РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. для 11 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
1-Абрамовская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО

______/ Китаева О.В../
Протокол № ___ от
«__»________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР

_________/ Леонтьева Н.В./

«__»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ 1-Абрамовской СОШ
__________/Воропаев А.Л./

Приказ № ___ от «__»____20___г.

Таловского района Воронежской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.
для 11 класса
на 2016-2017 учебный год



Учитель: Панарина Н.Д.




п.Абрамовка 2016
Рабочая программа по географии (11 класс)
Элективный курс: География человеческой деятельности : экономика, культура, политика

Пояснительная записка.
Используемая программа: География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. 70 часов . Автор В.Н.Холина. Программа опубликована в сборнике. Программы элективных курсов. География. 10-11 кл. Профильное обучение / авт. Состав. В.П. Дронов.- М.: Дрофа, 2005. -191с. Курс рассчитан на изучение в 10 и в 11 классе по 35-34 часов соответственно в год ( 1 час в неделю). В курсе «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика», рассматриваются факты и проблемы современной экономики и политики, география религий и культурные районы мира, теория и практика геополитики, география выборов модели размещения хозяйства, географические границы, территориальная справедливость, география городов и экономическое районирование. Эти вопросы интегрируют знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуют становлению творческой и инициативной личности, формируют умения видеть проблемы и принимать решения. Целью каждого занятия в большинстве случаев становится самостоятельный подход учащихся к процессу обучения, как на уроке, так и дома. Продолжая закреплять ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые.
Каждый из разделов курса включает изучение принципов, закономерностей и моделей размещения, методов пространственного анализа.
Курс предусматривает максимальное использование в процессе обучения развивающих практических заданий, развитие навыков работы с научными и публицистическими текстами, самостоятельного получения знаний, реферирования, анализа информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, поиска необходимой информации в СМИ и Интернете.
Развитие навыков отражается в умении применять их для решения таких практических задач данного курса, как:
оценка сравнительной выгодности ( и знания) географического положения экономических объектов;
оценка геополитического положения России;
оценка уровня социально-экономического развития страны;
определение типов стран по методике многопризнаковой классификации;
построение демографических пирамид и оценка динамики демографической структуры населения стран;
-оценка стадии демографического перехода ( по странам и регионам мира);
оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны;
оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
Основные географические понятия и термины. Причины развития городов, функции городов, влияние городов на окружающую их территорию, важнейшие экологические проблемы, географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, международные торговые организации, причины распределения отраслей сельского хозяйства, основные принципы районирования.
Уметь:
Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
Оценивать и объяснять на примере отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание программы.


Раздел 3 География городов (7ч) Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Функции городов в системе расселения. Системы расселения и их регулирование. Город и окружающая среда. Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Раздел 4 География мирового хозяйства (16ч) Экономическая и отраслевая структура мировой экономики. Динамика размещения хозяйства в историческом аспекте. Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. География сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Модели размещения отраслей национального хозяйства. Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Раздел 5 Территориальные закономерности экономического и политического развития (10 ч) Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы. Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования. Региональное неравенство. Пространственные закономерности экономического развития. Типы экономических районов. Резерв времени 1 ч.

Основные понятия курса Раздел 3 География городов Урбанизация, субурбанизация, эксурбанизация, реурбанизация, ложная урбанизация, уровень урбанизации, агломерация, агломерационный эффект, мегалополис, маятниковые миграции, системы расселения, агломерационная экономия, неформальный сектор в городской экономике, нагрузка на природную среду, предельно допустимые концентрации загрязнителей, микроклимат больших городов, линейная, агломерационная, равномерная системы расселения, идеальные системы расселения, центральные места, дополняющие районы, конус спроса, периодические центральные места, экистическая политика, сектора городской экономики (базовый, обслуживающий, домашнего хозяйства), индекс базовой занятости, индекс локализации, территориальная структура города, транспортная доступность, функциональные зоны города, центральный деловой район, модели использования земель в городах (секторальная, концентрическая, многоядерная), плотность жилой застройки, рента, цена на землю, этнические кварталы, трущобные районы. Раздел 4 География мирового хозяйства Геоэкономика, отраслевая структура мировой экономики (первичный, вторичный, третичный и четвертичный секторы), международные финансовые институты (Мировой банк, Всемирная торговая организация), ТНК, экспортная квота, устойчивое развитие, оптимальная территориальная структура, агрогеография (отраслевое и типологическое направления), ФАО, социальные, технические, производственные, структурные показатели в агрогеографии, латифундии, минифундии, фермерские хозяйства, Комиссия по типологии сельского хозяйства Международного географического союза, многопризнаковая классификация типов сельского хозяйства, факторы размещения (вегетационный период, условия атмосферного увлажнения, плодородие почв), центры происхождения культурных растений, системы земледелия (переложная, залежная, постоянное возделывание участков), системы животноводства (кочевое, полукочевое, пастушеское хозяйство, стойловое содержание скота), аграрные реформы, продовольственная проблема, зеленая революция, продовольственная помощь; промышленность (добывающая, обрабатывающая), факторы размещения промышленности, инвестиционный климат, стратегия индустриализации, зоны приграничного сотрудничества, локализованные и повсеместно распространенные материалы, точка минимальных перемещений, транспортные издержки, рабочий коэффициент, агломерационная экономия, децентрализация, сфера услуг и транспорт, общехозяйственные и личные услуги, деловые услуги, социальные услуги, туризм, мировая транспортная система, транспортные узлы, инфраструктура, грузовой и пассажирский транспорт (основные грузопотоки), связь и телекоммуникации, финансово-кредитная сфера, мировые финансовые центры, реклама, географическое (территориальное) разделение труда, межрайонное и международное разделение труда, специализация, международные торговые (товарные) организации (ОПЕК, Международная организация по кофе и др.), географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт и импорт), показатели анализа внешней торговли (индексы экспорта, импорта, сальдо, структура внешней торговли), международная экономическая интеграция, стадии интеграционных процессов (преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция), главные интеграционные группировки мира (ЕС, НАФТА, ОПЕК, МЕРКОСУР, МАГРИБ, АСЕАН, СНГ). Раздел 5 Территориальные закономерности экономического и политического развития Районирование (однородное - однопризнаковое и многопризнаковое, узловое), синтетические и аналитические районы, методика Моуля, принципы районирования, выбор наиболее существенных признаков для районирования, границы районов, последовательность выделения районов, административно-территориальное деление, качество районирования и АТД, географические границы, государственные границы (сухопутные, морские), территориальные воды, шельфовая зона, экономическая зона, естественные рубежи как границы, пограничные споры, анклавы, границы земельных владений, границы избирательных округов, равное избирательное право, правила справедливой нарезки округов для голосования (принцип равенства, компактности, недопущения нарезки округов в интересах партий), джерримендеринг, статистические показатели при географическом анализе выборов, система паритетов, типы регионов по политической ориентации, территориальная справедливость и экономическая эффективность, региональное неравенство, региональная политика (стимулирующая, компенсирующая), кривая Лоуренса, справедливое распределение национального дохода между районами страны, центральные и периферийные районы на глобальном, региональном и локальном уровнях, диффузия нововведений (диффузия расширения и перемещения), скорость распространения инноваций, динамика географического положения центра и периферии мирового хозяйства, депрессивные районы, районы нового освоения, центральные районы, «полюсы роста»
УМК:
Учебник: Холина В.Н. География человеческой деятельности:
экономика, культура, политика: Учеб. Для 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2012г.. - 320с.
Атлас школьника - М. Дрофа, 2006г.





















Тематическое планирование 11 класс (Элективный курс)

урока
Тема
Кол-во часов
Тип
Урок
а
Содержание темы
Требования к уровню подготовки
Виды контроля
Средства обучения
Д ,з
Дата
по плану
Дата фактич.


Модели оптимального размещения городов


1
Системы расселения
1
Вводный урок.
Система расселения, агломерационная экономика, нагрузка на природную среду, предельно допустимые концентрации загрязнения, микроклимат больших городов
Знать: основные системы расселения,.
Уметь: по различным источникам сравнивать степень экологическую обстановку в крупных промышленных центрах.
Беседа, анализ карт
Учебник, географический атлас .
Стр. 142-145



2
Модели размещения
1
Изучение новой темы


Беседа, заполнение таблицы

Стр. 145-158



3
Регулирование системы городского расселения
1
комбинированный
Линейная, агломерационная, равномерная система расселения, центральные места

беседа

Стр.158-163



Экономическая структура и микрогеография городов

4
Экономическая структура города
1
Изучение новой темы
Сектора городской экономики (базовый, обслуживающий, домашнего хозяйства). территориальная структура города, транспортная доступность
Знать: территориальную структуру города, транспортную доступность
Оценивать и объяснять: плотность жилой застройки,
Беседа, анализ текста.
Учебник, географический атлас .
Стр 163-166



5
Рынок городских земель
1
комбинированный


беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 166-171



6
Методы государственного регулирования территориальной структуры города: опыт США
1
комбинированный
Функциональные зоны города, модели использования земель в городах, плотность жилой застройки, рента, цена на землю.
Модели использования городских земель.
Беседа, индивидуальные задания
Учебник, географический атлас .
Стр. 171-174



7 Урок обобщающего повторения по теме : «Урбанизация».

Урок обобщения и контроля знаний.








Раздел 4. География мирового хозяйства.
Экономическая и территориальная структура хозяйства.

8
Структура экономики.
1
Изучение новой темы
Геоэкономика, отраслевая структура мировой экономики, международные финансовые институты (Мировой банк, Всемирная торговая организация),экспортная квота, оптимальная территориальная структура, агрогеография,
Знать; географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей
Объяснять; территориальную концентрацию, экспортную квоту.
беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 174-175



9
Динамика размещения хозяйства
1
комбинированный


Анализ текста учебника
Учебник, географический атлас .
Стр. 175-176



10
Оптимальная территориальная структура: концепция «поляризованного ландшафта».
1
комбинированный


беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 176-180



Географическое разделение труда


11
Территориальное разделение труда
1
комбинированный
Географическое разделение труда, межрайонное и международное разделение труда, специализация, международные торговые организации (ОПЕК, Международная торговая организация по кофе и др.)
Уметь: определять районную специализацию,характеризовать особенности географического разделения труда,
Знать: международные торговые организации и и главные интеграционные группировки., экспорт, импорт,
Беседа, анализ текста учебника
Учебник, географический атлас .
Стр. 180-183



12
Мировая торговля – основа международного разделения труда.
1
комбинированный
Географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт и импорт), показатели анализа внешней торговли, международная экономическая интеграция. Таможенный союз, главные интеграционные группировки мира ( ЕС, НАФТА, ОПЕК, АСЕАН)

Заполнение таблицы
Учебник, географический атлас .
Стр. 183-189



13
Международная экономическая интеграция.
1



беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 189-194















География сельского хозяйства.






14
Статистические показатели в агрогеографических исследованиях.
1
Изучение новой темы
Многопризнаковая система сельского хозяйства, факторы размещения (вегетационный период, условия атмосферного увлажнения, плодородие почв)центры происхождения культурных растений, системы земледелия ( переложная, залежная), системы животноводства ( кочевое, полукочевое, пастушеское хозяйство, стойловое содержание), аграрные реформы. Продовольственная проблема.
Знать: географические особенности распределения отраслей сельского хозяйства
Оценивать: территориальное разделение отраслей сельского хозяйства , степень природных и антропогенных изменений
Применять: различные источники информации для получения необходимой информации., составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, диаграммы.
Анализ статистических материалов
Учебник, географический атлас .
Стр. 194- 195



15
Природная основа географических различий в сельском хозяйстве.
1
комбинированный


беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 195- 197



16
Центры происхождения культурных растений и современные районы их выращивания.
1
комбинированный


Анализ заполненной таблицы
Учебник, географический атлас .
Стр. 197 -199



17
Земледелие и животноводство
1
комбинированный


Анализ заполненной таблицы
Учебник, географический атлас .
Стр. 199- 206



18
Модели в географии сельского хозяйства
1
комбинированный


беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 206- 207



19
Сельское хозяйство мира: тенденции развитий.
1
комбинированный


беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 207-213



Закономерности размещения промышленности.

20
Принятие решений о размещении промышленных объектов.
1
Изучение новой темы
Промышленность (добывающая, обрабатывающая), факторы размещения промышленности
Знать: географические особенности распределения отраслей промышленности.
Оценивать: территориальную концентрацию производства, степень природных и антропогенных изменений
Применять: различные источники информации для получения необходимой информации., составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, диаграммы.
беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 213-215



21
Модели размещения
1
комбинированный
Зоны приграничного сотрудничества, стратегия индустриализации, транспортные издержки, рабочий коэффициент, деловые услуги, транспорт,

беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 215-219



22
Основные тенденции развития и размещения промышленности мира.
1
комбинированный


беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 219- 222



23
Урок обобщающего повторения по теме: «География мирового хозяйства».
1
Урок обобщения и контроля знаний.








Раздел 5. Территориальные закономерности экономического и политического развития.
Районирование

24
Принципы районирования и виды районов.
1
Изучение новой темы
Районирование, синтетические и аналитические районы, административно- территориальное деление, географические границы
Знать: основные принципы районирования и основные районы,
Заполнение таблицы
Учебник, географический атлас .
Стр. 222-226



25
Районирование и административно-территориальное деление
1
комбинированный


беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 226-228



Географические границы

26
Государственные границы
1
Изучение новой темы
Государственные границы. Территориальные воды, шельфовая зона. Экономическая зона, границы избирательных округов
Уметь: определять государственную границу, шельфовую зону.
Работа с контурной картой
Учебник, географический атлас .
Стр. 228-232



27
Границы избирательных округов.

1
комбинированный


беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 232-242




Региональное неравенство: территориальный аспект проблемы социальной справедливости.


28
Территориальные аспекты социальной справедливости
1
Изучение новой темы
Территориальная справедливость и экономическая эффективность, региональное неравенство
Знать: особенности региональной политики.
беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 242-245



29
Региональная политика
1
комбинированный


беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 245-248



Пространственные закономерности экономического развития.

30
Модель «центр – периферия»
1
комбинированный
Диффузия нововведения, скорость распространения инноваций.
Уметь: определять типы экономических районов
беседа
Учебник, географический атлас .
Стр. 248-255



31
Типы экономических районов.
1
комбинированный
Депрессивные районы. Районы нового освоения. Центральные районы

Заполнение таблицы
Учебник, географический атлас .
Стр. 255- 260



32
Урок обобщающего повторения по теме: Территориальные закономерности экономического и политического развития.

1
Урок обобщения и контроля знаний.








33
Повторение изученного.
1









34
Резерв.
1













15