Речевая защита и речевая агрессия подростков


Презентация «Речевая защита и речевая агрессия подростков» подготовлена учителем МОУ СОШ № 1 г. Орехово-Зуево Первохиной Татьяной Николаевной. Все мы — дети, подростки, взрослые, старики — общаемся при помощи языка, причем функции языка вообще и речи в частности весьма разнообразны. Рассмотрим речь в одном ряду с теми действиями подростка, которые предполагают агрессию по отношению к другому человеку или же, напротив, защиту от внешней агрессии. « Слово ранит», «слово лечит» — эти истины азбучны. Причем истоки агрессивной и защитной функций речи следует искать в необходимости сосуществования отдельных индивидов, а это предполагает конфликт. Всерьёз о преимуществах и недостатках словопрений люди обычно задумываются лишь тогда, когда их дети начинают вступать в словесные поединки. Ребенок овладевает родным языком естественным путем: слышит речь окружающих, довольно быстро «соображает», что мир наполнен информацией. Постепенно он осваивает весь активный пласт лексики. Таким образом, ребенок пользуется реально существующими словами. Детская агрессивность — это всегда ответ, реакция на агрессию Бранные слова ребята начинают использовать, как только попадают в школу, иногда и раньше. И то обстоятельство, что эти слова нас шокируют, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Им хочется позлить, подразнить нас, потому что им самим приходилось не раз терпеть это от нас, и теперь они просто открыли для себя новое оружие агрессии. Подросток легко улавливает нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. В этом случае подросток испытывает чувство юмора, которое снижает его напряжение от постоянного внимания к реалиям языка. http://aida.ucoz.ru В подростковом возрасте стремление к независимости становится ведущим мотивом деятельности. Обычно используется внешняя форма отстаивания независимости - дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Дерзость может проявляться не только в тоне и содержании речи, но и в использовании определенных речевых единиц, которыми нередко оказываются именно бранные слова. В неформальных подростковых объединениях возникает своеобразный сленг. Групповая речь нередко обильно уснащается эвфемизмами —выражениями, заменяющими нецензурный оборот речи. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения, ситуации и личности собеседника. Тот факт, что подросток из различных вариантов речевого поведения нередко выбирает именно наиболее грубый, сниженный, требует дополнительного пояснения. Как ни странно, ненормативная лексика, как и любая другая лексическая группа языка, имеет свои «сильные» стороны, чем и объясняется ее живучесть. Подростки в большинстве своем потому терпимы к ненормативной лексике, потому что в школьной среде, где они проводят значительную часть времени, царит Слово. А слово как знак разрушает пресловутый словесный реализм, и тогда открывается простор для символических процессов, для мышления в терминах возможного, а не действительного Бессмысленно учить подростков совершать правильные поступки и произносить правильные слова. Не лучше ли честно ввести их в суть проблемы, выпукло представленной в контексте культуры, показать возможные варианты поступков и слов и предложить сделать свой выбор? Используемая литература и интернет-ресурсы1.«Аномалии и язык». Вопросы языкознания. Арутюнова Н. Д., № 3, 1987. «Болезни языка или язык болезни?» Химик В.В. Выпуск № 2 2006 г., Санкт – Петербург.3. «Жизнь русского слова». Шанский Н.М. М., 2006.4. «Как слово наше отзовется». Колосов В.В., 1998 г.Толковый словарь русского языка начала 21 века. Эксмо. www.fotostrana.ru