СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Зайнутдинова Марьям Мухамедхорезовна,
преподаватель музыки
ГБПОУ «Бугульминский профессионально-педагогический колледж»
Современное российское общество характеризуется большими преобразованиями во всех сферах жизни. В условиях интенсивного социально-экономического развития России, особенно в области образования, остро стоит проблема определения эффективных методов выявления личностного развития и форм обучения студентов. Перед каждым молодым жителем России сегодня остро встает проблема его конкурентоспособности в совершенно новой экономической и социокультурной ситуации, а по существу, это проблема его выживания. В особой мере это ощущают на себе выпускники ССУЗов, ведь забота о личной конкурентоспособности предполагает высокое внутреннее напряжение и способность мобилизовать все основные личностные ресурсы, а также постоянную борьбу с собой и другими за жизненное пространство, лидерство, свое место под солнцем. К сожалению, отличные оценки не гарантируют студентам жизненной устойчивости и успеха после завершения обучения. Наряду с профессиональной учебой нужно еще и учиться жить, развивать свою конкурентоспособность, овладеть законами, принципами и правилами конкурентоспособной деятельности, борьбы за собственное благополучие.
Идеальная модель студента ((( века – это личность многомерная, творческая, постоянно расширяющая границы своих знаний и умений, реализующая преимущества саморазвития, самодостаточности и конкурентоспособности, обладающая такими качествами, как: мыслительные – это сильные аналитические способности, системность, гибкость мышления, креативность, умение справляться с большим объемом информации и находить решения в сложных ситуациях; коммуникативные – умение вести деловые переговоры для достижения результата, умение взаимодействовать с людьми, способность подать свою точку зрения наиболее эффективно, повести людей за собой; личностные – работоспособность, культура и интересы, умение взять ответственность за свои дела, высокая мотивация к достижению результата, стремление к развитию и успеху. Поэтому преподавателям ГАОУ СПО «Буульминский педагогический колледж», в том числе и преподавателям музыкальных дисциплин, необходимо активно осваивать новые педагогические технологии, такие как: метод проекта, проектные задачи, проектная деятельность, кейс-метод, портфолио, фокус-группа, мастер-класс, учебное сотрудничество, «мозговой штурм», ситуативное обучение, проблемная дискуссия, дискуссия-диалог, «лестница достижений» и многие другие.
Сегодня в системе образования необходимы молодые учителя – целеустремленные, неординарные, талантливые, смелые, многогранные и ответственные, способные к сопереживанию и проявлению инициативы. А в условиях компетентностного подхода главными являются поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих студентов. Поэтому преподавателями колледжа активно осваиваются не только новые педагогические технологии, но и нетрадиционные виды лекций: лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция «вдвоем», лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, программированная лекция-консультация, лекция-диспут, управляемая лекция и другие.
Так как педагогическая технология – это описание и процедура реализации педагогического процесса, то ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж» под понятием «педагогические технологии» реализует:
образовательные технологии – технологии учебного процесса;
воспитательные технологии – технологии организации внеклассной (внеурочной) работы;
информационные технологии – технологии, основанные на использовании электронных средств коммуникации.
Понятие «технология» характеризуется многими признаками, поэтому и подходы различные. Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе образование. Это обращает нас к поиску путей формирования учебной деятельности в условиях компьютеризации образования. Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий. Переход к личностно-ориентированному образованию и необходимость использования новых образовательных технологий в значительной степени были обусловлены развитием новых информационных технологий, в том числе и компьютерных, их внедрением в образовательный процесс. Именно дистанционное образование и Интернет отвечают требованиям обновленной системы образования, т.к. через образование проходит самый надёжный и цивилизованный путь прогресса и реформ в развитии общества.
Несомненно, что растущий интерес к дистанционному образованию, который существует сегодня в России, имеет объективную основу. С одной стороны, повышается потребность населения страны в непрерывном образовании. При этом растущая мобильность жизни вызывает потребность в мобильных учебных системах. С другой стороны, совершенствование компьютерной техники и развитие глобальных информационных сетей открывают новые возможности дистанционного обучения при относительно низкой себестоимости. Кроме того, из-за огромных территорий развитие дистанционного образования в России является особенно актуальным.
Таким образом, дистанционное обучение является наиболее перспективной формой образования, оно способствует усилению интеграции образовательных структур и развитию системы непрерывного образования. Особенно привлекательным свойством дистанционного обучения является возможность реализации идеи непрерывного образования личности, понимаемой как потребность в образовании, органически свойственная человеку и проявляющаяся в течение всей его жизни, а также как одна из форм знаково-контекстного обучения, призванная подготовить конкурентоспособных выпускников ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж» к будущей практически-творческой деятельности.
Студентами и преподавателями активно используются творческие проекты в образовательной деятельности колледжа:
проектные игры – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, развлечения и т.д.);
повествовательные проекты – рассказы в самой разнообразной форме”: устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина, рисунок, иллюстрация), музыкальной (игра на музыкальных инструментах).
Результатом работы со студентами является продукт, это разнообразные работы (практико-ориетированные мини-проекты), примерные образовательные программы (исследовательские монопроекты) и другие.
В основе технологии проектной деятельности лежит развитие у участников проекта познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Так как компетенция личностное «достояние» студента, наиболее успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода. То, возможно, например, применение компьютера с установленными на нем музыкальными программами типа «музыкальный конструктор». Для работы в таких программах не обязательно знание нотной грамоты, поэтому они доступны широкому кругу желающих. Создание небольших композиций в том или ином стиле помогает понять и почувствовать жанровые и стилевые особенности различных направлений современной музыки, познакомиться со звучанием многих редких музыкальных инструментов. Как известно, коренное и самое существенное отличие учебной деятельности от всякой другой (особенно от учебной «работы») в том, что она протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления и для нее характерно такое преобразование материала, которое вскрывает в нем внутренние существенные связи и отношения. Их выявление позволяет студентам проследить происхождение самого знания, осуществить «самооткрытие истины».
Таким образом, владение современными педагогическими технологиями становится необходимым условием в профессиональной подготовке будущего конкурентоспособного специалиста педагогического профиля.
15