Календарно-тематическое планирование развивающего курса Речь 4 класс


Календарно – тематическое планирование
4 «А» класс
курса «Речь»
по программе Т.Н.Соколовой « Школа развития речи»
комплект учебно - методического пособия Т.Н.Соколовой 2011 г.
в году – 34 часа
в неделю -1 час
по четвертям:
1 четверть – 8 часов,
2 четверть – 8 часов,
3 четверть – 10 часов,
4 четверть – 8 часов.

№п/п Тема занятия К-во
часов Дата Цели
1 четверть
1/1. Многозначные слова, омонимы, омоформы и омофоны. Каламбуры.
1ч. Повторить изученный материал о многозначных словах., омонимах, омоформах и омофонах. Научить сочинять стихотворные каламбуры. Развивать внимание и логическое мышление.
2/2. Фразеологизмы. 1ч. Повторить понятие «фразеологизмы». Научить пользоваться фразеологическим словарём. Развивать память, логическое мышление.
3/3. Фразеологизмы. 1ч. Продолжить работу с фразеологизмами. Отрабатывать навыки подбора и употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. Развивать память, воображение, логическое мышление.
4/4. Диалектизмы 1ч. Познакомить с диалектными словами. Употребление в устной и письменной речи устаревших слов и диалектизмов. Развивать память.
5/5. Сравнение, эпитеты, олицетворение. 1ч. Продолжить работу над понятиями «сравнение», «эпитеты», «олицетворение». Отрабатывать навыки анализа художественного текста ,умение украшать текст, вводя сравнения, эпитеты и олицетворения в устную и письменную речь. Развивать воображение, логическое мышление.
6/6. Метафора. 1ч. Познакомить с понятием «метафора». Работать над навыками употребления метафор в устной и письменной речи. Развитие памяти, логического мышления.
7/7. Пословицы и поговорки. Афоризмы. 1ч. Познакомить детей с афоризмами, многообразием пословиц и поговорок. Учить уместно употреблять их в речи.
8/ 8. Сочинение по пословице. 1ч. Придумать свою историю, раскрывающую смысл пословицы.
Развивать память, воображение, логическое мышление.
8 ч

2 четверть
9/ 1. Работа над ошибками в сочинениях. 1ч. Познакомить с сочинениями по различным пословицам. Учить разгадывать шарады. Развивать внимание, память.
10/ 2. Художественный стиль. Общее понятие. 1ч. Познакомить с прозаическими и стихотворными текстами, относящимися к художественному стилю. Использование в них изобразительных языковых средств. Самостоятельно составить рассказ в художественном стиле.
11/ 3 Сочинение – пейзажная зарисовка. 1ч. Написать сочинение на тему «Краски осеннего леса» после тщательной подготовки. Развивать наблюдательность, воображение, память.
12/ 4. Рифма 1ч. Познакомить с ритмом стиха. Научить подбирать рифму. Развивать логическое мышление, любознательность.
13/ 5
Диалог и монолог. 1ч. Отличие диалога от монолога. Лексика, используемая в диалоге.
Правила оформления диалога на письме. Сочинить свой монолог на тему «Что я люблю» или «Что я не люблю»
14/ 6. Драматические импровизации. 1ч. Пьеса и рассказ. Сходство и отличия. Уметь трансформировать рассказ в пьесу. Подготовить с друзьями инсценировку.
15/ 7. Драматические импровизации.
1ч. Учить составлению сценария по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома». Развивать творчество и самостоятельность.
16/ 8 Композиция текста. Основные элементы композиции.
1ч. Познакомить с построением художественного произведения (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) Придумать кульминацию и развязку сказки.
8 ч.

3 четверть
17/1. Композиция. Работа с деформированным текстом. 1ч. Научить самостоятельно определять в деформированном тексте место каждой части в композиции. Развивать внимание и логическое мышление.
18/2. Творческая работа. 1ч. Написать шуточный рассказ (сказку) на тему «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать». Развивать творчество и самостоятельность.
19/ 3. Сочинение-миниатюра в художественном стиле. 1ч. Продолжить работу над содержанием и композицией текста. Развивать логическое мышление, воображение.
20/4
Творческая работа. 1ч. Вспомнить знакомую народную или авторскую сказку. Пофантазировать и сочинить такую сказку «наоборот».
21/5 Публицистический стиль. 1ч. Познакомить ребят с ещё одной разновидностью книжного стиля – публицистическим. Написать сочинение в публицистическом стиле на одну из предложенных тем.
22/6. Газетно-публицистический стиль. 1ч. Познакомить с публицистическими жанрами газетного стиля: корреспонденция, репортаж, интервью, очерк, статья. Написать небольшую корреспонденцию, репортаж или статью.
23/7. Деловая игра «Вёрстка газеты» 1ч. Учить правильно осуществлять вёрстку газеты ( составлять макет газеты, располагать набранные и отредактированные материалы на газетных полосах). Развивать воображение и логическое мышление.
24/8 Официально-деловой стиль. 1ч. Познакомить с примерами документов, составленных в официально-деловом стиле. Развивать внимание и память.
25/ 9. Тезисы. Конспект. 1ч. Дать понятие о правилах и формах работы с источниками информации. Научить правильно составлять тезисы и конспект.
26/10. Аннотация. 1ч. Познакомить с аннотациями к известным литературным произведениям. Написать аннотацию к своей любимой книге. Развивать внимание.
10 ч.
4 четверть
27/1. Я пишу письмо. 1ч. Познакомить со структурой письма: обращение к адресату; рассказ о событиях; изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату. Написать письмо другу и подписать открытку.
28/2.
Личный дневник. 1ч. Познакомить с отрывками из личного дневника М.А.Булгакова. Вспомнить каникулы и записать в виде дневника все происходившие в это время события.
29/3. Сочинение «Мои любимые стихи». 1ч. Научить анализировать стихи, выражать свои мысли и чувства.
Развивать воображение, память и внимание.
30/4. Сочини сценарий для мультфильма. 1ч. Придумать тему своего мультфильма, характер, роль каждому герою. Одеть всех героев в соответствующие костюмы. Написать речь каждого героя. Нарисовать картинки, которые отражают главные события мультфильма. Показать свой мультфильм друзьям.
31/5. Конкурс на лучшее название конфет. 1ч. Выполнить проект ( в группе с друзьями). Оформить свои исследования в виде презентации и защитить её перед одноклассниками. Развивать воображение и внимание.
32/6.
Лингвистический турнир. 1ч. Развивать память и логическое мышление. Выявление эрудитов- лингвистов.
33/7. Олимпиадные задания по русскому языку. 1ч. Проверить уровень знаний учащихся за учебный год.
34/8. Итоговое занятие.
1ч Подведение итогов олимпиады по русскому языку и лингвистического турнира.
8 ч. 34 ч.