Доклад Эффективность работы учителя физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к ЕНТ

Эффективность работы учителя физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к ЕНТ
Абильбеков Марат Жалелович, учитель физики и информатики

“В задачах, которые ставит перед нами жизнь  экзаменатором является сама природа”. У. Сойер
 В нашей стране и в нашем регионе по проверке степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы по различным дисциплинам, в том числе по физике проводится Единый национальное тестирование (далее – ЕНТ).
В физике владение предметом гораздо выше, чем одно чистое знание, которое всегда можно пополнить с помощью учебников, учебных пособий и справочной литературы. Что, значит, владеть этими предметом? Это, значит, уметь решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
Изучая физику, учащиеся постигают различные физические законы, одни из которых относятся только к определенному кругу явлений, например, механических, электрических, оптических, другие же являются фундаментальными, общими для всех физических явлений.
Судить о степени понимания физических законов можно по умению применять их для анализа конкретных физических явлений, т.е. для решения физических задач. Поэтому решение задач представляет собой необходимый и чрезвычайно важный этап при изучении физики.
Наибольшую трудность для учащихся представляет вопрос: “С чего начать?”, т.е. не само использование законов, а именно выбор, какие законы и почему следует применять при анализе каждого конкретного случая.
Это умение выбирать путь решения задачи, т.е. умение определить, какие именно законы описывают рассматриваемые ситуации, как раз и свидетельствует о глубоком и всестороннем понимании физики и математики.
Многие учащиеся испытывают затруднения в решении задач. Это объясняется не только сложностью данного вида занятий, но и недостатками в подборе и методике решения задач по школьному курсу физики.
Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки к ЕНТ не существует. В своем выступлении я хочу поделиться опытом своей работы по подготовке учащегося к сдаче итоговой аттестации.
При подготовке к ЕНТ у выпускника появляются новые трудности. Главное состоит в том, что при подготовке придется повторить весь материал, изучаемый, начиная с 7 по 11 класс. К ЕНТ надо готовиться и по предмету, и психологически. Это связано еще с тем, что задания ЕНТ сформулированы в непривычной для учащегося форме, и кроме того, большинство школьников должны смириться с тем, что все задачи они не решат в отведенное время. Сконцентрироваться надо на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕНТ решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года 11 класса, а намного  раньше – начиная с 7-го класса.
Начиная с первых уроков физики в 7-ом, я знакомлю учащихся с формой проведения ЕНТ, его целями и задачами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕНТ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.
Работа в тестовых технологиях должна занять определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков уже в основной школе (5-9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто и без существенного ущерба для других форм и методов работы. В связи с этим учитель должен накопить определенную базу тестовых заданий по всем темам школьного курса
В своей методической копилке я имею демоверсии ЕНТ за многие годы существования данной формы итоговой аттестации. В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся образовательных учреждений, регулярно повышаю уровень своего педагогического мастерства, поддерживаю связь с учителями района, и других регионов через Интернет.
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля как ежеурочного (в виде физических диктантов, контрольных, самостоятельных, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз в месяц тестирования по образцу ЕНТ.
Можно составить разноуровневые  тесты, можно задать домашнее задание, самим составить тесты с готовыми ответами из нескольких заданий. Хочу вернуться к началу выступления. Не существует идеального варианта подготовки к ЕНТ. У каждого ученика ограничен круг возможностей. Будет неправильно, если во время подготовки не будем учитывать возможности учащегося. В течение всей 4-ой четверти 11 класса я стараюсь прогнать весь пройденный материал, который есть в ЕНТ и при этом изучать новые темы. Во время каникул провожу пробный ЕНТ на школьном уровне и по результатам выявляю и возможности учащегося и те темы, которые надо повторить с классом. Провожу консультации в 9-ом, 11-ом классах, начиная с начала учебного года.
Так как по учебному плану на физику для естественно-математического направления отводится 3 часа, на гуманитарное направление 1 час этих часов практически не хватает для усвоения программного материала и подготовки к ЕНТ. Поэтому немаловажной является и внеклассная работа по предмету, способствующая развитию интереса учащихся, их мотивации, повышению уровня подготовки.
Внеклассной работой в отечественной школе начали заниматься сравнительно недавно – с начала 50-х годов XX века. Все методисты, работающие в этой области, отмечают общедидактические принципы, на которые опирается внеурочная работа: научности, последовательности, систематичности и другие.
Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.
В теории и методике обучения различают два типа внеклассной работы.
К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Данный тип должен носить ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с учащимися, пропустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины, занятия с учащимися, перешедшими из другой школы, и.т.д.
Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению предмета повышенный, по сравнению с другими, интерес и способность. Это и является собственно внеклассной работой в традиционном понимании этого слова.
Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
Хочу отметить следующее:
в содержание внеклассной работы необходимо включить вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней.
в содержание внеклассной работы необходимо включить и вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние десятилетия:
в старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.
Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах:
Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.
Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки.
Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно - практические конференции, недели физики и математики, олимпиады (на первом этапе), конкурсы, соревнования.
На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
На внеклассных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к предмету, а затем всячески развивать этот интерес.
Мы с ребятами стараемся принимать активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
Хотелось разнообразить учебный процесс, убрать скуку и “расшевелить” детей, показать им красоту окружающего мира, расширить их кругозор, обогатить уроки уже их опытом, их наблюдениями. Хотелось, чтобы дети шли на урок с желанием, чтобы физика не казалась им предметом трудным, далеким, поэтому не интересным. Нужно на практике показывать ребятам связь со многими дисциплинами.
На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Если на уроках используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях учу детей работать с научно-популярной литературой. Таким образом, использую те же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше.
Учителям – предметникам среднего и старшего звена необходимо начинать учить детей с 5 класса выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. У него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.
Работа по подготовке учащихся к ЕНТ становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.
В практику моей внеклассной работы прочно вошло проведение недели предметов естественно-математического цикла. Неделя предметов естественно-математического цикла – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.
Проведение недели предметов естественно-математического цикла – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.
Программа проведения предметной недели, предлагает задания, требующие предварительной подготовки, многие задания берутся из демонстрационных вариантов подготовки к итоговой аттестации, поэтому мероприятие каждого дня освещается заранее.
Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.
Часто я применяю на уроках задачи в рисунках, расчётные задачи, монтажные и электрические схемы, учебные кинофильмы, тесты, с помощью которых можно будет сделать вывод о необходимости знаний физики. Например, предлагаю просмотреть фрагменты художественного фильма или мультфильм. Фильм подбираю заранее, по соответствующей теме: (“Климат Земли”, “Физика атмосферы”, “Скорость тела”, “Импульс тела”, “Законы сохранения”, “Простые механизмы” и т.д.) Большинство учащихся эти фильмы уже видели, но теперь им нужно увидеть физику, её законы. Работают все учащиеся, вписывают в тетрадки физические термины, формулы, слова, имеющие отношение к теме занятия, одновременно повторяя пройденное за весь курс.
Конечно, при подготовке внеурочных мероприятий и уроков используются газетные и журнальные статьи, различная литература. В классе имеются стенд: “Увлекательный мир физики”, на которых мы размещаем интересные газетные и журнальные статьи, сообщения. Дети приобщаются к осмысленному, вдумчивому и внимательному чтению, начинают сами приносить различные статьи, иллюстрации. Некоторые заметки мы обсуждаем сообща, т.к. у ребят появляется масса вопросов.
Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования.
Широко используется метод наблюдения , методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях использую познавательные задачи.
Разновидности познавательных задач:
обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показывая ученикам способ и ход ее решения);
тренировочно-познавательные (ученики решают сходные с показанной задачи);
поисково-познавательные (ученики самостоятельно решают задачи).
Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю также работу групп, которые получают дифференцированные задания повышенной сложности; слабые отрабатывают навык путем выполнения тренировочных упражнений под руководством учителя, так как им требуется больше времени для овладения навыком. В этом случае использую карточки с дифференцированными заданиями.
Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику “непроизвольного запоминания”. Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.
Таким образом, все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса, достижению стабильных положительных результатов.
Целесообразность и нужность внеклассной работы несомненна. Ведь конечная цель школьного образования – становление творческой личности и её самореализация.
Поэтому перед современной педагогической наукой стоит серьезная задача: заинтересовать школьников в изучении физики, помочь им осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом.
Литература
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10. Методические материалы для учителя. Под ред. В.А. орлова – М.: Илекса, 2005. –400 с.: ил.
Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика-11. Методические материалы для учителя. – М.: Илекса, 2004. –228 с.: ил.
Парфентьева Н., Фомина М. Решение задач по физике: В помощь поступающим в вузы (Часть 1 и 2). – М.: Мир, 1993.
Программно-методические материалы. Физика 7–11 классы. -М., Дрофа, 2001.
Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков: Кн. для учителя / Ю.А. Сауров. –М.: Просвещение, 2005. –256 с.: ил.
Сауров Ю.А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Кн. для учителя / Ю.А. Сауров. –М.: Просвещение, 2005. –271 с.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972.
Куприченкова Е А, учитель физики, математики “Систематизация знаний по физике как фактор повышения качества образования ”http://festival.1september.ru Статья отнесена к разделу:Преподавание физики.
Тимофеева Л. В. , учитель “Внеклассная работа по физике” Статья отнесена к разделу: Преподавание физикиhttp://festival.1september.ru
Русских В. Л., директор, учитель физики “Система подготовки к самообразованию при проведении элективного курса с использованием заданий ЕГЭ” http://festival.1september.ru Статья отнесена к разделу: Преподавание физики.
В.Л. Русских. Пособие по подготовке в ВУЗы. – Киров, 2004-2006.

Мђ Заголовок 115