Урок по логопедии «Комплексное воздействие малых фольклорных форм на развитие детей с ОНР»

«Комплексное воздействие малых фольклорных форм на развитие детей с ОНР».

Чернякова Галина Михайловна, МБУ детский сад компенсирующего вида
№ 45 «Яблонька», учитель - логопед, г.о. Тольятти Самарской области.


Аннотация
В данной статье рассматриваются необходимость использования малых фольклорных форм для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, благодаря содержательности и лаконичности которых происходит комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: развитие лексико-грамматических средств языка, формирование произносительной стороны речи, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи и др. Благодаря работе с малыми формами фольклора повышается эффективность логопедической работы.

Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организации, использованию средств выразительности, эти формы помогают передать народу свое отношение к тому или иному предмету или явлению. Они фиксируют опыт народной жизни во всем ее многообразии. И самое главное то, что используя в своей речи все распространенные малые фольклорные формы, дети учатся описывать предмет, давая ему более яркую характеристику, через содержательность и лаконичность вышеуказанных форм.
Всестороннее и полноценное развитие ребенка – это прежде всего хорошая речь. С помощью правильной речи ребенку проще общаться со сверстниками, легче и правильнее выражать свои мысли и чувства. Хорошая речь также помогает правильному психическому развитию ребенка.
Малые фольклорные формы многоаспектны в воспитании ребенка и развитии его речи. Например, колыбельные играют большую роль в музыкальном и речевом воспитании ребенка, пословицы и поговорки раскрывают социально-бытовой аспект. Именно поэтому многие известные педагоги и ученые выступали в защиту фольклора, защищали и поддерживали использование народной культуры в дошкольном образовании (например, К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, С. Маршак, Е.И. Тихеева, В.П. Аникин и многие другие). Многие ученые и педагоги также подчеркивают актуальность и важность малых фольклорных форм в социализации детей дошкольного возраста. Например, тексты потешек могут быть забавны для детей этого возраста, поэтому дети часто повторяют их с удовольствием, тем самым закрепляя правильное произношение звуков.
Работа по использованию малых форм фольклора в коррекции нарушений речи детей с ОНР организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Комплексная методика коррекции нарушений речи детей с ОНР средствами малых форм фольклора актуальна и необходима.
Конечно, дошкольники с общим недоразвитием речи в отличие от своих сверстников без патологии испытывают большие трудности в понимании и интерпретировании малых форм фольклора, в частности пословиц и поговорок. Дошкольники зачастую могут лишь сказать, о ком идет речь в той или иной пословице или поговорке, например: "Это про волка" ("Волка ноги кормят"), "Про кота" ("Купил кота в мешке"), «Это про зайца, волка и лису» ("Зайца ноги носят, Волка зубы кормят, Лису хвост бережет"), то есть они воспроизводят только единичный образ, который соответствует конкретной речевой ситуации. Сама же отвлеченная сущность пословицы или поговорки остается для ребенка закрытой.
Так как у ребенка возникают ассоциации только по поводу конкретного слова, а не по поводу содержания всей пословицы, это мешает ему раскрыть обобщенный смысл.
Изучение с детьми дошкольного возраста устного народного творчества и включение малых форм фольклора, таких как пословицы, поговорок, потешек, частушек, загадок, во все направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи необходимо для комплексного воздействия на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.
Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый логопед в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития и коррекции речи не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении.
Дошкольники с ОНР в связи со своеобразием психофизических способностей недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, их действия не соответствуют поставленной цели, в большинстве случаев заметно отсутствие самоконтроля и несовершенство регулирующей функции речи, ярко выражается неумение применять имеющийся языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает логопеда использовать специальные упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала.
Малые фольклорные формы, представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).
Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический запас ребенка, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным для ребенка путем.
Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды, создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров.
Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников с OHР. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.
Коррекционную работу по преодолению нарушений речи детей с ОНР с использованием малых форм фольклора необходимо проводить в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
На занятых должны подбираться такие художественные произведения (сказки, рассказы), на примере которых можно ярко продемонстрировать детям значение той или иной пословицы, поговорки. Затем дети должны проиллюстрировать основную мысль сказки, рассказа, которая комментировалась поговоркой или пословицей.
Например, перед чтением сказки «Лиса и журавль" выясняется, как понимают дети выражение "Как аукнется, так и откликнется". Затем предлагается объяснить значение слова "аукнуть", подбирая синонимы к этому слову. Далее необходимо обсуждение значения выражения «не солоно хлебавши». После обобщения ответов, предлагается внимательно прослушать сказку и решить, почему герои сказки так поступили. В свободное время предлагается детям проиллюстрировать пословицу.
Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае будут более выразительными и разнообразными.
Таким образом, следует отметить, что использование малых фольклорных форм в коррекционной работе с детьми с ОНР способствует усвоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности логопедической работы.

Список использованной литературы
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультативов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. М.: Владос, 2002.
Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общей ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2002.
Заголовок 1,НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА!Заголовок 2,-Аннотация,Литература15