, которое используется для обобщения (подведения итогов) на том или ином этапе процесса обучения. В рамках знаниевой парадигмы образования оценивание фокусировалось на знаниях (факты, даты, события, правила, формулы) или, точнее, на способности учащихся запоминать и воспроизводить их. Переход к компетентностной парадигме образования предполагает проверку навыков более высокого порядка, когда «ученик может объединить факты и идеи, затем синтезировать, обобщить, объяснить, предположить или прийти к какому-либо выводу, или интерпретировать информацию.
Работа с информацией и идеями, с использованием обозначенных выше процессов, позволяет ученикам решать проблемы, достигать понимания и открывать что-то новое для себя».
Практическая часть
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА № 22
по теме: «Соединение изделий из тонколистового металла фальцевым швом».
с суворовцами 5 класса
Методическое обоснование
Тема открытого урока относится к главе II «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения».
На изучении темы запланировано 22 часа. Урок следует восьмым по счету. На данном уроке используются знания суворовцев, полученные ими на уроках изучения темы.
Особенности познания технологии находят отражение в многообразии знаний и умений, приобретаемых суворовцами при изучении данного предмета.
Методическая цель: показать методику организации учебной деятельности в парах.
Данный урок построен в форме комбинированного занятия, на котором отрабатываются разные виды деятельности.
Основная идея урока заключается в том, чтобы опираясь на знания, полученные в ходе изучения темы «Технология обработки металлов» и на основе навыка работы с тонколистовым металлом, суворовцы развивали умение самостоятельно освоить технологию создания фальцевого шва, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать точку зрения, делать выводы.
Урок комбинированное занятие предполагает самостоятельную индивидуальную и парную работу суворовцев с литературой и технологической картой занятия, аргументацию своей деятельности и самооценку своей работы по критериям. Применение ранее полученных знаний позволяет построить урок как логическое завершение изучаемой темы.
Деятельность учителя заключается в постановке цели урока, распределении и разъяснении заданий, подведении итогов работы.
Материальное обеспечение: учебник В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, Технология: учебник для 5 класса ОУ: вариант для мальчиков; интерактивная доска, презентация, критерии оценивания заданий.
Методы работы: частично-поисковый, проблемный, дифференцированный, дедуктивный.
Тема урока: «Соединение изделий из тонколистового металла фальцевым швом».
Методическая цель: показать методику организации учебной деятельности в парах.
Цели урока:
Образовательная:
Ознакомить суворовцев с видами фальцевых швов и технологией его изготовления.
Развивающие:
1. Углубить знания по гибке тонколистового металла, развивать техническое мышление.
2. Формировать навык работы с тонколистовым металлом и умение технологическую карту занятия, выделять главное, сравнивать и давать оценку поставленным целям.
3. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать точку зрения, делать выводы, работать с заданиями ЕГЭ, части С, взаимодействовать в парах.
Воспитательные:
Формировать у суворовцев активную гражданскую позицию, ответственность при подготовке к практической работе с металлами, воспитывать стремление реализовать свои способности и возможности.
Метапредметные результаты: умеют формулировать собственное мнение и позицию, вырабатывать алгоритм работы с материаллом, осуществлять анализ и синтез исследуемой информации, устанавливать причинно-следственные связи, управлять своей деятельностью, в процессе совместной парной деятельности.
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков.
Форма урока: комбинированный урок.
Материальное обеспечение урока: учебник В.Д. Симоненко, «Технология» 5 класс, презентация, интерактивная доска, технологическая карта занятия, слесарный верстак, киянка, слесарный молоток, заготовки из тонколистового металла, линейка, чертилка, ножницы по металлу, образцы фальцевых швов.Методы работы: частично-поисковый, проблемный, дифференцированный, дедуктивный.
Ход урока
№ п/п Этапы урока Время (мин) Работа обучающихся1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.5
2.6
3.
4.
4.1
4.2
4.3 Вводная часть
а) Организационный момент:
- «Здравствуйте товарищи суворовцы».
Проверяю соответствие наличия суворовцев докладу, наличие учебников, ручек, тетрадей.
б) Информирование суворовцев.
в) Объявляю тему урока.
Дублирую тему на доске. Слайд 1.
- «Тема нашего урока Соединение изделий из тонколистового металла фальцевым швом. А вот цель урока – я предлагаю сформулировать вам самим. Слайд 2.
Каждый из вас выполнит практическое задание по изготовлению фальцевого шва.
г) Инструктирую по требованиям безопасности при проведении практической работы.
г) Самодиагностика технических знаний и умений по разделу «Элементы машиностроения».
«Перед тем как провести тест на знание предыдущего материала, давайте разгадаем кроссворд.
Слайд 3.
д) Актуализация опорных знаний.
- «Товарищи суворовцы, у вас на верстаках для каждого подготовлена технологическая карта нашего занятия. Особенностью его будет в том, что вы на протяжении двух часов будете работать в парах, как при проверке ваших знаний по предыдущей теме, уяснении нового материала, так и при проведении практической работы по изготовлению фальцевого шва. А теперь возьмите свои бланки технологических карт, выполните в них тестовые задания.
Обменяйтесь картами для взаимопроверки и выставьте оценки своему товарищу, код с правильными ответами я продемонстрирую на доске.
Слайд 4.
Основная часть.
Излагаю новый материал по вопросам плана урока.
Слайд 5-17
Провожу физкультминутку.
Продолжение изложения материала - Слайды 19-30.
Вопрос проблемного обучения, являющийся военной составляющей: где в ВС РФ применяется фальцевый шов?
На этом первый час нашего занятия заканчивается, сделаем перерыв. Дежурный командуйте.
Второй час занятия.
Работа с текстом учебника. Прием «жужжащего чтения».
А теперь попарно вы зачитаете на странице 111 правила изготовления фальцевого шва. Каждый зачитывает по 3 предложения.
Практическая работа.
Инструктирую по требованиям безопасности при проведении практической работы.
«А теперь проведем практическую работу по изготовлению фальцевого шва».
Порядок проведения работы.
Работа проводится попарно в каждой группе на своем слесарном верстаке. После проведения работы каждый из вас оценивает работу своего товарища. Общий контроль выполнения работы в первой группе провожу я. Во второй группе второй преподаватель.
Суворовцы, которые не выполняют практическую работу, выписывают порядок проведения работы с картинками себе в конспект. К работе приступить.
Заключительная часть.
Проверка усвоения материала.
Рефлексия – оценка занятия самим учеником.
В конце занятия вы отразите свое отношение к занятию: «понравилось», «не понравилось», «так себе», выбрав один из смайликов и обведя его.

Слайд 4.
Оценка производится в технологической карте, которая потом сдается преподавателю.
Подвожу итог урока:
-сообщаю о достижении цели занятия;
- довожу оценки практической работы;
- провожу разбор допущенных ошибок;
- сообщаю задание на самоподготовку: стр. 111-112.
16
2
3
1
2
2
6
29
45
4
35
6
3
1
1
Доклад дежурного о готовности к уроку и наличии личного состава.
Записывают в тетрадях.
Заслушиваю цель урока, комментирую.
Прослушивают, при необходимости задают вопросы.
Заполняют опросник самодиагностики.
Выполняют тест из 10 вопросов.
Попарно проверяют тест своего товарища и выставляют оценку согласно нормативу, указанному на доске.
Участвуют в обсуждении, конспектируют.
Участвуют в разминке.
Отвечают на проблемный вопрос
Суворовцы выходят на перерыв.
Суворовцы зачитывают правила.
Суворовцы получают от мастера производственного обучения заготовки, попарно выходят к слесарному верстаку по группам и начинают выполнение работы. После выполнения работы оценивают работу товарища.
Работают с книгой и конспектом.
Выражают отношение к уроку в технологической карте.
Преподаватель: А. Астапенко
Технологическая карта
урока по теме: «Соединение изделий из тонколистового металла фальцевым швом»
Суворовца___________________________.
№ п/п Этапы урока
Вопросы
1.1 Самодиагностика технических знаний и умений по разделу «Элементы машиностроения»
1.2
Тест по предыдущей теме:
«Пробивание и сверление отверстий. Устройство сверлильного станка».
1. Каким способом можно получить отверстие в тонколистовом металле?
а) прокаткой;
б) штамповкой;
в) пробиванием;
г) гибкой.
2. Какой инструмент применяется для получения отверстий?
а) бородок;
б) чертилка;
в) шуруп;
г) кернер.
3. Каким сверлом выполняют сверление отверстий в металле?
а) винтовым;
б) спиральным;
в) перовым;
г) пробочным.
4. Какая деталь не входит в состав сверлильного станка?
а) шпиндельная бабка;
б) шпиндель;
в) рукоятка подачи шпинделя;
г) рукоятка вращения шпинделя.
5. Какой вид передачи не применяется в сверлильном станке?
а) ременная передача;
б) винтовая передача;
в) реечная передача;
г) цепная передача.
6. С помощью какой передачи передается вращение от электродвигателя к шпинделю?
а) ременной;
б) винтовой;
в) реечной.
7. Для чего необходима рукоятка подачи?
а) для перемещения рабочего стола;
б) для поднятия и опускания сверла;
в) для регулировки частоты вращения шпинделя.
8. Как изменить частоту вращения шпинделя?
а) изменить напряжение, подаваемое на электродвигатель;
б) сменить положение ремня на шкиве;
в) поменять двигатель.
9. Какой частью сверло закрепляется в патроне?
а) хвостовиком;
б) рабочей частью;
в) лапкой;
г) режущей частью
10. Как подготовить заготовку к сверлению?
а) произвести правку заготовки и надежно закрепить в машинных тисках;
б) центр отверстия наметить керном и надежно закрепить в ручных тисках;
в) закрепить в ручных тисках, ручные тиски неподвижно закрепить на рабочем столе.
1.3 Техника «Оценка экзамена»
- Какое задание для тебя было самым трудным?
- Какой вопрос показался тебе самым интересным? 2247905816600022479011176000
2
Взаимопроверка.
9867902286000Оценка –
3 Проведение практической работы.«Выполнение фальцевого шва»
4.
Рефлексия – оценка занятия
«понравилось»,
«не понравилось»,
«так себе», выберите один из смайликов и обведите его.
«Выполнение фальцевого шва»
№ п\пПоследовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1 На расстоянии 6…8 мм от края соединяемых листов размечают линии сгиба и сгибают листы под прямым углом.
Линейка, чертилка, заготовки, тиски
2 Затем подогнуть края заготовок.
Заготовки, молоток
3 Соединить заготовки в замок.
Заготовки
4. Подогнуть полоски вблизи шва с помощью деревянного бруска, чтобы соединение не разъединилось.
Заготовки, деревянный брусок, молоток
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, процесс оценивания результатов деятельности суворовцев является важной составляющей всего образовательного процесса.
В третьей четверти 2015 года на предмете технология был проведен эксперимент по внедрению новых методик в процесс оценивания. В качестве пилотного проекта была использована 2 рота суворовцев (5 класс). Суворовцам 2-ой роты во второй четверти было разъяснены положения и требования в оценке их деятельности на уроках технологии. Воспитанники быстро уяснили новые методики и несложные формы критериального оценивания, которые были разработаны с их участием и обсуждением и, с удовольствием приняли соревнование между взводами и между собой во взводе. Результатом соревнования предполагались определение лучшего взвода по технологии и по три лучших суворовца с каждого взвода. Для наглядности был изготовлен стенд на 2 роту, где учитывались результаты каждого суворовца. Подведение итогов каждого занятия проходили очень прозрачно. Сами суворовцы следили за правильностью выставления балов на занятии. Резко увеличилась активность ребят во время обсуждения вопросов занятия. Намного улучшилась подготовка к занятию. Поднялось качество ведения конспектов, интерес к занятию возрос. Не всегда удавалось удовлетворять желания воспитанников выступить на занятии по причине недостатка учебного времени. Соревновательное настроение продолжалось на протяжении всей третьей четверти. Мало того, суворовцы старших классов, разобравшись с данной формой оценивания обращались с просьбой применить в их подразделениях этот опыт. Анализируя данный опыт критериального оценивания во 2-ой роте суворовцев можно сделать вывод о том, что данная система оценивания работает, в результате:
- наладилась обратная связь от суворовца к преподавателю;
- суворовцы быстрее подвергаются процессу социализации;
- в большем объеме наладилась связь преподаватель – учащийся – преподаватель;
- улучшилось взаимодействие внутри коллективов и в микрогруппах;
- поднялось качество обучения;
- у суворовцев появилось удовлетворение от учебы и практической работы на предмете технология;
- поднялось качество ведения конспектов;
- появилось понимание необходимости разобраться с вопросами черчения.
Исходя из информации переработанной литературы и на основе собственного опыта можно сделать основные выводы:
1. Оценка  должна быть прозрачной, то есть ребенок должен всегда понимать, почему ему поставили три, десять или двадцать пять.  Учащимся должны быть заранее предъявлены «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий или критерии оценивания;
2. Отметки должны восприниматься как совместный результат работы учителя и ученика. Не "ты сделал плохо", а "мы с тобой что-то недоработали". 
3.  Необходимо фиксировать  изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и  динамику его успехов в познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
4. Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
Таким образом, выставляя ребенку отметку  не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли  за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Ориентация образования на формирование компетентностей, необходимых для человека XXI века требует значительных изменений в системе оценивания достижений учащихся. Одной из целей системы образования является развитие индивидуальных способностей ученика. Такой подход предполагает использование личностно ориентированного оценивания. В связи с этим с целью повышения качества образования, помимо традиционных методов оценивания, необходимо внедрять и развивать формативное оценивание. Многие учителя нашей страны в начале пути применения формативного оценивания. Очень важно, чтобы учителя в рамках деятельности методических объединений работали совместно как в период планирования форм оценивания, так и в процессе анализа и подготовки обратной связи. Обмен опытом способствует более быстрому продвижению в понимании специфики формативного оценивания и, соответственно, достижению цели улучшения процесса обучения.
Применение формативного оценивания предполагает привлечение родителей. В процессе работы с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы по поводу изменений в системе оценивания, так как знания родителей основаны на предыдущем собственном школьном опыте, который не дает им информацию о формативном оценивании. Было бы особенно полезно показать родителям примеры формативного оценивания в день открытых дверей.
Диагностический, формативный и суммативный виды оценивания являются составными частями системы оценивания, они существуют и функционируют параллельно с целью улучшения качества обучения и учения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берд Стас, Кимберли Эке. Развитие творческих способностей и формирование понятийного мышления // Семинар для учителей начальной школы / Проект ПИКС, 2008.
2. Кравцова И.Л., Пинская М.А. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. 2012. № 2. С. 163-168.
3. Кибардина Л.П., Айылчиева Г.О., Абдиев А. Глобальное образование: Методическое пособие для учителей. – Бишкек, 2004.
4. Пинская М.А., Иванов А.В. Критериальное оценивание в школе // Школьные технологии. 2010. № 3. С. 177-184.
5. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: Учебное пособие. М. : Логос, 2010.
3. Твердякова Л.Г. О важности самооценивания учащимися своего труда / / Начальная школа.№ 4. 2003.
ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ
1. Романов Ю.В. Критериальное оценивание в гимназии № 45 г. Москвы:
http: // schools.techno/ru/ms45/win/history/krit8-9.html
2. Формирующее оценивание в системе образования:
http: // rgv.ru/moodle/course/view.
102870021621757048502305050Определить способы достижения результата
0Определить способы достижения результата
1552575214312501876425213360018097502305050Освоение начальных форм личностной рефлексии
0Освоение начальных форм личностной рефлексии
809625153352521717001590675-19050914400Умение планировать, контролировать и оценивать
00Умение планировать, контролировать и оценивать
9620251438275Оценочная компетентность суворовца
00Оценочная компетентность суворовца
914400323850Место оценивания в современном образовательном процессе
00Место оценивания в современном образовательном процессе
2371725914400Умение понимать причины успеха/неуспеха УД и действовать в условиях неуспеха
00Умение понимать причины успеха/неуспеха УД и действовать в условиях неуспеха
3343275651510033337506191250334327557912003324225551497533147005086351003305175509524034950406372225Создавать возможность вносить исправления
0Создавать возможность вносить исправления
34861506029325Давать рекомендации о необходимых исправлениях
0Давать рекомендации о необходимых исправлениях
34855155676900Указывать, что нуждается в улучшении
0Указывать, что нуждается в улучшении
34861505334000Указывать, что получилось хорошо
0Указывать, что получилось хорошо
36385504876800Принципы оказания обратной связи
0Принципы оказания обратной связи
36385503838575Обратная связь – информирование учителем ученика о результатах оценивания и наоборот, получение информации об учебном процессе
0Обратная связь – информирование учителем ученика о результатах оценивания и наоборот, получение информации об учебном процессе
36385503219450Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения
0Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения
36385502705100Проверка понимания материала
0Проверка понимания материала
36385502352675Анализ
0Анализ
36385501914525Беседы - обсуждения
0Беседы - обсуждения
36385501276350Стратегия – постановка вопросов беседы, наблюдение
0Стратегия – постановка вопросов беседы, наблюдение
3486150323850Формирующееся оценивание: приемы и возможности использования на уроках
00Формирующееся оценивание: приемы и возможности использования на уроках
5686425323850Техники формирующего оценивания:
- рефлексия;
- самооценивание.
Специфика использования на разных ступенях школьного обучения
00Техники формирующего оценивания:
- рефлексия;
- самооценивание.
Специфика использования на разных ступенях школьного обучения
7962900260985007962900214312579629011533525079629001533525082200752495550Методика «Карты понятий»
0Методика «Карты понятий»
82200751866900Оценочные «рубрики» (таблицы)
0Оценочные «рубрики» (таблицы)
82200751285875Инструменты формирующего оценивания
0Инструменты формирующего оценивания
7962900323850Основная и старшая школа. Критериальное оценивание.
00Основная и старшая школа. Критериальное оценивание.
8648700117157506429375479107564293754486275642937541624256429375383857554673503067050054673502609850005467350198120005467350229552500546735019812000054673503619500642937516859253933825479107539338253762375393382531337253933825260985039338252238375393382518002253933825117157557054754543425Показательный портфолио
00Показательный портфолио
57048404886325Портфолио подготовленности
00Портфолио подготовленности
57054754229100Портфолио процесса или оценочный00Портфолио процесса или оценочный
57054753905250Портфолио документов
0Портфолио документов
57054753409950Методика «портфолио»
0Методика «портфолио»
57054752847975Опросники самодиагностики
0Опросники самодиагностики
57054752495550«Составление тестов»
0«Составление тестов»
57054752143125«Недельные отчеты»
0«Недельные отчеты»
57054751809750Методики
0Методики
1676400406717516764003848100122872512954000200025406717502000256238875020002557912000200025534352503810006029325Учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность
0Учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность
3810005581650Критерии оценивания заранее известны и педагогам и учащимся
0Критерии оценивания заранее известны и педагогам и учащимся
3810004695825Оценивание на каждом уроке, а не только в конце четверти или года
0Оценивание на каждом уроке, а не только в конце четверти или года
3810005133975Оценивание только критериальное (умения предметные)
0Оценивание только критериальное
(умения предметные)
2000254810125020002540671758286753619500Построение новой системы оценивания
00Построение новой системы оценивания
18764254162425Итоговое оценивание
00Итоговое оценивание
18764253619500Формирующее оценивание
00Формирующее оценивание
Оценивание по новому ФГОС Приложение № 1
Приложение № 2


20320016002025400457201 - МЕСТО
2 - МЕСТО
3 – МЕСТО
ПОСЛЕДНЕЕ
1 - МЕСТО
2 - МЕСТО
3 – МЕСТО
ПОСЛЕДНЕЕ

2032003009900020320046990Приложение № 4
1 взвод
Всего баллов
1. Адов А.Д. 64 (2)
2. Бакунькин Л.И. 54 (5)
3. Горох А.О. 48 (7)
4. Докучаев Д.К. 67 (1)
5. Ильченко И.С. 47 (8)
6. Кравчук А.А. 46 (9)
7. Ланшаков И.И. 45 (10)
8. Никифаров П.А 46 (9)
9. Пивкин И.С. 67 (1)
10. Сухов А.А. 34 914)11. Белалов Э.М. 44 (11)
12. Белый Н.А. 48 (7)
13. Денежкин С.С 40 (12)
14. Кащенко А.Ю. 67 (1)
15. Можейко П.Ф. 63 (3)
16. Пичкур С.М. 51 (6)
17Правосудов АД 45 (10)
18. Сергеев А.В. 15 (15)
19. Суворов А.А. 55 (4)
20. Тархов С.Е. 38 (13)
1156
203200188595Рейтинг суворовцев 2 роты при изучении технологии
2 взвод Всего баллов
1. Басов В.А. 73 (2)
2. Григорец Д.Р. 66 (3)
3. Донской А.Д. 90 (1)
4. Достовалов Д.В 53 (12)
5. Иванцов С.А.. 58 (9)
6. Курмангалиев 59 (8)
7. Курников Д.В. 50 (13)
8. Мелющенков Н 59 (8)
9. Савенок Д.Д. 60 (7)
10. Суборь Д.С. 58 (9)
11. Астапенко С. 61 (5)
12. Бородулин В. 61 (5)
13. Дорогаев В.В. 57 (10)
14. Киреев И.С. 50 (13)
15. Костюченко О. 60 (6)
16. Недоливко К. 63 (4)
17. Нугманов В.С. 56 (11)
18. Разумных Е.А. 58 (9)
19. Рябков И.А. 57 (10)
20. Тахтамышев Т58 (9)
1239
3 взвод Всего баллов
1. Виноградов АП 71 (2)
2. Волков А.Д. 57 (12)
3. Емельянов К.А. 73 (1)
4. Комаров М.М. 66 (6)
5. Крат И.В. 59 (11)
6. Макарчик В.А. 65 (7)
7. Мартынов Е.А. 60 (10)
8. Новиков Н.И. 61 (9)
9. Спрыгин Б.А. 64 (8)
10. Шураев Р.К. 68 (4)
11. Сырко Н.С. 67 (5)
12. Лихидченко Н 49 (14)
13. Агеев Д.А. 45 (17)
14. Крюков Е.А. 48 (15)
15. Ткачук Д.Д. 60 (10)
16. Постриганов 47 (16)
17. Кривошеин С. 47 (16)
18. Толкачев В.А. 51 (13)
19. Никитин Д.М. 69 (3)
20. Арсеев Н.В. 31 (18)
1158
4 взвод Всего баллов
1. Аненко В.А. 54 (1)
2. Болдарев И.Е. 36 (9)
3. Груша В.Р. 33 (11)
4. Гурбатов Е.К. 50 (2)
5. Елоев В.К. 39 (8)
6. Кравченко В.В. 40 (7)
7. Матвеев А.В. 10 (15)
8. Мясников Д.Д. 33 (11)
9. Пивень И.В. 28 (13)
10. Поветьев В.М. 31 (12)
11. Атрейкин М.Е 49 (3)
12. Вагин В.М. 35 (10)
13. Митус А.В. 46 (5)
14. Орехов С.Ф. 33 (11)
15. Пак А.Н. 45 (6)
16. Папижук Э.Н. 33 (11)
17. Пилипенко Е. 9 (16)
18. Полежаев А.М 48 (4)
19. Щербак Э.Р. 25 (14)
20. Янишевский Д28 (13)
1153


Приложение № 3
№ п/п Дата Тема занятия Проектная, творческая деятельность Проверочная работа по предыдущей теме Активность на уроке Практическая работа Ведение конспекта Дисциплина Баллы за урок Всего баллов
1. Адов А.Д. 2. Бакунькин Л.И. 3. Горох А.О. 4. Докучаев Д.К. 5. Ильченко И.С. 6. Кравчук А.А. 7. Ланшаков И.И. 8. Никифаров П.А 9. Пивкин И.С. 10. Сухов А.А. 11. Белалов Э.М. 12. Белый Н.А. 13. Денежкин С.С 14. Кащенко А.Ю. 15. Можейко П.Ф. 16. Пичкур С.М. 17Правосудов АД 18. Сергеев А.В. 19. Суворов А.А. 20. Тархов С.Е. Рейтинговая система оценки по предмету технология 2 роты суворовцев в 3 четверти 2015 года (1 взвод)
Приложение № 5
Опросник для самодиагностики технических знаний и умений по разделу «Элементы машиноведения».
Инструкция. Суворовцам предлагается ответить на вопрос, заполнив таблицу.
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно
1. Я могу объяснить различие в понятиях «механизм» и «машина» 2. Я знаю различие между графическими изображениями: технический рисунок, эскиз, чертеж. 3. Я знаю устройство сверлильного станка, могу его настроить и просверлить отверстие в металлической пластине. Суворовец:_________________________