Конспект урока Собака — друг человека


Конспект классного часа. Проводится в 5 классе.
Тема классного часа: «Собака – друг человека».
Цель:
познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека.
Задачи:
воспитательная: повышение ответственности за тех, кого приручили;
развивающая: развивать познавательный интерес, мировоззрение взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к бездушному отношению к живым существам;
обучающая: умение вести дискуссию, слушать собеседника, сопереживать;
Оборудование:
мультимедийный проектор;
«косточки» с пословицами;
на доске буквы: НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ;
заготовки для «Листовок»;

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
Организа-ционный:
Основной:
Заключи-тельный:
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Давайте хором прочитаем тему нашего классного часа: «Наши верные друзья». А кто такой друг?
У: Верно, друг это тот, кто поможет не только советом, но и делом, дружит не ради выгоды, а ради бескорыстия. Друг это тот, кто в радости и в горе.
А у вас есть друзья?
У: ребята, как вы думаете, а животные могут быть друзьями?
У: Вы правы. 30 млн. лет назад на Земле появился предок собаки - так называемый, цинодикт, который раньше был похож на мангуста. Эволюция продолжалась и постепенно появлялись новые "двоюродные братья" собак, пока около 300 тыс. лет назад не появился канис-биологический вид, представителем которого был волк. До конца последнего ледникового периода волки и люди жили стаями и охотились на одну и ту же дичь. Вполне возможно, что волки иногда пробирались на стоянки первобытного человека, пытаясь подобрать остатки еды. Волчата попадали в руки людей и начинали жить в человеческом племени. Вскоре прирученные волки стали неотъемлемым атрибутом каждого поселения людей. В меру того, как человек начинал заниматься сельским хозяйством, менялся и прирученный волк. Постепенно менялись его рацион и способ жизни, и, наконец, появилась известная нам домашняя собака. На этом эволюция собаки не завершилась, поскольку люди и в дальнейшем активно влияли на неё. С помощью селекции на протяжении столетий культивировались определенные особенности собаки и выводились все новые и новые породы. Сегодня мы поговорим именно об этих животных, которые находятся совсем рядом, живут в одной квартире или во дворе рядом с человеком.
У: О ком можно сказать: благородная, преданная, верная, выносливая, смышленая, умная, сильная? (собака)У: Совершенно верно. Сегодня мы погорим о собаках. Поднимите руку, у кого из вас есть дома собака или собака у ваших родных и близких?
У: Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня о собаках?
У: Молодцы! Какие вы любознательные. А я предлагаю вам сегодня открыть лишь некоторые страницы из жизни наших четвероногих друзей:
1)они такие разные (породы собак)
2)знаменитые собаки (их истории и памятники)
3)страничка заботы и любви (ситуация для обсуждения, правила содержания собак)
(сигнал) SOS!!! (информация о приюте для собак в посёлке Катунино)
4)изготовление листовок.
Учитель на доску вывешивает листочки с надписями.
I страничка «они такие разные».
У:Есть такая наука КИНОЛОГИЯ, это наука о собаках.
Современная кинология насчитывает свыше 400 различных пород собак.
Давайте посмотрим, на какие группы делятся породы собак.
Показ презентации «Наши верные друзья».
Существует разделение на три группы: служебные, охотничьи и комнатно-декоративные.
2 и 3 слайды!
-В группу служебных собак входят овчарки (немецкая, кавказская, средне-азиатская, южнорусская, шотландская), ротвейлеры, эрдель-терьеры, ризеншнауцеры, водолазы, московские сторожевые.4 и 5 слайды!
-Охотничьи породы – легавые, гончие, борзые, спаниели, таксы, охотничьи терьеры.
6 и 7 слайды!
-Комнатно-декоративные – мопс, болонка, пудель, пекинес, чихуа-хуа.
У: какие породы собак сейчас не прозвучали?
У: Вы очень внимательные! Молодцы! А какой породы собака у вас дома?

II страничка «знаменитые собаки».
У: собаки все разные. А сколько интересных фактов о них известно!
1)я вам расскажу некоторые истории знаменитых собак, другие можете узнать из газеты, из книг. В Интернете.
8 слайд!
Наверное, самый знаменитый памятник установлен собаке Барри.
Продолжение показа презентации «наши верные друзья».
В Париже находится кладбище собак. При входе посетителей встречает огромный памятник собаке-сенбернару Барри.
На памятнике надпись: “Он спас 40 людей и убит при спасении 41”. Барри с ребёнком на спине изображен на фоне гор.
О чем же рассказывает нам этот монумент?
Барри помогал находить людей, попавших под снежные лавины. Он разгребал снег своими сильными лапами. Откопав человека, собака ложилась рядом с ним, чтобы теплом своего тела отогреть замерзшего. За 12 лет с Барри спас 40 жизней. Однажды Б. принес в монастырь ребенка. Никто не знал, что ребенок попал в беду. Неизвестно как он оказался на перевале, так далеко от жилья.
И только старый Барри чувствовал, что ему надо спасти малыша; он успел вовремя, ребенок хоть и потерял сознание, но был жив.

9 слайд!
Другая история.
2) Бронзовая 1,5 метровая скульптура овчарки установлена в 2003 году в Тольятти, как олицетворение верности и безграничной преданности человеку. 8 лет пес ждал своего хозяина, погибшего в автокатастрофе, на обочине дороги, там, где видел его в последний раз. К другим людям жить не пошел, предпочел смерть от тоски на обочине. И в каждой проезжающей машине надежда: “Это он. Её хозяин”. И в снег, и в дождь он ждал своего хозяина. Люди назвали его Константином (верным). “Пес, который научил нас любви и преданности”. 8 лет стоял одинокий пес, ждущий своего хозяина, напоминая людям о том, что самое ценное в жизни – любовь и преданность, которые заставляют его жить.
Нет ни одного животного, который бы мог так любить, ничего не требуя взамен. Факт остаётся фактом. Собака любит нас больше чем мы её. Она в любой момент готова пожертвовать за нас жизнью.
10 слайд!
3)А в Москве установлен памятник собаке Лайке, первой земной обитательнице, поднявшейся в космос.
11 слайд!
4)В Германии в городе Берлине есть памятник собакам-поводырям.
- Кто знает, какую работу выполняют собаки-поводыри?
У: Вы совершенно правы! Собака-поводырь — специально обученное животное, которое может помогать слепым и слабовидящим людям передвигаться вне помещений и избегать препятствий. В качестве поводырей для людей собаки используется уже несколько сотен лет.
12 слайд!
5)А это памятник собаке, которая не совершила ничего выдающегося. Она совсем не знаменитая. В Тюмени такой вот памятник бездомной дворняге. С надписью «Полюбите собаку бездомную, безродную, одинокую» и копилкой для нужд животных, которые в приюте.
III страничка заботы и любви (ситуация для обсуждения, правила содержания собак).
У: послушайте еще одну историю. Понравится ли она вам?
Учитель раздает эту историю ученикам, и они читают по цепочке.
«Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. “Вот бедняга, – сказал Женя, – кто-то выгнал его в такую погоду”. Щенок вдруг пошел за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама?
Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтерли и уложили в углу спать. А утором обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес».
У: понравилась ли вам история? Что в ней интересного?
У: В чем проявилось такое отношение к животному у мальчика?
У: можно ли быть человечным, если не любишь животных?
У: собакам посвящено много стихов и песен, сняты мультфильмы. Есть произведения и народного фольклора. Сейчас мы с вами будем вспоминать пословицы и поговорки, в которых говорится о собаках.
Работать будем в парах. У каждой пары на столе есть «косточка» (любимое лакомство собак), на которой написана первая половина пословицы или поговорки. Вы внимательно её читаете, а потом отправляетесь на поиски второй половины.
Продолжения пословиц висят на боковой части доски.
У: Молодцы! А теперь давайте правильно ли вы нашли вторую часть пословиц. Давайте зачитаем, что получилось у каждого.
У: очень хорошо!
III страничка (сигнал) SOS!!!
У: а как вы думаете, откуда берутся бездомные собаки?
У: а как вы думаете, кто в этом виноват?
У: вы правы.
Недалеко от нашего города, в посёлке Катунино, есть приют для бездомных собак. Он существует уже почти 5 лет (с августа 2007 г.)
Мы в ответе за тех, кого приручили. Однажды одомашненная, собака уже не может вновь вернуться в дикую природу. Но люди выбрасывают на улицу своих питомцев и несчастные животные бродят по улицам города, заглядывая в глаза прохожих.
СОБАКАМ, живущим в этом приюте, НУЖНА НАША ПОМОЩЬ!!!
Как мы с вами можем помочь? А вот как: мы с вами изготовим листовки с обращением к соседям по лестничной клетке, к ребятам соседнего класса, горожанам.
V изготовление листовок.
У: Сейчас я предлагаю поработать в группах по 5 человек. У каждой группы на столе есть заготовка: самой листовки (показать цветной листок),готовые объявления о тех щенках, которым нужно найти дом (показать), несколько вариантов названий для Листовки, выбираете сами, что больше понравилось и контактные телефоны людей, которые помогают приюту.
Ваша задача сконструировать Листовку: сначала отберите информацию, которую вы поместите на Листовку, расположите ее на листе, а после, если все хорошо, то аккуратно приклейте.
Не забывайте о правилах работы в группе!
У: А теперь давайте посмотрим, что получилось. От каждой группы пусть выйдет по одному человеку и покажет всем свою Листовку.
У: Ребята, вы такие молодцы! Как вы думаете, куда можно повесить такие листовки?
У: все верно!
Ну а теперь хотелось бы спросить, понравилось ли вам наше занятие? Что больше всего запомнилось?
У: я очень рада, что вы многое запомнили с нашего классного часа. Всем спасибо за работу! Здравствуйте.
-Тот, кто всегда рядом в трудную минуту.
-тот, кто всегда поддержит.
-да, есть!
-у меня есть только один лучший друг.
-конечно, могут! У меня есть собака и она друг нашей семьи.
- собака.
Дети поднимают руки, у кого есть собаки.
-какие бывают породы собак?
-какая самая большая собака?
-интересные факты об этих животных.
Дети смотрят презентацию
-ирландский сеттер
-долматинец-шарпей
-овчарка
-а у меня пудель
-а в моей семье живет маленький пекинес
-это специально обученные собаки для помощи слепым людям.
- это такие собаки, которые помогают людям ориентироваться слепым людям.
Ребята читают по цепочке.
-понравилось то, что отец с ребенком не оставили щенка.
-мне тоже понравилась эта история, так как Женя с его папой, не смотря ни на что, взяли его домой
-а мне очень понравилось, что они его сразу приютили, накормили и вылечили.
-мальчику стало жалко щенка
-мальчик забрал щенка, так как на улице было холодно
-щенок лежал на асфальте и повизгивал.
-да, можно, потому что люди это люди, а животные это животные.
-нет, нельзя, поскольку каждое животное нуждается в человеческой заботе.
Ребята начинают парами искать конец пословицы. Когда пословица совпадет, то дети садятся на свои места и ждут, пока все справятся с заданием.
-Не всякая собака кусает, которая лает.
-В такую погоду и собаку на улицу не выгонишь.
-Знает собака, чье мясо села.
-И собака на того не лает, чей хлеб ест.
-Маленькая собака - всю жизнь щенок.
-На чужбине и собака тоскует.
-Не дразни собаку и лаять не станет.
-Нет плохих собак, есть плохие хозяева.
-Собака - друг человека.
-Собака видит мир носом, а кошка ушами.
-люди выкидывают их на улицу.
-это те животные, которые родились на улице.
-наверное, люди, которые берут собак, а потом просто выгоняют жить на улицу.-и я так думаю. Зачем заводить собаку, если она не нужна человеку?
Дети делятся на 5 групп и получают все необходимое для Листовки.
Группы начинают выбирать названия, фотографии и помещать все это на Листовке.
Представитель каждой группы выходит и показывает всему классу, что получилось.
-в школе на первом этаже, на стенд «неделя добра»
-на доске объявлений
-в подъезде
-мне очень понравилось. Я узнала много новых пород собак.
-а я про то, что есть в мире такие собаки, которые спасали людей, рискуя своими жизнями.
-а я не знал про приют в Катунино. Это очень полезная информация.
-Вам спасибо!