МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной (самостоятельной) работы по учебной дисциплине «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» Профессии: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ 19.01.17 Повар, кондитер 23.01.03 Автомеханик


Департамент образования Кировской областиКОГОАУ СПО «Нолинский государственный политехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной (самостоятельной) работы
по учебной дисциплине «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Профессии:
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
19.01.17 Повар, кондитер
23.01.03 Автомеханик
Преподаватель дисциплины: Н.И.Пашкина
Нолинск,2014
Основная профессиональная образовательная
программа по профессиям:
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
19.01.17 Повар, кондитер
23.01.03 Автомеханик
базовый уровень
Рассмотрено и рекомендовано к применению на заседании методического объединения спецдисциплинпротокол №___ от ___________ 2014 г. Председатель: ______________
Рассмотрено советом техникума
протокол №____ от__________201___ г.
Председатель: ______________ Б.Б.Буторин
Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся по профессии:
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
19.01.17 Повар, кондитер
23.01.03 Автомеханик
(базовый уровень) при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы предпринимательства».
В методических рекомендациях разработаны различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, даны указания по их выполнению, составлены контрольные вопросы и определены формы контроля.
Содержание.
1. Назначение методических рекомендаций.
2. Организация и основные виды самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «Основы предпринимательства».
3. Методические рекомендации по самостоятельному изучению отдельных тем дисциплины «Основы предпринимательства».
4. Перечень вопросов и заданий к рубежному и итоговому контролю.
5. Методическое и информационное обеспечение дисциплины.
I НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы предпринимательства» предназначены для обучающихся по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ, 2670807.01 Повар, кондитер, 190631.01 Автомеханик (базовый уровень).Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Основы предпринимательства».
Основная цель предпринимательского образования – это формирование у обучающихся первоначальных знаний по основам предпринимательства и умений применять имеющиеся знания при организации малого бизнеса.
Настоящее методическое указание содержит работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих основных задач:
- ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
- формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики;
- развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно-экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
- воспитывать уважение к чужой собственности, прививать этику цивилизованного предпринимательства;
- знакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
- вооружать некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки;
- формировать уверенность в собственных силах и возможностях по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда;
- воспитывать такие качества личности как, предприимчивость, расчетливость, экономность, умение оперативно решать поставленные задачи.
В результате выполнения самостоятельной работы обучающийся должен знать:
типы и виды организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;
порядок и регламенты государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности;
перечень и полномочия органов, осуществляющих государственное регулирование и государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности;
критерии выбора оптимальной организационно-правовой формы организации собственного дела;
основные отличия и преимущества различных форм организации предпринимательской деятельности по профессиональному профилю;
понятие бизнес-плана;
виды и типы бизнес-планирования;
типовую структуру бизнес-плана;
последовательность действий при бизнес-планировании;
понятие экономической рентабельности и способы ее расчета;
правила эффективного публичного выступления;
перечень и полномочия органов, осуществляющих защиту нарушенных прав предпринимателей;
виды юридической ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;
особенности нормативного обеспечения в сфере внешнеэкономической деятельности предпринимателя;
законодательно-правовые нормы в сфере налогообложения предпринимателей;
правила делового общения;
содержание и технологии деятельности по ведению переговоров и дискуссий;
способы целеполагания и постановки задач в условиях совместной деятельности;
типы и виды планирования совместной деятельности в малых группах;
правила эффективного контроля и коррекции деятельности.
Для успешного освоения предмета применяются разнообразные методы обучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы предпринимательства».
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
ОК-8; ОК-9; ОК-10; ПК-1; ПК-4;ПК-11.
В результате выполнения самостоятельной работы обучающиеся должны расширить свои знания по основным разделам дисциплины путем поиска, овладеть навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информациипо открытию собственного дела, по решению задач текущей предпринимательской деятельности, по поиску новых идей и ресурсов для развития бизнеса.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Самостоятельная работа студентов складывается из нескольких составляющих: - работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами из Интернета, а также проработка конспектов лекций; - участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад; - написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем; - тестовый самоконтроль текущих знаний; - подготовка к зачетам и экзаменам непосредственно перед ними.
Система среднего профессионального обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебной деятельности, в том числе: лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. При изучении дисциплины «Основы предпринимательства» рекомендуется следующая последовательность обучения: вначале студентам необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины и методическими указаниями по его изучению; проработать учебный материал по учебникам и лекциям, затем следует обратиться к дополнительной юридической литературе и нормативным актам. Обязательным условием закрепления и углубления знаний является подготовка контрольной работы, докладов, написание реферата, а также самостоятельное решение задач и тестов, приведенных как в сборниках, так и учебно- методических комплексах. Знакомство с изучаемой дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая вам понять глубинные процессы развития государства и права, политико-правовой мыс- ли как в истории, так и в настоящее время. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями.
1. При написании конспекта необходимо максимально использовать «зрительную» память, чтобы конспект легко воспринимался зрительно. Рекомендуется выделять заголовки, отделять друг от друга вопросы, подчеркивать термины и определения.
2. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале.
3. Целесообразно не записывать каждое слово лектора, а вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать, используя сокращения.
4. Можно создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. К примеру, историки нередко используют такие символы: «кодекс» – большая буква «К», «федеральный закон» – «ФЗ», слово Российская Федерация всегда обозначается буквами «РФ» или одной буквой «Р» и т.д. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Анализируя статьи одних нормативных актов, сопоставляя их с другими, необходимо сделать вывод о высшей юридической силе одних по сравнению с другими. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Рекомендуется чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного легче. Желательно прочитать материал несколько раз. При первом ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном про- чтении целесообразно акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. При этом рекомендуется законспектировать неясные вопросы, чтобы задать их преподавателю. При работе с учебником можно составить несколько десятков сложных тестовых заданий, предложив их однокурсникам. Для закрепления материала можно попытаться объяснить какой-либо вопрос одному из однокурсников или провести дискуссию в группе на предмет одной из изучаемых тем.
6. Очень важным и более сложным видом самостоятельной работы является написание реферата (письменной работы на определенную тему). Написание реферата соединяет в себе элементы учебно-поисковой и научно - исследовательской работы. При этом важно помнить, что реферат – это не простое изложение уже известного учебного материала, а попытка создания творческой научной работы с соответствующими обобщениями и выводами, носящими самостоятельный характер. Работа над рефератом начинается с определения темы. От этого во многом зависит успех дальнейшей работы. Студент имеет возможность выбрать одну из тем в перечне, составленном и утвержденном на заседании кафедры хозяйственного права. Если же выбранная студентом тема охватывает несколько таких вопросов, либо выходит за их рамки, то ее необходимо согласовать с преподавателем. Однако выбор темы – это лишь начало большой и сложной работы. Важным этапом на этом пути является составление плана, т.е. определение тех вопросов, которые будут раскрыты в процессе написания реферата. После выбора темы и первоначального ознакомления с общей и специальной литературой студент с помощью преподавателя, ведущего практические занятия, составляет ориентировочный план, который призван обеспечить дальнейшую целенаправленную работу над темой.
При составлении первоначального развернутого плана и определении примерной структуры будущей работы важно придерживаться общепринятой структуры любой научной работы. При разработке темы важную роль играет введение - начальная часть реферата. В основной части реферата следует выделить не более двух-трех главных вопросов. При раскрытии их содержания необходимо обратить внимание на сохранение логической связи между ними и последовательность перехода от одного вопроса к другому. Тщательно следует отбирать, использовать и цитировать нормативные источники, учебную и научную литературу. Без использования источников и литературы нельзя написать работу, особенно такую, где речь идет о принципиальных положениях юриспруденции и где необходимы точные юридические формулировки.
При этом важно руководствоваться правилом, что обильное цитирование и употребление нормативных правовых актов оставляет мало места для собственных размышлений автора работы. Недопустимо применение цитат без ссылок на источники. Там, где это целесообразно, можно сокращать цитату или давать ее в собственном изложении. Работа должна носить творческий характер, что предусматривает известную свободу в изложении материала, собственный анализ, обобщения, научную и юридическую оценку фактов. Раскрытие каждого вопроса реферата должно заканчиваться кратки- ми выводами, причем выводы предыдущего вопроса должны подводить к основному содержанию последующего, для того, чтобы укрепить связь всех вопросов между собой и обеспечить единство содержания всей письменной работы. Завершающей частью реферата является небольшое по объему заключение, в котором необходимо: - подвести итоги всей выполненной работы; - кратко ответить на вопросы, сформулированные во введении;
- отметить элементы новизны;
- дать практические рекомендации по использованию материалов реферата в будущей деятельности. Важно научиться излагать письменную работу своим языком, живо, образно, избегая трафаретов и шаблонов, не нарушая норм русского языка. При этом особое внимание необходимо обратить на соблюдение абзацев, выделяя наиболее важные положения работы. Большое значение в процессе работы над рефератом должно быть уделено его оформлению. В верхней части первого, титульного, листа необходимо указать название учебного заведения, где выполнена письменная работа. Далее необходимо указать тему работы, номер учебной группы, фамилию, имя, отчество студента,преподавателя, а также год написания реферата. На второй странице помещается план работы. Затем, начиная с третьей страницы, выделяется в виде подзаголовка наименование вопроса (параграфа) и раскрывается его содержание. В конце реферата располагается список использованных автором при написании реферата источников и литературы, который оформляется в соответствии с общепринятыми правилами. После завершения работы реферат сдается преподавателю. В случае необходимости реферат по указанию преподавателя дорабатывается. Завершающим этапом работы над рефератом является его защита студентом – автором работы перед учебной группой.
Наряду с оказанием помощи в написании реферата существенную роль в структуре самостоятельной работы студентов играют такие важные направления деятельности преподавателя, как: - текущие консультации и контроль за освоением студентами теоретического содержания дисциплины (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом); - проверка преподавателем письменной работы (реферата) и организация ее защиты студентом; - текущий контроль со стороны преподавателя за освоением учебного материала студентами.III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Без такого тесного взаимодействия преподавателя и студента утрачивается цель и смысл учения, снижается его результат. Для лучшего усвоения материала по изучаемой дисциплине студентам предлагаются тесты разной сложности. В обучающих тестах для правильного ответа на вопрос необходимо детально проработать соответствующий раздел учебника. Такого типа тесты составлены таким образом, что правильным является не обязательно какой-либо один из предложенных ответов. При работе с контрольными тестами следует учесть, что в гуманитарной области тест может показать усвоение лишь части материала (только фактов, дат, имен и т.п.), а способность мыслить, анализировать, доказывать, оперировать юридической терминологией остается за его пределами. Поэтому выполнение теста на «отлично» не гарантирует такую же оценку на устном экзамене. Применение тестовой системы позволяет значительно увеличить объем самостоятельно изучаемого материала. Кроме этого, применение тестовой системы контроля знаний позволяет определять степень освоенности той или иной темы сразу после её прохождения. Вследствие этого повышаются успеваемость и результаты экзаменов. Контроль за результатами работы осуществляется в виде ответов на вопросы для самоконтроля. Если в процессе самостоятельной работы возникают затруднения (непонимание отдельных положений дисциплины, трудности в решении задач и др.), студенту следует обратиться за консультацией на кафедру хозяйственного права или к преподавателю, ведущему занятия в соответствующей группе. Основные формы контроля знаний по окончании курса или его раздела – это коллоквиум, зачет и экзамен. Коллоквиум – это вид занятия, на котором обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся. Коллоквиум показывает степень готовности студента к зачету или экзамену, которые могут быть зачтены уже по результатам коллоквиума. Зачёт – это форма проверки выполнения студентами знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики. Сдача всех зачетов является обязательным условием для допуска студента к экзаменационной сессии.
Для подготовки к каждому семестровому экзамену дается 3-4 дня. В течение этого времени можно только повторить и систематизировать изученный материал, но не выучить его. Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил:
1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.
2. Следует распределить экзаменационные вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.
3. Последний день перед экзаменом целесообразно использовать для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы.
4. Неплохой эффект дает «репетиция» экзамена.
5. Шпаргалки лишь отвлекают внимание и создают психологические препятствия для сдачи экзамена. В целом рекомендации по организации самостоятельной работы – это результат преподавательского опыта, итог наблюдений и экспериментов. Все советы апробированы на практике, и соблюдение данных рекомендаций обязательно поможет получить гармоничное образование и стать специалистами в выбранной профессиональной области.
Тема № 1. Понятие и содержание предпринимательства.
Содержание темы: Предпринимательство в Древней Руси. Первый русский свод законов “Русская правда”. Черты характера великороссов, которые стали фундаментом для развития русского предпринимательства: чувство меры, практический расчет, самообладание. Торговля и предпринимательство Новгорода Великого. Объединение новгородских предпринимателей в торгово-промышленную ассоциацию “Иванове сто”. Традиция ярмарок - сердце русского предпринимательства. Предпринимательская деятельность монастырей. Предпринимательство на рубеже ХVI-ХVII веков. Торговая сеть в ХУТ- ХУП веках. Возникновение всероссийского рынка. Возникновение одного из первых товариществ в ХУТ-ХУИ веках по закупке и реализации хлеба. Реформы Петра Первого. Петр Первый - крупнейший предприниматель России. Начало индустриального предпринимательства. Создание специальных правительственных органов для разработки программы мероприятий содействия развитию мануфактурного производства. Развитие предпринимательства в России XVII - начала XIX века. Формирование благоприятных условий для развития русского предпринимательства Екатериной II. Отмена ограничений на развитие предпринимательства. Промышленная революция. Роль русских предпринимателей в развитии технического прогресса. Разделение сфер предпринимательства на крупную промышленность и мелкую крестьянскую и кустарно-ремесленную промышленность. Выпуск бумажных денег, стимулирование внутреннего товарооборота. Оживление кредитных отношений. Российские банкиры. Учреждение Коммерческого банка. Первая Всероссийская мануфактурная выставка. Участие России во всемирных выставках. Негласный кодекс чести русских предпринимателей. Дооктябрьский период предпринимательства. Промышленный переворот. Создание финансовой и производственно-коммуникационной инфраструктуры. Повышение предпринимательской активности. Создание первого в России частного коммерческого акционерного банка и частного земельного акционерного банка. Первые форумы отечественных предпринимателей. Усиление роли банков и страховых учреждений. Особенности развития частного предпринимательства. Абсолютистский характер государства в России в пореформенный период. Ведущая роль акционерных и паевых форм предпринимательской деятельности. Процесс преобразования деревни на предпринимательских началах. Послеоктябрьский период. Тотальная экспроприация средств производства и другого имущества частных предпринимателей, национализация промышленности, транспорта, связи, банков, земли. Политика “военного коммунизма”. Переход предпринимательства в “теневой” режим функционирования. Новая экономическая политика. Возрождение частного предпринимательства в рамках государственного капитализма. Предпринимательство в директивно - планируемой экономике. Резкое свертывание частного предпринимательства, потребительской кооперации в городах в годы “сталинских” пятилеток, индустриализации и колхозного строительства. Антипредпринимательская, антирыночная политика государства. 60-е годы - “золотой век” советской теневой экономики. Период перестройки советской экономики. Восстановление в правах частной собственности и частнопредпринимательской деятельности. Концепции бизнеса: позитивная, критическая и прагматическая. Две крайности в оценке бизнеса. Позитивная концепция (американский подход). “Бизнес”, как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Критическая концепция (взгляды на бизнес вульгарных марксистов). “Бизнес”, как деятельность людей, направленная исключительно на получение доходов или прибыли. Прагматическая концепция. “Бизнес” как явление, неизбежное в контексте развития общества, необходимое и самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах. Различия между бизнесом и экономикой. Экономика как общее понятие, охватывающее макро, микро и другие уровни производства, распределения, обмена деятельностью и потребления продукции, отражающее законы и закономерности развития отношений между людьми. Бизнес как экономические отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами рынка на микро уровне в процессе обмена результатами деятельности для получения ограниченных благ. Стратегия и тактика бизнеса. Деловые интересы хозяйствующих субъектов. Эгоистические и общественные притязания участников сделки. Бизнес как разрешение противоречий между стремлением к личному благосостоянию, личному совершенствованию, реализации собственных амбиций и общественными нуждами и потребностями. Противоположные тенденции развития деловых отношений: конкуренция или соперничество и интеграция деятельности различных субъектов экономики в единый поток общеполезной деятельности. Родовые черты бизнеса как экономических отношений: инициативная деятельность; способность и готовность рисковать; обмен деятельностью меду субъектами экономики; реализация в процессе обмена интересов хозяйствующих субъектов; применение приемов делового общения. Генезис бизнеса. Развитие отношений обмена, эволюция форм собственности и изменение форм и способов предпринимательской деятельности. Субъекты бизнеса. Предприниматели, коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации. Индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), а также союзы и ассоциации потребителей. Работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы. Государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок; а также государственные служащие. Предпринимательский бизнес. Предпринимательство - новый эффективный тип ведения хозяйства. Частная собственность на средства производства - основа предпринимательского бизнеса. Основные виды предпринимательского бизнеса: производство товаров и услуг; инновационная; научно-техническая деятельность; коммерческая деятельность; посредническая деятельность; консультационная деятельность; аудит; оценочная деятельность. Особенности наемно-трудового бизнеса. Частная собственность на рабочую силу - основа трудового бизнеса. Специфика интересов участников наемно-трудового бизнеса Особенности потребительского бизнеса. Интересы участников потребительского бизнеса. Частная собственность на предметы потребления и услуги - основа потребительского бизнеса. Потребительский бизнес как уравновешивающая сила и стимулятор по отношению к предпринимательскому бизнесу. Особенности государственного бизнеса. Государство как естественное порождение и атрибут самой системы деловых отношений. Цель государства - обеспечение гарантий постоянного воспроизведения деловых отношений. Две стороны государственного бизнеса: общественно-государственный бизнес и частно - государственный бизнес. Цели изучения темы: 1. Знакомство с историей российского предпринимательства. 2. Формулирование исходных представлений о бизнесе как о способе реанимации различных человеческих возможностей, способе взаимодействия с окружающей средой, включая противодействия отдельных элементов среды, способы реализации тенденции взаимодействия людей в процессе воспроизводства жизни, способе обеспечения развития человеческого общества. 3. Определение предпринимательства, как нового эффективного типа ведения хозяйства.
Изучив тему студент должен знать1. Основные этапы истории отечественного предпринимательства.
2. Определение родов русских предпринимателей, которые прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством.
3. Различные концепции бизнеса, условия и причины их возникновения.
4. Родовые черты бизнеса.
5. Различия между бизнесом и предпринимательством.
Тема № 2. Формы организации предпринимательства.
Содержание темы. Понятие физического и юридического лица согласно части I ГК РФ. Правоспособность и дееспособность физического лица. Альтернатива в выборе легальной предпринимательской деятельности Регистрация юридического лица. Государственные и муниципальные организации, занимающиеся регистрацией юридических лиц и индивидуальных частных предпринимателей (ПБОЮЛ) Обязательные признаки предпринимательской фирмы как юридического лица: фирменное наименование (которое состоит из названия и указания на организационно-правовую форму); зарегистрировано в установленном законом порядке (регистрацию проходит устав и иногда учредительный договор, в реестр предприятий помещается и наименование юридического лица); самостоятельный баланс, юридический адрес (адрес, по которому оно зарегистрировано), печать; определенная организационная структура, органы управления; наличие лицензии ( при необходимости) для ведения определенных видов деятельности.
Филиалы и представительства юридических лиц. Дочерние и зависимые юридические лица. Организационно - правовые формы предпринимательской деятельности в России, позволяющие легально заниматься предпринимательской деятельностью. Индивидуальная предпринимательская деятельность (ПБОЮЛ). Статус ПБОЮЛ. Его преимущества и слабые стороны. Налоговые льготы. Простота отчетности ПБОЮЛ. Процесс регистрации гражданина, имеющего право осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Предприятия, созданные на основе коллективной собственности. Полное товарищество, кооператив, как предприятия коллективной собственности. Особенности, достоинства и недостатки коллективной организационной деятельности предпринимателей. Полное товарищество. Учредительный договор как документ, регламентирующий деятельность полного товарищества. Особенности деятельности в полном товариществе. Ответственность полных товарищей и взаимодействие между ними. Обязанности участников полного товарищества. Распределение прибылей и убытков в полном товариществе. Преимущества и недостатки осуществления деятельности этой организационно-правовой формы. Производственный кооператив. Определение кооператива. Целевая установка кооператоров за рубежом: оказание содействия в осуществлении деятельности. Исторический аспект кооперативного движения. Ответственность участников кооператива. Основные законодательные аспекты деятельности производственного кооператива, его отличия от товариществ и обществ. Обязательный минимум членов кооператива. Преимущества и недостатки осуществления деятельности в этой организационно-правовой форме. Предприятия, созданные "на основе долевой или паевой собственности. Предприятия, созданные на основе долевой (000, ОДО, ТВ и др.) и паевой (кооперативы) собственности. Общества с ограниченной ответственностью (000). Исторический аспект деятельности 000. Гражданский кодекс РФ и закон “Об обществах с ограниченной ответственностью” №14-ФЗ как документы, регламентирующие основные законодательные положения по 000. Ограниченная ответственность участников 000. Основные атрибуты 000. Преимущества и недостатки ведения бизнеса в 000. Личные и имущественные права участников 000. Реорганизация и ликвидация 000. Учредительные документы 000. Высший орган управления и исполнительный орган 000. Вопросы, решаемые этими органами. Филиалы и представительства 000. Дочерние и зависимые 000. Акционерные общества как форма хозяйственных обществ. Гражданский кодекс и федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ как документы, регламентирующие основные законодательные положения по акционерным обществам. АО как коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций. Определение акции как ценной бумаги. Виды акций. Простые и привилегированные акции. Собрание акционеров и совет директоров (наблюдательный совет, генеральный директор) как органы управления делами в акционерном обществе. Преимущества акционерной формы хозяйственного общества, позволяющей привлечь к предпринимательской деятельности капитал множества физических и юридических лиц. Акционеры и риск убытков, возникающий при осуществлении деятельности в АО. Владельцы акций и их предпринимательская деятельность. Учредители и их предпринимательская деятельность.
Способ распространения акций: закрытые и открытые акционерные общества. Учредительный договор и устав АО, документы, необходимые для регистрации ЗАО. Закрытые акционерные общества (ЗАО) Отличия и сходства ЗАО и ОАО, 000 и ЗАО. Ограниченная ответственность акционеров в АО. Особенности ОАО и ЗАО. Личные и имущественные права акционеров, обеспеченные приобретенными ими обыкновенными и привилегированными акциями. Открытое акционерное общество (ОАО) Открытая подписка на акции ОАО. Эмиссия ценных бумаг ОАО. Неограниченное число акционеров открытого акционерного общества. Владельцами акций - различные физические и юридические лица. Свобода перехода акций к другим владельцам в ОАО, т.е. без согласования с другими акционерами. Публикация ОАО своих отчетов в СМИ. Организационная структура открытого акционерного общества. Преимуществами акционерного общества. Слабые стороны в деятельности ОАО. Российская специфика в распределении дивидендов в ОАО. Предприятия государственного сектора. Унитарные предприятия. Государственные предприятия как организационно - правовая форма хозяйственной деятельности, создаваемая (учреждаемая) непосредственно органами государственного управления за счет бюджетных ассигнований и (или) вкладов других государственных предприятий. Муниципальное предприятие как предприятие, которое учреждается согласно закону органами местного самоуправления, причем имущество такого предприятия образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и ( или) вкладов других муниципальных предприятий. Государственное предпринимательство в странах с развитой рыночной экономикой. Публичная корпорация как наиболее распространенная организационно - правовая форма государственного предпринимательства. Унитарные предприятия (коммерческие предприятия) как разновидность государственных или муниципальных предприятий, не наделенных правами собственности на закрепленное за ними имущество, это имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Объединение предприятий как путь к осуществлению совместной деятельности для совместной деятельности. Формы объединения предприятий: ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые, региональные союзы. Различия между ними и основные особенности каждой из них. Цели создания ассоциаций, концернов, консорциумов, межотраслевых и региональных союзов. Объединение предприятий: союзы и ассоциации, фонды. Краткое содержание основ деятельности, целей создания этих объединений предприятий. Законодательное регулирование деятельности объединений предприятий. Финансово-промышленные группы. Финансово-промышленные группы как объединение предпринимательских фирм, соединивших капитал без нарушения антимонопольного законодательства. Финансово-промышленная группа как совокупность юридических лиц, действующих как основное (материнская компания) и дочернее общество, полностью или частично объединившие свои материальные и нематериальные активы на основании договора о создании финансово-промышленной группы (ФПГ). Цель создания финансово-промышленной группы с инвестиционной точки зрения. Добровольное, по решению правительства, на основе межправительственных соглашений создание ФПГ. Краткое содержание процесса и условий возникновения ФПГ. Основные задачи, стоящие перед ФПГ: концентрация инвестиционных ресурсов, мобилизация целей в сфере научных разработок, повышение конкурентоспособности, формирование региональных технологических связей. Участники ФПГ. Деловые интересы участников ФПГ: прямое или портфельное инвестирование. Два основных типа финансово-промышленных групп: взаимоблокирующие группировки и холдингово-пирамидальные группировки. Основное содержание этих понятий. Цели создания холдингов. Примеры холдингов из Российской и зарубежной практики. Пути создания холдинговых компаний. Главная цель создания консорциумов (как вида холдинговых компаний) - централизация финансовых ресурсов участников. Краткие аспекты создания и ведения деятельности других видов холдингов. Система участий как основа образования Головная компания и дочерние компании холдинга. _ Возможности, предоставляемые материнской (головной) компанией. Виды холдинговых компаний. Цели изучения темы: 1. Формирование исходных представлений о различных формах организации предпринимательской деятельности. 2. Ознакомление с преимуществами и недостатками, которые имеют формы предпринимательства. 3. Формирование у студентов исходных представлений о различных формах объединения предприятий в России и за рубежом, целях их объединения.
Изучив тему, студент должен знать
1. Статус ПБОЮЛ. Его преимущества и недостатки.
2. Организационно-правовые формы предприятий при коллективном предпринимательстве.
3. Организационно-правовая формы предприятий ГОССЕКТОРА.
4. Содержание, цели и задачи финансово-промышленных групп, холдингов, и др. объединений предприятий.
Для закрепления материала рекомендуется составить таблицу: Краткая характеристика организационно-правовых форм предприятий- коммерческих организаций по следующей форме:
Название организационно-правовой формы предприятия
Учредители Источники формирования уставного капитала
Ответственность по обязательствам.
Документы для создания предприятия
Тема № 3. Создание и ликвидация предприятия.
Стадия формального оформления фирмы. Документы, необходимые для регистрации фирмы. Устав фирмы. Учредительный договор фирмы. Стадия легализации. Регистрация учредительных документов фирмы в местных органах государственной власти. Оплата необходимых сборов. Юридический адрес фирмы. Внутренний регламент фирмы как важнейший документ, раскрывающий и развивающий основные положения устава фирмы, определяющий взаимодействия различных структур предпринимательской фирмы. Обеспечение организационных, юридических и финансовых основ полноценного функционирования фирмы. Организация безопасности деятельности фирмы как комплекс организационно-правовых, социально-экономических, духовно- нравственных, финансовых и специальных мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение угроз, посягательств на стабильность функционирования и развития экономической структуры. Формирование первоначального капитала фирмы. Собственный капитал. Основные формы собственного капитала: средства уставного капитала; Средства, полученные от свободной реализации акций; реинвестированная прибыль от собственной предпринимательской деятельности; средства физических и юридических лиц, безвозмездно переданных в собственность данной фирмы. Заемный капитал. Способы получения заемного капитала. Получение ссуды в коммерческом банке. Привлечения внешних инвестиций под реализуемые проекты. Инвестиции физических или юридических лиц (в том числе и иностранных инвесторов). Привлечение средств на основе договоров о совместной деятельности. Трастовые договора с другими фирмами.
Временная финансовая помощь. Продажа облигаций, сертификатов, векселей и других ценных бумаг фирмы. Получение средств в форме временной финансовой помощи. Получение средств на основе осуществления договоров финансового лизинга. Понятие предпринимательской фирмы и её виды. Цели создания фирмы. Статус предпринимательской фирмы на рынке и ее основные признаки. Российская специфика создания предпринимательской фирмы: в виде предприятия и в виде деятельности частых лиц, зарегистрировавшихся в качестве предпринимателей без привлечения наемного труда. Предпринимательская фирма как самостоятельный хозяйствующий субъект. Учредители и участники предпринимательской фирмы. Законодательные документы, регламентирующие деятельность предпринимательских фирм в России. Деятельность предпринимательских фирм как легализации предпринимательской деятельности. Законные и незаконные цели создания предпринимательской фирмы.
Качественные критерии классификации предпринимательских фирм. Понятия формы и вида собственности, формы и характера управления фирмой, характера предпринимательской деятельности и отраслевых направлений ее организации, объемов и ассортиментного разнообразия выпускаемой продукции, способов вхождения в различные межфирменные соглашения и союзы, участия во внешнеэкономической деятельности, способов и методов ведения конкурентной борьбы, порядка взаимодействия предпринимательской фирмы с органами государственного управления. Ликвидация фирмы. Обязательства, возникающие в процессе деятельности фирмы. Виды обязательств: перед фискальной системой, перед финансово-кредитной системой, перед кредиторами, перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). Понятие должника, его определение. Неисполнение предприятием своих обязательств перед кредитором может служить основанием для признания предприятия несостоятельным. Закон Российской Федерации " О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Совокупность процедур, применяемая к предприятиям-должникам: реорганизационные и ликвидационные процедуры. Реорганизационные процедуры: внешнее управление имуществом и санация. Ликвидационные процедуры: принудительная ликвидация предприятия- должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Реорганизация фирмы. Гражданский кодекс Российской Федерации о содержании и процедуре реорганизации. Пять видов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Две группы видов реорганизации. Первая группа: разделение, выделение. Особенности их проведения. Вторая группа: слияние, преобразование, присоединение. Особенности их проведения.
Цели изучения темы:
1. Формирование представлений о роли предпринимателя в создании предпринимательской фирмы.
2. Знакомство с содержанием и структурой основных документов, необходимых для регистрации фирмы.
3. Ознакомление и с процедурой ликвидации и реорганизации предприятия.
Изучив тему студент должен знать:
1. Состав и содержание учредительных документов.
2. Процедуру регистрации фирмы.
3. Обычный порядок ликвидации предприятия.
4. Виды реорганизации.
Для закрепления материала рекомендуется составить схему: « Порядок создания предприятия», и таблицу « Преобразование предприятий» по следующей форме.
- Название организационно- правовой формы предприятия
- Основание для преобразования
- Во что могут быть преобразованы фирмы.
Тема №4. Как организовать собственное дело.
Содержание темы. Роль предпринимателя в создании фирмы. Мотивы, побуждающие предпринимателя открыть свое дело, материальные и личностные возможности для этого. Три основные стадии создания фирмы:концептуальная, формального оформления и легализации. Концептуальная стадия создания фирмы. Бизнес-идея, как стержень организации деятельности фирмы. Роль концептуальной идеи в создании фирмы. Цель создания предприятия. Процедура создания предпринимательской фирмы. Определение экономической модели, целей, задач, направлений деятельности, потенциальных клиентов фирмы. Формирование круга учредителей создаваемой фирмы, определение функциональной роли каждого из них в деятельности фирмы. Определение формы собственности и организационно-правовой формы создаваемой фирмы. Бизнес-план как инструмент управления деятельностью фирмы, средство формирования и достижения целей фирмы. Два уровня значимости бизнес-плана: внутренний и внешний. Четыре типа бизнес - планов: внутренний бизнес-план; бизнес-план для кредиторов; инвестиционный бизнес-план; бизнес-план финансового оздоровления. Структура бизнес - плана. Презентация бизнес-плана.
Цели изучения темы:
1. Раскрытие содержания деятельности предпринимателя по созданию собственного дела ( предприятия).
2. Формирование представлений о роли, структуре и назначении бизнес-плана.
Изучив тему студент должен знать:
1. Значение бизнес-идей при создании фирмы.
2. Процесс планирования и проектирование нового продукта.
3. Содержание структуру и назначение бизнес-плана.
Домашнее задание: Составить бизнес-план по собственной бизнес-идеи.
Тема №5. Конкуренция и ее регулирование.
Содержание темы: Понятие и сущность конкуренции. Эволюция конкуренции. Конкуренция как соперничество и соревнование. Конкуренция во всех сферах социальной и экономической жизни людей: от вступительных экзаменов в вузы до мировой торговли нефтью. Неизбежность и необходимость конкуренции для свободного рынка. Группы конкурентов: физические лица, фирмы, государственные органы, политические партии, отдельные страны, группы стран. Разделение конкуренции на законную и незаконную. Необходимость борьбы и методы борьбы с недобросовестной (незаконной) конкуренцией. Трансформация законной конкуренции в незаконную на примере холдинга “Медиа-мост”. Основные характерные черты конкуренции: наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей, суверенное право каждого субъекта бизнеса на реализацию собственных интересов, частые конфликты, взаимное соперничество. Сущность конкуренции проявляется в наличии большого количества покупателей и продавцов, что делает невозможным навязывание субъектами бизнеса своих экономических и финансовых интересов. Вывод: широкое рассредоточение экономической власти, составляющей основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможности злоупотребления ею. Если такое рассредоточение отсутствует, то возникает злоупотребление экономической властью и, следовательно, монополизация экономики. Конкурентные стратегии. Типы и формы конкурентного поведения фирмы. Методы конкуренции. Целевые установки субъектов бизнеса: участие в конкуренции (так как они заинтересованы в сохранении гарантий своего экономического интереса) и заинтересованность в доминировании на рынке (т.е. стремлении монополизации рынка). Формы монополизации экономики: олигополия, естественная монополия, искусственная монополия ( в том числе государственная, локальная и временная). Формы монополизации рынков в различных исторических условиях. Процесс слияния предприятий и предпринимателей в картели, синдикаты, тресты. Три исторические формы конкуренции: свободная, несовершенная и эффективная. Анализ конкурентных стратегий, типов и форм конкурентного поведения фирм, методы конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция. Методы ценовой и неценовой конкуренции. Ролевые функции конкурентов. Типы конкурентов. Три типа конкурентного поведения фирм: креативное, приспособленческое, обеспечивающее. Конкурентные стратегии: монополизация рынка или выход на рынок и занятие своей ниши. Типы конкурентов в соответствии с ролевой функцией: новички, ведомые, претенденты на лидерство, лидеры. Особенности их конкурентных стратегий. Типы конкурентов в соответствии с содержательной функцией: виоленты, эксплеренты, патиенты, коммутанты. Формы противодействия недобросовестной конкуренции, монополистической практике, монополизации экономики. Формы регулирования конкуренции: законодательное регулирование и меры экономического воздействия на рынок. Методы незаконной конкуренции. Формы противодействия недобросовестной конкуренции. Парижская конвенция и национальные законодательства как основа борьбы с незаконной конкуренцией. Санкции за незаконную конкуренцию. Законодательство ЕС о регулировании конкуренции в Общем рынке. Критерии определения монополиста. Принципы воздействия монополий на рынок. Меры по противодействию монополистической практике и монополизации экономики. Примеры регулирования деятельности монополий в России (РАО “Газпром” и др.) и США («Microsoft»)
Цели изучения темы:
1. Формирование у студентов исходных представлений о конкуренции как обязательном признаке свободного рынка.
2. Ознакомление с законодательством России и зарубежных стран о регулировании конкуренции на рынке, противодействию монополизации экономики, недобросовестной конкуренции.
Изучив тему студент должен знать:
1. Сущность конкуренции.
2. Типы и формы конкурентного поведения. 3. Методы конкуренции.
4. Ролевые функции конкурентов.
5. Способы противодействия недобросовестной конкуренции.
Тема №6 . Малый бизнес
Содержание темы. Количественные критерии классификации фирм. Крупный, средний и малый бизнес. Основные количественные параметры разграничения предпринимательских фирм: численность работников и годовой оборот капитала. Особенности малого предпринимательства в России. Преимущества и недостатки ведения бизнеса на малом предприятии. Понятие субъекта малого предпринимательства. Условия, которым должны отвечать малые предприятия. Задачи и пути создания малых предприятий. Тенденции в развитии малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства. Общие и специальные льготы для субъектов малого предпринимательства. Опыт зарубежных стран в области поддержки малого бизнеса.
Цели изучения темы:
1. Ознакомление с понятиями субъекта малого предпринимательства.
2. Формирование представлений о задачах, путях и возможностях малого бизнеса.
Изучив тему студент должен знать:
1. Основные количественные параметры разграничения фирм.
2. Преимущества и недостатки ведения бизнеса на малом предприятии.
3. Особенности малого предпринимательства.
4. Льготы субъектам малого предпринимательства.
Тема № 7 Инфраструктура бизнеса
Содержание темы: Инфраструктура в бизнесе как совокупность элементов, обеспечивающая свободный обмен и перелив различного рода ресурсов: финансовых, товарных, трудовых, информационных. Основные элементы инфраструктуры бизнеса: товарный рынок, рынок труда, информационный рынок, финансовый рынок. Вертикальные и горизонтальные связи в инфраструктуре. Рыночные отношения, складывающиеся между производственными фирмами и многочисленными профессиональными посредниками как горизонтальные связи в инфраструктуре бизнеса. Взаимоотношения между фирмами разной специализации и государственными органами управления как вертикальные связи инфраструктуры. Функции инфраструктуры: облегчение деятельности на рынке, содействие реализации интересов хозяйствующих субъектов, специализация субъектов бизнеса. Органы государственной власти и управления как элементы инфраструктуры. Посредники в инфраструктуре бизнеса. Небиржевые посредники на товарных рынках: торговые агенты, региональные торговые представители, дистрибьюторы, небиржевые брокеры, товарные дилеры, комиссионеры, торговые предприятия. Оптовая и розничная торговля. Торги - форма организации торговли, при которой покупатель устраивает конкурсы для продавцов. Аукцион - способ продажи, при которой продавец устраивает ценовое состязание покупателей за право приобрести товар. Ярмарки — крупные периодические рынки. Товарная биржа - биржевой посредник на товарном рынке, организованная и законодательно регулируемое место оптовой торговли стандартизированным или унифицированным товаром. Система посредников на финансовом рынке: банки, страховые общества, инвестиционные фонды. Коммерческий банк - кредитная организация, имеющая право совершать весь спектр банковских операций. Важнейшие принципы деятельности коммерческих банков: работы в пределах реально имеющихся ресурсов; экономическая самостоятельность. Функции банка. Основные банковские операции. Страховые компании - фирмы, основной деятельностью которых является создание и обслуживание страховых фондов, необходимых хозяйствующим субъектам для защиты от рисков и возмещения убытков. Виды страхования: личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности. Добровольное и обязательное страхование. Инвестиционные небиржевые посредники: брокеры, дилеры, клиринги, управляющие, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, джобберы. Инвестиционные банки - фирмы, осуществляющие эмиссионно- учредительские и посреднические функции. Инвестиционный фонд - специализированная финансово-посредническая организация, деятельность которой связана с движением ценных бумаг от инвесторов к объектам инвестирования.
Фондовые и валютные (финансовые) биржи. Фондовая биржа — специализированная биржа, организующая и регулярно осуществляющая операции по купле-продаже ценных бумаг. Посредники на информационных рынках: консалтинговые фирмы; информационные агентства; рекламные агентства, рейтинговые агентства, провайдеры. Посредники на рынке труда: биржа труда, рекруторские фирмы.
Цели изучения темы:
1. Формирования представления о сущности, значении и содержании инфраструктуры бизнеса.
2. Знакомство с основными элементами инфраструктуры бизнеса.
Изучив тему студент должен знать:
1. Сущность: значение и содержание инфраструктуры бизнеса.
2. Горизонтальные и вертикальные связи в бизнесе.
3. Роль посредников товарного рынка.
4. Роль посредников рынка труда.
5. Роль посредников финансового рынка.
6. Роль посредников информационного рынка.
Тема 8.Предпринимательский риск
Содержание темы Предпринимательство и риск. Источники и причины риска в предпринимательстве. Типы риска: спекулятивный и обычный ( простой). Классификация рисков в предпринимательстве; по масштабам; по сфере возникновения; по возможности страхования; по видам предпринимательской диверсификации; по степени допустимости. Методы измерения риска: Статистический, экспертный, аналитический. Области применения. Методы управления риском: уклонение, локализация, диссипация, компенсация. Процесс управления риском: определение цели, выявление риска, оценка риска, выбор метода управления риском, применение выбранного метода, оценка результатов.
Цели изучения темы:
1. Выявление истоков и причин риска в предпринимательстве.
2. Знакомство с процессом управления риском.
Изучив тему студент должен знать:
1. Типы и виды риска в предпринимательстве.
2. Методы измерения риска.
3. Методы управления риском.
Тема 9.Культура предпринимательства.
Содержание темы. Компоненты, образующие понятие культуры предпринимательства.
Основные элементы культуры организации: система ценностей, принципы ведения дел, этические нормы, традиции организации, системы и процедуры управления фирмой. Классификация культурных признаков характеристики организации: мужественность/ женственность, индивидуализм/коллегиальность, зона власти, устранение неопределенности. Варианты неэтичной деловой практики. Причины расширения неэтичной практики ведения дел. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры: классовые, этнические и расовые различия; характер и содержание труда; система стимулов, поощрений и санкций.
Цели изучения темы:
1. Знакомство с этикой ведения бизнеса.
2. Формирование представлений о корпоративной культуре предприятия.
Изучив тему студент должен знать:
1. Сущность юридической и социальной ответственности предпринимателей.
2. Нормы деловой этики.
3. Элементы корпоративной культуры.
4. Факторы, влияющие на культуру фирмы.
Домашнее задание: Разработать кодекс этики предпринимателя.
ДЕЛОВАЯ ИГРА 1 ТЕМА: Выбор сферы предпринимательской деятельности и подготовка к созданию предприятия.
ЦЕЛЬ: Изучение принципов организации предпринимательской деятельности, правил подготовки учредительных документов и создания предприятий.
ВРЕМЯ: 160 мин„
УЧАСТНИКИ: Бригады учредителей - будущих предпринимателей. Подготовительный этап (домашняя работа)
1. определите наиболее распространенные виды предпринимательской деятельности (десять позиций), используя различные источники информации по рекламе предпринимательских предложений (телевидение, радио, пресса, наглядная реклама и т.д.).
2. Выберите приемлемую для себя сферу предпринимательства и оцените ее по степени свободы рынка и по степени обеспеченности необходимыми в этой сфере ресурсами.
Для оценки целесообразно использовать собранную и проанализированную при выполнении п.1 информацию.
3. Определите возможность установления круга клиентов Вашего предприятия, способ этого установления.
4. Оцените потребность в необходимых для осуществления предпринимательства ресурсах в зависимости от предполагаемых масштабов деятельности:
а) финансовые ресурсы (размер, источники);
б) основные фонды (здания, сооружения, оборудование и т.д.);
в) оборотные фонды (материалы, инструменты и т.п.).
5. Выберите организационно-правовую форму, целесообразную для предполагаемой сферы предпринимательства, путем анализа форм, предусмотренных законодательством России.
6. Составьте учредительные документы для регистрации предприятия с учетом предъявляемых к ним по законодательству требований. Используйте примерные формы документов, приведенные в приложениях 1 и 2, и запишите их в рабочую тетрадь.
Порядок проведения Распределение учебной группы на бригады по 4-6 человек и постановка задачи на занятие - 5 мин. Обмен мнениями в бригадах по материалам домашней работы - 10 мин. и выбор тех из них, которые послужат основой работы бригады на занятии. Подготовка членов бригад к выступлениям.Выступления представителей бригад и поочередное обсуждение всеми студентами группы сообщений, основанных на материалах домашней работы: - по п.1 - с записью на доске перечней видов - 20 мин. - предпринимательской деятельности, - по п.2 - с записью на доске предполагаемых - 20мин. видов предпринимательской деятельности, - по п.3 - устные сообщения, - 20 мин. - по п.4 - устные сообщения, - 25 мин. - по п.5 - с демонстрацией разработанных документов 20 мин. - Рассмотрение порядка регистрации предприятия путем - 30 мин. - выступлений и ответов на вопросы Подведение итогов занятия и оценка участия студентов в занятии. -10 мин.
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ К РУБЕЖНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ» № I.
1.Что излагается в заявлении о регистрации предприятия?
а) Полное наименование предприятия, основание для его создания и состав учредителей.
б) Организационно-правовая форма.
в) Все перечисленное
2. Кто имеет приоритетное право при разделе имущества ликвидируемого предприятия?
а) Трудовой коллектив предприятия
б) Собственник предприятия
в) Кредиторы предприятия
3. Какие сведения не требуются в уставе АО?
а) Условия ликвидации предприятия
б) Доли учредителей в уставной капитале в) Порядок распределения прибыли
4. Какие положения не требуются в учредительном договоре АО?
а) Органы управления предприятия
б) Адрес учредителей АО
в) Порядок распределения прибыли
5. Кто может быть собственником предприятия в РФ?
а) Граждане и их объединения
б) Муниципальные органы
в) Все перечисленное
6. Какой из мотивов ликвидации предприятия не может быть признан обоснованным и правомерным?
а) Требование трудового коллектива
б) Решение суда
в) Решение собственника
7. Какой термин определяет степень имущественной ответственности собственника?
а) Картель
б) Консорциум
в) Полное товарищество
8. Являются ли коммерческими организациями ассоциации и союзы?
а) являются, если в них входят государственные унитарные предприятия
б) Являются, если в них входят АО.
в) Не являются при любом составе учредителей
9. Какая ситуация исключает выплату дивидендов в АО?
а) Невыполнение производственной программы
б) Разногласия в Совете директоров по размеру дивиденда
в) Неплатежеспособность общества
10. Какие причины отказа в регистрации предприятия допустимы по законодательству Р.Ф.?
а) Нарушение установленного порядка создания предприятия
б) Нецелесообразность создания предприятия в данном районе
в) Возможные трудности в обеспечении предприятия ресурсами.
11. Какая доля вклада в уставной капитал 000 должна быть внесена учредителями по законодательству Р.Ф. к моменту регистрации?
а) 100%
б) Не менее 50%
в) Не менее 30%
12. Имеются ли ограничения на право ознакомления с реестром Акционеров? а) Знакомится любой акционер
б) Знакомится любой акционер через 6 месяцев после приобретения акций
в) Знакомятся только члены правления
13. Что предусмотрено законом в качестве гарантий для работающих при любой организационно-правовой форме предприятия? а) Режим рабочего времени
б) Право на долю прибыли предприятия
в) Социальная защита
14. Какие условия необходимы для развития предпринимательства?
а) Благоприятное общественное мнение
б) Развитая инфраструктура бизнеса
в) Все перечисленное
15. В каких случаях необходимо получение разрешения местных органов власти на занятие какой-либо хозяйственной деятельностью
а) Предприниматель имеет недостаточный опыт
б) Требуется выделение участка земли
в) На продукцию деятельности имеется большой спрос.
16. Бизнесмен, кто это?
а) Человек, занимающий должность на фирме, осуществляющий руководство работниками
б) Человек, реализующий некоторые нововведения, принимая на себя определенный риск.
в) Владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход.
17. Каковы основные цели предпринимательства?
а) Прибыль
б) Производство товаров и услуг
в) Все перечисленное
18. Что отличает менеджера от предпринимателя?
а) Исполнение постоянных должностных обязанностей
б) Наличие личного вклада в собственность фирмы
в) Вхождение в состав правления фирмы
19. Каков "главный" капитал предпринимателя?
а) Воображение и знание психологии потребителя
б) Орудия труда
в) Предметы труда
20. Какой документ не относится к перечню учредительных документов?
а) Устав предприятия
б) Учредительный договор
в) Свидетельство об уплате госпошлины
21. Что относится к правам предпринимателя согласно законодательства Р.Ф.? а) Предоставление декларации о доходах
б) Привлечение на договорных началах наемных работников
в) Расчеты с работниками предприятия в зависимости от финансового состояния предприятия
22. В какой срок должно быть принято решение о государственной регистрации предприятия или отказе в такой регистрации?
а) В месячный срок со дня подачи всех необходимых документов
б) В 3-х дневный срок со дня подачи все необходимых документов
в) Срок зависит от времени заседания регистрационной комиссии.
23. Что отличает предприятие, создаваемое гражданином, от индивидуального предпринимателя?
а) Необходимость разработки учредительных документов
б) Право заниматься предпринимательской деятельностью
в) Личная имущественная ответственность.
24. Что относится к родовым признакам бизнеса?
а) Проявление инициативы и способность идти на риск
б) Вступление в сделку
в) Все перечисленное
25. При каких условиях регистрационная палата выдает постоянное свидетельство о регистрации предприятия?
а) Наличие справки из налоговой инспекции о постановке на учет
б) Наличие справки из банка об открытии расчетного счета
в) Все перечисленное
26. Как должно быть организовано имущество муниципального унитарного предприятия?
а) Является неделимым
б) Может быть распределено на доли между членами трудового коллектива
в) Может быть распределено на доли между членами трудового коллектива и органов муниципальной власти
27. Чем рискует менеджер по результатам деятельности предприятия?
а) Личным имуществом
б) Прибылью предприятия
в) Местом управляющего предприятия
28. Где должна осуществляться регистрация АО?
а) В Министерстве финансов Р.Ф.
б) По месту учреждения предприятия
в) В налоговой инспекции
29. Каким актом фиксируется возникновение права собственности акционера?
а) Оплата акционером не менее 50% стоимости его подписи на акции
б) Проведение первого общего собрания акционеров
в) Внесение акционеров реестр.
30. Что отличает привилегированную акцию от простой?
а) Фиксированная заранее величина дивиденда
б) Продажа только привилегированным лицам
в) Привилегия владельца быть членом правления общества.
31. Кто не относится к субъектам бизнеса?
а) Предприниматель
б) Собственник натурального хозяйства
в) Потребитель
32. Каким образом может быть увеличен уставный капитал АО?
а) Увеличение номинальной стоимости акций
б) Размещение дополнительных акций
в) Все перечисленное
33. Каков минимальный размер уставного капитала ЗАО?
а) 100 мин. размеров оплаты труда
б) 1000 мин. размеров оплаты труда
в) 100 000 мин. размеров оплаты труда
34. Каково предельное число учредителей ЗАО?
а) 50 человек
б) 100 человек
в) Не ограничивается
35.Какие формы реорганизации предприятия предусмотрены в законодательстве Р.Ф.?
а) Присоединение
б) Слияние
в) Все перечисленное
36.Какие вопросы регулирует договор учредителей?
а) Вопросы создания предприятия
б) Вопросы управления предприятием
в) Все перечисленное
37. С какого момента предприятие считается возданным?
а) С момента постановки на учет в налоговой инспекции
б) С момента государственной регистрации
в) С момента внесения в государственный реестр предприятия.
38. Какие акции имеет право размещать АО?
а) Обыкновенные
б) Привилегированные
в) Все перечисленные
39. По какой цене производится оплата акций?
а) По номинальной
б) По рыночной, но не ниже номинальной
в) Все перечисленное
40. Каков предел выпуска привилегированных акций в АО?
а) 25% от уставного капитала
б) 20% от уставного капитала
в)15% от уставного капитала
41. По какой причине может быть ликвидировано предприятие?
а) По решению суда
б) По решению собственника
в) Все перечисленные
42. Имеет ли право производственный кооператив выпускать акции?
а) Да
б) Да, если число его членов больше 5
в) Нет
43. Что отличает полное товарищество от товарищества на вере?
а)Субсидиарная ответственность товарищей
б) Отсутствие вкладчиков
в) Все перечисленное
44. Какой орган является высшим органом управления АО?
а) Общее собрание акционеров
б) Совет директоров
в) Правление
45. Какие документы являются учредительными для 000 ?а) Устав
б) Учредительный договор
в) Все перечисленное
46. Каковы источники выплаты дивидендов в АО?
а) Прибыль
б) Резервный фонд
в) Все перечисленные
47. Чем рискует индивидуальный предприниматель без образования юридического лица по результатам своей деятельности?
а) Прибылью
б) Личным имуществом
в) Местом работы
48. Какой орган осуществляет общее руководство деятельностью АО?
а) Совет директоров
б) Общее собрание акционеров,
в) Наблюдательный совет.
49. Какие организации являются некоммерческими?
а) Потребительские кооперативы
б) АО
в) 000
50. В какой срок осуществляется регистрация предпринимателя?
а) В 3-х дневный срок
б) В 5-ти дневный срок
в) В день предоставления документов.
Контрольные тесты № II.
1. Кто такой франчайзер в системе франчайзных соглашений.
А) Крупная фирма, которая финансирует деятельность мелкой фирмы.
В) Крупная материнская компания, снабжающая мелкую фирму своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями в рамках договора. С) Мелкая фирма, действующая по своему усмотрению, покупая товары крупной фирмы.
2. Что такое арбитражирование?
А) Закупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа их по более высокой цене на другом рынке.
В) Обращение в арбитраж для решения спора с контрагентом.
С) Продажа товара на том же рынке, где он закуплен, с увеличением цены
3. Какой вид риска не связан со страхованием?
А) Стихийное бедствие
В) Снижение банковского %
С) Изменение спроса
4. В каком случае рационально использовать самострахование?
А) Стоимость страхуемого имущества относительно невелика в сравнении с капиталом фирмы.
В) Когда фирма владеет незначительным количеством однотипного оборудования.
С) вероятность рисковых ситуаций высока.
5. Какой уровень потерь ( по кривой вероятности) имеет наименьшую вероятность.
А) Критический
В) Потеря части прибыли
С) Катастрофический
6. При развитии рыночных отношений риск:
А) Не изменяется
В) Увеличивается
С) Уменьшается
7. Фирма осуществляет продажу в течение года кондиционеров и обогревателей. Какой метод снижения риска применяет эта фирма.
А) Хеджирование
В) Диверсификация
С) Арбитражирование
8. Что составляет суть статистического метода измерения риска?
А) Изучение данных о потерях, имевших место в прошлом
В) Обобщение мнений специалистов
С) Все перечисленное
8. Укажите уровень риска, сопряженный с размером затрат на предпринимательство.
А) Допустимый
В) Критический
С) Несущественный
10. Является ли любой тип международной торговли арбитражированием?
А) Является в отношении товаров массового спроса
В) Является в отношении товаров, производимых только на территории поставщика
С) является всегда в отношении любых товаров.
11. Что такое риск
А) Расчет на успех
В) Неизбежность убытков в сравнении с вариантом деятельности плану.
С) Возможность убытков или недополучениия доходов в сравнении вариантом деятельности по плану.
12. Какие методы измерения риска могут использоваться на практике
А) Расчетно-аналитический
В) Экспертный
С) Все перечисленное
13. В каких случаях для фирмы целесообразно самострахование
А) Обладание большим количеством однотипного оборудования
В) Обладание большим уставным капиталом
С) Обладание многими типами оборудования при небольшом количестве по каждому типу.
14. Укажите недостаток статистического метода измерения риска
А) Сложность прикладной теории риска
В) Сложность сбора значительного массива данных
С) Недостоверность оценок специалистов
15. Что лежит в основе понятия финансового риска в предпринимательстве А).Отношение заемных средств ко всем финансовым средствам предприятия. В). Отношение заемных средств к стоимости основных фондов предприятия
С) Разность между всеми финансовыми средствами и заемными средствами
16. Какие сложности возникают при расчетно-аналитическом методе построения кривой вероятности потерь.
А) Отсутствие прикладных математических методов
В) Непригодность теории игр к предпринимательским рискам
С) Недостаток информации по рисковым ситуациям
17. Какой риск целесообразно страховать?
А) Действия конкурентов
В) Ошибки менеджеров
С) Автомобильные аварии
18. Что относится к формам самострахования риска
А) Инвестиции в смежные отрасли
В) Создание специального резервного фонда
С) Инвестиции в собственное развитие
19. Каковы причины возникновения риска
А) Несвоевременное принятие решений
В) Недостаток информации, неопределенность поведения партнеров
С) Ошибки в плановых расчетах
20. Укажите определение допустимой категории риска
А) Потеря ожидаемой прибыли от предпринимательства
В) Потеря некоторой части прибыли
С) Потеря затрат на предпринимательскую деятельность
21. Возможно ли предпринимательство в рыночной экономике без риска.
А) Возможно в отдельных сферах деятельности
В) Возможно в ряде ситуаций
С) Невозможно во всех ситуациях
22. Какой риск понимается под коммерческим?
А) Возникающий в процессе реализации товаров и услуг
В) Обусловленный тем, что заемщик не уплатит по ссуде
С) Связанный с осуществлением производственной деятельности
23. Когда возникает производственной риск?
А) В процессе реализации товаров
В) В процессе создания предприятия
С) В процессе осуществления производства товаров
24. Каким образом можно уменьшить финансовый риск при необходимости размещения средств в предполагаемой деятельности.
А) Привлечь венчурный капитал
В) Обратиться за кредитом к нескольким банкам
С) Провести рекламную компанию в пользу продукции создаваемого производства
25. Каковы обязанности менеджера по риску на предприятие
А) Определение типов подлежащего страхованию имущества
В) Выбор методов сбора страховых вознаграждений
С) Все перечисленное
26. Что вызывает необходимость интуиции при оценке риска?
А) Повторяемость хозяйственных операций
В) Недостаток информации
С) Возможность расчета риска
27. Какой риск можно уменьшить с помощью диверсификации
А) Снижение спроса на продукции
В) Снижение ставки банковского %
С) Ни один из перечисленных
28. Укажите путь уменьшения риска
А) Квалифицированная работа в области управления
В) Самострахование
С) Все перечисленное
29. Что такое хеджирование
А) Страхование риска разными методами
В) Создание крупных валютных резервов
С) Создание резервного фонда
30. В чем заключается сущность конгломеративной диверсификации
А) Использование имеющейся технологии для производства новых продуктов В) Производство технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов
С) Производство новой продукции, по технологии, отличной от используемой 31. В каких сферах получила распространение франчайзная система?
А) Розничная торговля
В) Общественное питание, услуги
С) Все перечисленное
32. В чем достоинство франчайзной системы?
А) Удачное сочетание интересов и преимуществ большого и малого бизнеса
В) Предоставление возможности получения права собственности на технологию: ноу-хау,
С) Взимание платы за услуги
33. Какие методы конкуренции преобладают в современных условиях?
А) Ценовые
В) Неценовые
С) Гарантирующие
34. Какова предельная величина хозяйствующего субъекта ну товарном рынке РФ для квалификации доминирующего положения?
А) 35%
В) 50%
С) 65%
35. Какие методы относятся к методам нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции?
А) Правительственные заказы
В) Издание законодательных актов
С) Контроль со стороны государства за соблюдением законов
36. Жизненный цикл нового продукта - это
А) Насыщение рынка
В) Выход на рынок
С) Время нахождения продукта на рынке от поставки первой партии до сбыта последней
Вопросы к зачету (экзамену) по дисциплине
«Основы предпринимательства»
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности.2. Цели, задачи и формы предпринимательской деятельности.3. Функции предпринимательства.4. Принципы организации предпринимательской деятельности.5. Сфера предпринимательства.6. Этапы развития предпринимательства в России.7. Роль малого предпринимательства в экономике.8. Общая характеристика предпринимательской среды.9. Формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России.10. Личностные характеристики предпринимателей. Основные качества цивилизованных предпринимателей.11. Необходимые условия формирования предпринимательства.12. Типы и виды предпринимательства.13. Основные принципы регулирования трудовых отношений предпринимателей с работниками.14. Формы посреднической предпринимательской деятельности.15. Индивидуальный предприниматель: права и преимущества.16. Понятие, виды и классификация физических и юридических лиц.14. Условия осуществления предпринимательской деятельности (факторы производства).15. Принятие предпринимательского решения.16. Маркетинг в предпринимательстве.17. Исследование и учет структуры потребностей на рынке при разработке деловой стратегии.18. Предпринимательский капитал и способы его формирования.19. Экономическое содержание, функции и виды прибыли.20. Постоянные, переменные и общие издержки производства.21. Пути повышения эффективности деятельности предприятия.22. Жизненный цикл предпринимательской организации.23. Цена товара и издержки производства.24. Ценообразование в условиях рыночных отношений.25. Бухгалтерский и экономический расчет издержек производства. 26. Риски и виды рисков в предпринимательстве.27. Виды и формы страхования коммерческих рисков.28. Формы и виды конкуренции в условиях перехода России к рыночной экономике.
29. Формы сотрудничества в различных сферах экономики.30. Виды сделок и роль договора во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов.31. Требования ГК РФ к структуре договора.32. Общая характеристика лизинга как формы предпринимательской деятельности.33. Расчет экономической эффективности коммерческого проекта.34. Бизнес-план и его роль в предпринимательской деятельности.35. Структура бизнес-плана.36. Предпринимательские права и обязанности предприятия.37. Сущность и необходимость системы налогообложения предпринимателей.38. Оценка эффективности деятельности предприятия.39. Учреждение нового предприятия.40. Государственная регистрация частного (коллективного) предприятия.41. Роль руководителя в деятельности коммерческого предприятия.42. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.43. Совершенствование мотивации труда у сотрудников коммерческого предприятия.44. Культура предпринимательства в России, факторы, влияющие на процесс ее развития.
5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫОсновные источники:
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для начального профессионального образования, 8-е изд., стер. М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники:
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
Голубева Т.М.Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Профессиональное образование. М.: Форум, 2010.
Богалдин - Малых В.В. Ценовая и инновационная политика в практике современного бизнеса. Предпринимательство. Коммерция. Сервис-бизнес. Финансы. Учебное пособие. Российская академия образования. М.: МПСИ, МОДЭК, 2010.
Голов Р.С., Воробьев А.С., Теплышев В.Ю., Пророков А.Н. Бизнес-энциклопедия, 2-е изд-е, М.: Дашков и К, 2009.
Перелыгина Е.А. Основы предпринимательства: Учебные материалы. – Самара: ЦПО, 2011.
Кукушин В.С.Экономика. Управление. Предпринимательство (Бизнес) Деловой этикет: учеб.пособие. - Изд. 4-е, перераб. и доп.
Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Митрофанова Т.П. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие М.: Дашков и К, 2009.
Помощь бизнесу (Электронный ресурс). – http\\bishelp.ru
Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (Электронный ресурс). – http://www.ako.kirov.ru
10. Предпринимательство: Учебник/ Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. – СПб.: Издательство “Лань”, 2001.