Выступление на педсовете Качество образования в коррекционной школе и возможности его повышения в современных условиях

Педагогический совет «Дорогу осилит идущий», или Как повысить качество результатов образования?»

Единственный путь,
ведущий к знанию – деятельность.
Бернард Шоу
1.Качество образования в коррекционной школе и возможности его повышения в современных условиях.
Наш педагогический совет мне хочется начать с притчи.
«Два человека шли к своей заветной мечте. Их путь пролегал между крутыми горными склонами и грозил опасностью. Однажды они остановились в раздумье, так как еще издали увидели, что дорога, по которой они шли, оканчивается у ближайшего выступа скалы.
- Но дальше нет пути! Каким же я был глупцом, что поверил этим грезам, - подумал первый ищущий. Сомнение, страх и неверие смутили его и сбили с Пути.
Развернувшись, он пошел назад, так и не добравшись до заветной цели.
Второй ищущий поначалу тоже засомневался. Он остановился в нерешительности, но в отличие от своего попутчика, он поверил своему сердцу и своей мечте и усомнился в своем видении. Подойдя к повороту, он воскликнул:
- О, чудо!
Но никакого чуда не было. Просто приблизившись к выступу скалы, он увидел, что дорога вовсе не заканчивается, как ему казалось, а незаметно сворачивает за скалу, за которой ее просто-напросто не было видно.
Первый ищущий так и вернулся домой, не пройдя своего Пути и не достигнув заветной цели. Он до сих пор считает свою мечту нереальной, ведь он своими глазами видел, что пути дальше не было, и продолжает жить прежней неудовлетворенной жизнью.
А второй путник, сам стал проводником, который указывает Путь всем стремящимся.
«Дорогу осилит идущий!» - эти слова стали названием нашего педсовета.
Дорогу осилит идущий или Как повысить качество результатов образования?» Цель педсовета: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся, изучить опыт коллег – педагогов в данном направлении, побудить учителей к активной работе по повышению качества знаний учащихся.
Современная школа  многообразна и сложна, она постоянно изменяется.       В условиях модернизации Российского образования перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Повышение качества образования –   одна из главных задач, стоящих сегодня перед школой.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить  основные  показатели эффективности деятельности школы:
уровень обученности обучающихся;
уровень выполнения стандартов образования;
готовность учеников к продолжению образования;
уровень воспитанности обучающихся;
состояние здоровья детей;
уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но показатель качества обученности обучающихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы на сегодняшний день.
  Контроль качества знаний  (КЗ) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка  приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей.
Среди таких причин можно назвать следующие:
- преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная работа) над активными формами обучения (проектная, исследовательская деятельность, дискуссии, системно-деятельностный подход и т.д.);
- отсутствие единства требований к ответам ученика;
- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка;
- отсутствие у учеников видения перспективы применения своих знаний в будущей жизни;
- отсутствие мотивации к обучению;
- пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
- отсутствие контроля посещаемости уроков со стороны родителей и со стороны педагогов.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является качественная организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если мы превратим урок в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и электронных образовательных ресурсов – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.
В нашей школе имеются все условия для того, чтобы качество образования обучающихся было на должном уровне.
Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой, способными к инновационной профессиональной деятельности. Все педагоги имеют среднее профессиональное и высшее образование. 48% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 20% - первую квалификационную категорию, остальные – соответствую занимаемой должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива школы. Педагоги прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
В школе создана система методической работы, обеспечивающая сопровождение деятельности каждого учителя.
С целью обеспечения освоения детьми с тяжелыми нарушениями речи образовательной программы, коррекции речевых недостатков работают учителя – логопеды, педагог – психолог, медицинские работники. Их задачи: психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.
Материально-техническая база школы также приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации образовательной программы и способствует повышению качества образования.
Финансовое обеспечение реализации программы опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в государственном задании школы. Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и содержание государственной услуги, а также порядок ее оказания. Нормативы определяются Правительством Рязанской области и министерством образования Рязанской области.
Таким образом, в школе созданы достаточные условия для повышения качества образования каждого ученика.
Наши коллеги сегодня поделятся опытом своей работы в данном направлении.
2.Специальные упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия как средство повышения качества коррекционно-образовательного воздействия. (Учитель-логопед)

3.Как повысить качество образования в начальной школе? (Учитель начальных классов)

4.Как сделать уроки русского языка в коррекционной школе более эффективными? (Учитель русского языка и литературы)

5.Развитие мышления учащихся в коррекционной школе: решение математических задач. (Учитель математики)


*ђ Заголовок 315