Презентация к докладу на тему: Развитие лексической стороны речи у детей начальных классов с интеллектуальной недостаточностью посредством малых фольклорных форм пословиц и поговорок.


«Развитие лексической стороны речи через использование пословиц и поговорок у детей начальных классов с ОВЗ» Творческий отчёт учителя начальных классов Рязанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Кирилиной М.Н. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!!!» И.С.Тургенев. Приоритетные задачи развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья: преодоление и коррекция недостатков психического и физического развития, и усвоение способов применения полученных знаний;оказание помощи в социализации детей в современном обществе;трудовое воспитание детей. Актуальность проблемы развития лексической стороны речи через использование пословиц и поговорок у детей начальных классов с ИН Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья определил первую задачу в образовании и развитии детей с ОВЗ – это язык и речевая практика. Овладение языком и, прежде всего его лексической стороной речи, служит мощным фактором развития и коррекции познавательной сферы и особенно мышления школьника с ИН.Возвращение к истокам национальной культуры в русском языке – одно из главных направлений в современной педагогической науке. Цель методики: развитие лексической стороны речи у детей начальных классов с интеллектуальной недостаточностью через использование малых фольклорных форм пословиц и поговорок. Цели и задачи: Развитие лексической стороны речи у детей начальных классов с ИН. Обогащать словарный запас детей через использование пословиц и поговорокУчить детей подбирать пословицу к художественному произведению из 3-х предложенных.Способствовать использованию пословиц и поговорок в речи детей как средство выразительности речи. Цели и задачи: Способствовать коррекции и развитию познавательной сферы учащихся (мышления, памяти, восприятия, внимания). Учить детей классифицировать пословицы по темам: труд – лень, добро – зло, пословицы о природе, матери и т.д.Развивать у детей умение понимать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.Учить детей отличать пословицу и поговорку от других жанров художественных произведений. Цели и задачи: Способствовать развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы. Учить детей передавать голосом утвердительный, отрицательный, причинно-следственный характер пословицы,способствовать развитию эмоционально окрашенной речи.Упражнять детей в умении менять темп речи, вырабатывать дикцию. Способствовать развитию устойчивого интереса к пословицам и поговоркам через показ широкого спектра их использования. Цели и задачи: Воспитывать навыки социализированного поведения в обществе. Учить детей быть доброжелательными по отношению друг к другу, мирно разрешать конфликты.На материале пословиц и поговорок приобщать детей к труду.Воспитывать навыки самообслуживания. Цель исследования: выявить оптимальные условия развития лексической стороны речи учащихся начальных классов с ИН средствами малых форм фольклора пословицами и поговорками. Гипотеза уровень развития лексической стороны речи учащихся младших классов с ИН повышается, если:- для обучения и развития малые формы фольклора будут отобраны в соответствии с психическими особенностями детей;- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора пословиц и поговорок не только на специальных уроках по развитию речи, но и в ближайшем окружении ребенка. Диагностика речевых умений и навыков точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях; понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы ; гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок пауз в связной речи; уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения. Вывод констатирующего этапа педагогического эксперимента: дети не понимают разные значения многозначных слов, плохо подбирают синонимы и антонимы, уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения очень низкий, не умеют дети придумывать рассказ по пословице, так как не понимают ее смысл. Первый этап формирующего педагогического эксперимента (работа над фразеологизмами) иллюстрированиеразбор выражения по частям (из каких слов состоит, что они обозначают каждое в отдельностирассказ «предистории» этого выражения (книга «Сборник фразеологизмов под редакцией Розе Т.В.)использование данного выражения на конкретных примерах из жизни детейподбор синонимичных выражений. Критерии отбора пословиц и поговорок для работы с детьми с ИН: пословицы должны быть простыми по содержанию: иметь утвердительный характер, отрицательный или причинно-следственный;слова в пословице и поговорке должны быть понятны детям или же могут быть объяснены учителем в доступной форме;по содержанию пословицы и поговорки должны принадлежать к одной из трёх групп: социально-бытовые, пословицы нравственного содержания, пословицы о природе. Прочтение пословицы с интонационной выразительностьюВыделение каждого слова в пословице и определение его содержания Алгоритмы работы над пословицами и поговорками. Для объяснения значений слов рекомендуем использовать принципы работы над словом, предлагаемые А.Г.Зикеевым: тематический принцип;словообразовательный;ассоциативный;принцип наглядной ситуации с использованием соответствующего диалога;перифраза (рассказ-объяснение) Методы работы над содержанием пословиц и поговорок: Метод пантомимического жестового подкрепления Знакомство детей с рассказами Б.В.ШергинаИллюстрирование пословиц на сказках Иллюстрация пословиц на литературном материале Озвучивание пословицей сюжетной картинки Методы работы над содержанием пословиц и поговорок: Метод «логического ударения» Метод наглядной демонстрации Метод опыта Обыгрывание пословиц Перифраза Проблемная ситуация Просмотр передачи на канале СТС «Слово» Речевая среда Формы работы по активизации в речи детей пословиц и поговорок: Дидактические словесные игрыИллюстрирование пословиц и поговорокПодбор пословиц к художественным произведениям«Магазин житейской мудрости»Дидактические настольно-печатные игрыПодбор ассоциативных картинок к пословицам и поговоркамСоставление рассказов на темы пословиц и поговорок из личного опытаТворческие рассказы детей на темы пословиц и поговорок Интеграция работы по развитию лексической стороны речи через использование пословиц и поговорок На уроках чтения и развития речи На уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности На уроках математикиНа уроках по формированию психомоторных и сенсорных процессов На уроках физкультуры На уроках трудового обучения Интеграция работы по развитию лексической стороны речи через использование пословиц и поговорок Педагог-психолог УчительВоспитательУчитель-логопед Учитель музыкиПедагоги дополнительного образования Работа с родителями: Анкетирование родителейРодительские собранияКонсультации для родителейНалаживание процесса взаимовоспитания детей и родителейПриглашение родителей на открытые мероприятия Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента 1-ой подгруппы (4 человека) Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента 2-ой подгруппы ( 5человек) Результаты изучения уровня общей осведомлённости учащихся 2 класса (2009 – 2010 учебный год) Результаты изученияуровня развития восприятия учащихся 2 класса (2009 – 2010 учебный год) Результаты изученияуровня развития внимания учащихся 2 класса (2009 – 2010 учебный год) Результаты изученияуровня развития мышления учащихся 2 класса (2009 – 2010 учебный год) Результаты изученияуровня развития зрительной памяти учащихся 2 класса (2009 – 2010 учебный год) Результаты изученияуровня развития слуховой памяти учащихся 2 класса (2009 – 2010 учебный год) Результаты изученияуровня сформированности приёмов учебной деятельности учащихся 2 класса (2009 – 2010 учебный год) Результаты изученияуровня школьной мотивации учащихся 2 класса (2009 – 2010 учебный год) Знания, умения, навыки на контрольном этапе педагогического эксперимента у детей повысился интерес к устному народному творчеству (элементам материнской поэзии, загадкам);дети подбирают к художественным произведениям подходящие по смыслу пословицы из 3-х предложенных;понимают прямой и переносный смысл пословиц и поговорок;дети запоминают пословицы и поговорки и используют их в речи как средство выразительности;отличают пословицы и поговорки от других жанров художественных произведений; Знания, умения, навыки на контрольном этапе педагогического эксперимента дети классифицируют пословицы и поговорки по темам: ложь – правда, труд – лень, мать – дитя, и т.д.;детская речь становится интонационно выразительной, дети способны менять темп речи;микроклимат в классе стал более спокойным, дети доброжелательны по отношению друг к другу;у родителей замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. Дидактические принципы Воспитывающая и развивающая направленность обучения Научность и доступность обученияСистематичность и последовательность в обучении Связь обучения с жизньюПринцип наглядностиСознательность и активность учащихся в обучении Индивидуальный и дифференцированный подход «Птица красна пером, а человек – речью»