Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста»


Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста»
 Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста»
Педагогический проект на тему:
«Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста»
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практический
По числу участников: групповой
По характеру контактов: групповой
По продолжительности: долгосрочный (9 месяцев)
Актуальность:Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки и т. д. – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и актуален. Именно по этой причине он, помимо воспитательной функции, несет и речевую. Обращение к фольклору как к средству развития речи способствует формированию и развитию личности, её творческой активности.
Цель проекта: развитие разговорной речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Задачи:
• развивать разговорную речь детей и звуковую культуру речи;
• знакомить детей с разнообразными формами фольклора: потешки, хороводные игры, сказки;
• воспитывать любовь к народному искусству, вызывать эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;
• приобщать родителей к работе по развитию речи детей
Проблемный вопрос:Какие методы использовать для формирования правильной речи детей, используя малые фольклорные формы?
Гипотеза: Если использовать произведения русского народного творчества, как возможность развития речи детей раннего дошкольного возраста, наполняя их жизнь колоритными фольклорными текстами и делая её интересной и познавательной, то освоение разговорной речи дошкольников будет более успешной.
Предполагаемые результаты:
• повышение речевой активности детей и овладение знаниями о различных формах фольклора;
• заинтересовать родителей по вопросам развития разговорной речи детей, повышение уровня их педагогической компетентности;
• повышение уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ по проблеме использования фольклора в разговорной речи дошкольников.
Этапы проекта.
1 этап-организационно-подготовительный.
• Выявление исходного уровня знаний (наблюдения за детьми, беседы);
• Выявление уровня педагогичной компетенции родителей (индивидуальные консультации, анкетирование родителей,собеседования);
• Подбор информационно-методического материала (знакомство с печатными публикациями, обзор педагогического материала, изучение интернет-ресурсов)
• Изучение опыта педагогов своего и других ДОУ по теме проекта (посещение открытых занятий, знакомство с авторскими наработками);
• Создание предметно-развивающей среды (оформление уголка фольклора, книжного уголка, настольного театра);
• Определение алгоритма основных направлений воспитательно- образовательного процесса (планирование работы, составление перспективного планирования)
2 этап-практическийВыбор наиболее эффективных форм и методов реализации проекта с учетом индивидуального плана по развитию речи дошкольника и плана работы творческой группы ДОУ:
• приобщение к фольклору в предметно-развивающей среде;
• развитие речи детей на основе интеграции своей деятельности;
• развитие речи детей в организованной образовательной деятельности);
• использование малых фольклорных форм в досуговой деятельности;
• решение проблемы во взаимодействии с родителями воспитанников.
Система работы с детьми:
• в процессе образовательной деятельности чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, использование упражнений на звукоподражание);
• в режимных моментах (рассказывание и разучивание потешеки прибауток, загадывание загадок);
• речевой досуг (инсценировка русских народных сказок, кукольный театр, хороводные игры)
Формы работы с родителями:
• Групповые и индивидуальные консультации;
• совместное ведение альбома фольклорных произведений;
• беседы за круглым столом;
• анкетирование родителей;
• «Почта доверия»
3 этап-заключительный• Анализ достижения постановленной цели и полученных результатов (наблюдения, диагностическое обследование);
• Анализ педагогической компетентности родителей по вопросу развития речи детей (анкетирование, индивидуальные беседы);
• Распространение опыта работы (открытые занятия, разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей по данной теме)
Выводы и результаты: реализация проекта подтвердила правильность поставленных задач и выдвинутой гипотезы. Успешное решение проблемы и выполнение поставленной цели позволило:
• развить разговорную речь детей; расширить знания о малых фольклорных формах
• повысить компетентность родителей в вопросах развития речи ребенка; понять значимость данной проблемы в раннем возрасте и осознать свою причастность к решению этого вопроса
• обобщить и распространить опыт работы в рамках проекта
Обобщение и распространение опыта работы:
• Выступления на педсоветах, семинарах, ГПО;
• Проведение мероприятий в рамках ООД;
• Размещение материала в сети интернет.
Динамика развития речи детей младшего дошкольного возраста
По итогам мониторинга прослеживается увеличение выше среднего уровня знания потешек с 5% до 18%, сказок с 18% до 37%, речевого досуга с 5% до 28%. А снижение ниже среднего уровня в знании потешек с 43% до 29%, сказок с 48% до 29%, речевого досуга с 57% до 39%
Общий уровень развития детей младшего дошкольного возраста
По итогам мониторинга практически по всем показателям уровень развития речи детей значительно повысился на конец учебного года по сравнению с началом года с 25% до 58%
Информационные ресурсы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
2. Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года) // Ребенок в детском саду. – 2001. – №1
3. Иванова Э. И. Расскажи мне сказку…: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1993
4. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2006
5. Полякова Т. В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1
6. http://doshvozrast.ru
7. http://nsportal.ru
8. www. 1September.ru