Выступление на педсовете Имидж школы как ресурс её развития через качество полученного образования


Имидж школы как ресурс её развития
через качество полученного образования
Имидж учебного заведения - это яркое проявление индивидуальности учебного заведения. Основными факторами, которые влияют на формирование имиджа современного учебного заведения являются: постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса; внедрение образовательных инноваций, информационных технологий; создание индустрии современных средств обучения и воспитания, полное обеспечение ими учебных заведений; вариативность учебных программ, индивидуализация обучения и воспитания; подготовка квалифицированных кадров, способных к творческому труду, профессиональное развитие, освоение и внедрение наукоёмких и информационных технологий, конкурентоспособных на рынке труда.
Формирования имиджа является первым шагом для построения современной школы. Инициатива учреждения иметь свой личный образ, свое лицо - залог успешности. Положительный имидж школы - это не только добрые слова в ее адрес, постоянная наполняемость классов, приток родителей, развитие социального партнерства и вполне конкретные материальные инвестиции, а главное - это крепкий коллектив педагогов. К главным чертам учителя, который работает на имидж школы, относятся профессионализм, компетентность, продуктивность деятельности. Становление профессионализма учителя - процесс долгий, постоянно требует повышения уровня его компетентности. На протяжении всей своей деятельности учитель учится, совершенствует методическую базу, решая учебные задачи, связанные с развитием личности ученика.
Современное образование требует воспроизведения современных школ, а современная школа требует и современного учителя , который постоянно движется вперед, не боится трудностей, не останавливается на достигнутом, способный жить и работать в инновационном режиме: принять и принять новое, овладеть инновационными ситуациями, настроиться на самосовершенствование, самообразование, саморазвитие, без чего невозможно обеспечение нового качественного образования, которое способствовало бы развитию творческой личности.
Мы не должны забывать о том, что современные дети не такие, какими были мы, следовательно, они нуждаются в современном обучения новому. То, что было хорошим вчера, не является актуальным сегодня. В отличие от традиционной системы обучения, где происходило механическое усвоение знаний, современное образование требует от нас развивать способности ученика, его творческие личностные качества, чтобы на уроке он не оставался обычным исполнителем, а получал удовольствие от творчества, которое помогает сформировать устойчивые познавательные интересы.
Конечно, все новое должно на чем основываться. Мы придерживаемся классно-урочной системы, которую начал Я. А. Коменский, а вот что мы имеем на самом уроке - это своего рода искусство. И учителя по праву можно назвать художником. Он рисует в своем воображении, а потом воспроизводит на уроке созданные им новые методы и формы обучения. Ибо, как сказал Конфуций: «Кто овладел новым, лелея старое, тот может быть учителем».
Ведь дети должны усвоить не только определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять связь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно только средствами, которые активизируют творческие способности. Эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов была и есть заинтересованность. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считал, что учебный процесс в школе должен развивать всемогущую радость познания.
Маленький ребенок, когда он переступил школьный порог, становится школьником. Но это еще малыш, которому надо адаптироваться в школе, многому научиться и овладеть. Он приходит в класс, садится за парту, смотрит вокруг испуганными глазами, и не может понять, что новое его окружает, что от него требуют.
Каким должен быть урок в 1 классе? Безусловно, интересным, таким, что возбуждает ум и воображение, расширяет кругозор. Ведь в 6- 7 лет преобладает произвольная память. Малыши с легкостью запоминают только то, что вызывает у них интерес. Когда обучение интересное, тогда оно и эффективное. Маленьким школьникам не всегда легко разобраться с содержанием учебного предмета. Интересно детям учиться тогда, когда они, будто играя, рассматривают возможные и невероятные жизненные ситуации, выбирают правильный ответ среди целого ряда вариантов. Поэтому частыми гостями у первоклассников на уроках является Гномы, Колобок, Тетушка Сова, Буратино, Незнайка, лесные зверьки, герои других сказок. Они знакомят детей с новыми буквами, звуками, цифрами, учат писать и читать, предлагают интересные задания, знакомят с сокровищами языка, математики, окружающей среды. Очень трудно понять малышу, что такое горные породы, но появляется маленький гномик и ведет в путешествие к горным сокровищам. И уже не такой тяжелой кажется эта тема, уже ученики спокойно и уверенно оперируют новыми понятиями.
Очень тяжелым оказывается для малышей урок письма. В это время я обращаюсь к использованию игровых ситуаций. К каждой букве придумывала любую игровую ситуацию, которая оживляет скучный процесс ее запоминания и доводит написание буквы до автоматизма.
Например, письмо строчной буквы «эм». Игровая ситуация: муравей заблудился, ему надо помочь найти дорогу домой. Он встречается с зайчиком, лисичкой, белочкой. Белочка прыгает по букве, муравей быстро бежит, лисичка крадется, а зайчик передвигается с опаской. Пока все животные пройдут по тропе - пальчик ребенка уже запомнил новый для него маршрут. Также целесообразно использовать и отрывок из мультфильма «Как муравей искал дорогу домой». Хорошо оживит такую ​​работу музыкальное сопровождение.
Изучаем букву «я»: все дети с удовольствием подпевают песню Красной Шапочки "Если долго-долго». Во время работы по образцам мы повторяем путь Красной Шапочки к бабушке. За ней следит волк, поэтому Красная Шапочка пошла длинной дорожке и заблудилась. Как быть? Дети подсказывают: надо идти вверх по тропинке. Отрабатывается верхнее соединение.
Для формирования навыков правильного письма буквы «и», ученики путешествуют вместе с письмом, знакомятся с видами почты (гонец, голубиная, тройка, конная, поездом, самолетом). Буква «эн» - качели под музыку. Игра «По грибы» отрабатывает написание буквы «е». Слушают сказку «Сивка-Бурка» при написании буквы «эс». «Кот в сапогах» приходит на помощь во время письма буки «ка»: «Кот спешит во дворец, чтобы найти принцессу. Он едет в карете или бежит …
Очень нравится моим ученикам работать с упражнениями на развитие мускульной памяти, такими как «Орешек», «Строитель», «Игра на пианино», «Шагаю за животными», «Пузыри», «Катаю карандаш», «Семейка» и другие, которые сопровождаются соответствующими стихами. Такие упражнения не только развивают мелкую моторику, но и способствуют интеллектуальному развитию детей.
Но мои ученики уже учатся во втором классе. И предпочтение я отдаю интерактивным упражнениям, методам, приемам и формам работы. Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, своё интеллектуальное совершенство. Именно интерактивные методы позволяют создать учебную среду, в которомйтеория и практика применяются одновременно. А это дает возможность ученикам развивать мировоззрение, формировать характер, логическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут обнаружить, формируют свои собственные идеи и мысли, учатся сотрудничеству. Безграничным источником для внедрения интерактивных методов и средств обучения является урок чтения. Почему урок чтения ? Достопримечательностью для меня стали установки В. А. Сухомлинского: «Научите в начальных классах всех детей читать так, чтобы они умели читая думать и думая читать». Интерактивные методы, формы и приемы работы на уроках чтения помогают мне преодолеть равнодушие и отчужденность детей, сплотить и ободрить, невольно захватить и разговорить их, научить читать быстро, правильно и выразительно, понять смысл прочитанного, подводить учащихся к тому, чтобы они участвовали в обсуждении. Это такие приемы и формы обучения: «Микрофон», работа в парах, малых группах, «Диалог», «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», упражнение «Ожидание», работа в парах - «Джигсоу-1» и «Джигсоу- 2 ». Всем известно, каким скучным бывает процесс проверки домашнего задания, поэтому я стараюсь сделать его более интересным с помощью таких интерактивных упражнений: «Чтение слов в столбцах с изменением громкости», «Чтение с различными знаками препинания», «Образуйте пары слов», « Редактор "," Шифровальщик », которые помогают перейти к анализу домашнего произведения. В работе над текстом стараюсь подбирать такие вопросы, чтобы вызвать учащихся на дискуссию, в ходе которой раскрывается внутренний мир ученика: его мысли, мечты, состояние: «А смог бы ты сделать так, как сделал ...», «А как бы ты поступил на месте героя? »,« А можно исправить ситуацию? Каким образом? » и другие.
Этап предоставления необходимой информации или изучение новой темы урока имеет следующие цели: дать ученикам достаточно информации. На уроке чтения - это знакомство с новым текстом и обучение правильному и выразительно чтение нового текста. Чтобы работа по чтению нового текста была более интересной и деятельной, помогают такие методы и упражнения: «Светофор», «Микрофон», «Эстафета». Эти виды чтения заставляют детей быть внимательными, правильно и выразительно читать текст, чтобы чтение каждого из них не было хуже чтения других детей. Очень нравится ученикам и работа над текстом с использованием метода «Чтение с предвидением», «Озвучь рисунок», «Мимикричи» и другие.
Увлекаясь интерактивными методами, не забываю и о других уроки и формы работы: уроки-любования, наблюдения, путешествия ( «Путешествие в мир доброты», «Путешествие в космос», «Путешествие в Айболита» (урок рус. языка по теме «Сомнительный согласные "), «Путешествие на птицеферму »(урок математики по теме« Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд »),« Путешествие в осенний лес »и др., а также инсценировка, развивающая память, творческое воображение, креативное мышление, построение диалога, игра «Ты - мне, я - тебе». С целью творческого развития каждого ребенка применяю на уроках познавательные творческие задачи. Такие задачи составляют систему, которая позволяет сформировать и развить все разнообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечить переход от репродуктивных формально-логических действий к творческим.
На протяжении многих лет я черпала «золотые зерна» своего опыта по методической литературы, из опыта учителей коллег и учителей - новаторов. Все время стараюсь работать так, чтобы работа приносила радость как мне, так и моим ученикам. А это многого стоит ...