Выступление на педсовете Современные подходы к контролю и оценке знаний


МБОУ СШ №1 г. Сычёвки Смоленской области


Тема выступления на педагогическом совете:
«Современные подходы к контролю и оценке знаний
обучающихся как структурным и функциональным
компонентам образовательной технологии»

(особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе)
Выступление подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории МБОУ СШ №1
Логинова С.А.
2012 год
Современные подходы к контролю и оценке знаний
обучающихся как структурным и функциональным
компонентам образовательной технологии
(особенности контроля и оценки знаний обучающихся в начальной школе)
Контроль и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя. Система контроля и оценки позволяет устанавливать персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Вопросы об осуществлении контроля, критериях оценивания знаний обучающихся всегда актуальны и часто возникают у учителей начальных классов.
Исходя из приоритетных целей системы начального образования, определены функции контроля.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки младших школьников.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого результата с действительным.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (отметки) создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика.
Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля ученика, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.
Диагностическая функция выражается в определении степени усвоения обучающимися учебного материала, а также объёма усвоенного материала и глубины понимания.
Имея полное представления о функциях контроля долгое время (до введения ФГОС) у учителей начальных классов отсутствовали чёткие, научно выверенные нормативные документы, положения о контроле и оценке знаний обучающихся, которыми могли бы руководствоваться педагоги. Министерством образования и науки России для использования в практической работе было предложено методическое письмо «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (1998 г.). По вопросам планирования, формах и видах контроля учителя начальных классов консультируются у специалистов ИУУ. С учётом рекомендаций составляются планы внутриклассного и внутришкольного контроля, утверждаемые на ШМО.
В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный (входящий), текущий, тематический, итоговый. 2
Предварительный контроль осуществляется методом диагностирования, тестирования будущих первоклассников с целью определения их стартовых возможностей и индивидуальных особенностей. По результатам диагностирования учитель определяет степень готовности детей к обучению, даёт рекомендации родителям и планирует коррекционную работу.
Формы организации контроля разнообразны: устный опрос, самостоятельные, проверочные, контрольные работы, словарные и арифметические диктанты, грамматические задания, изложения, сочинения, тесты, творческие проекты и т.д.. Учителями начальных классов нашей школы разработаны и систематизированы контрольно-измерительные материалы по разным учебным предметам. В последнее время с целью отслеживания результативности обучения в начальных классах проводятся мониторинги. Младшие школьники активно участвуют в интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Старт»), олимпиадах, научно-практических конференциях.
Оценивание знаний и умений учащихся осуществляется традиционно (по пятибалльной шкале) в соответствии с методическими рекомендациями.
На основании письма Министерства общего образования России от 25.09.2000 года «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» в первых классах четырёхлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, солнышки…). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия…). Допускается фиксация продвижения младших школьников в освоении умений, необходимых для формируемых навыков, с помощью «Листа индивидуальных достижений», которые заводят на каждого ребёнка. Освоенные навыки дети (с учителем или самостоятельно) отмечают с помощью каких-либо цветных значков.
Оценивание обучающихся 2-4 классов предполагает регулярную проверку и оценку письменных работ и устных ответов ученика. В качестве проверочных работ используются, как правило, задания, подготовленные учителем либо принятые на уровне школы, разработанные в соответствии с государственным стандартом образования.
Данная система оценивания обеспечивает возможность совмещения текущих и итоговых оценок, что даёт основания для прогноза и представляет удобную форму фиксации итоговых достижений учащихся. Однако она имеет серьёзные недостатки и заслуженно критикуется как учителями и научным педагогическим сообществом. Её основной проблемой является закрытость и субъективность оценки, отсутствие чётких критериев, на основании которых определяется качество оцениваемых достижений. Расплывчатость и, зачастую, произвольность норм и критериев выставления отметки делают систему оценивания непрозрачной для учащихся, что мало способствуют становлению и
3
развитию их оценочной и в целом учебной самостоятельности, ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на нее окружающих.
С введением ФГОС, как целостной системы требований ко всей системе образования страны, а не только требований к предметному содержанию образования, изменилась и система оценки образовательных результатов. 
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке достижения обучающимися трёх групп результатов образования: личностных (духовно-нравственное развитие и воспитание), метапредметных (формирование универсальных учебных действий) и предметных (освоение содержания учебных предметов). 
Цели оценочной деятельности:
- ориентировать на достижение результата;
- духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты);
- формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты);
- освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
- обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования(предметных, метапредметных и личностных);
-обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов;
-обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, на отдельной параллели, на отдельной ступени обученияи в ОУ в целом.
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
  Новая система оценивания предполагает изменить формы и методы оценки. Перечислим главные изменения.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не
4
задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую
диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
-       целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
-       самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
-       результаты учебных проектов,
-       результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки - несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи и отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося по отдельным предметам. Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования)
5
теперь будет приниматься не только на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе. Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.
Учитель фиксирует результаты в таблицы только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (и в классный журнал, 2-4 класс). Отметки в таблицы результатов выставляются:
-       в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),
-       в 2-4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята в данном образовательном учреждении (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями
Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты).
Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня
2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач.
Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально».
Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня.
3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач.
6
Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично». 6
Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования.
Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.
7