Урок по русскому языку во 2 классе Собственные и нарицательные имена существительные

Класс_____2_______
МАОУ гимназия № 93 г.Уфа

Технологическая карта урока русского языка

Учитель : Фаисханова Ф.Ф.

Целевой блок

Тема
Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель
Познакомить обучающихся с понятиями «Собственные и нарицательные имена существительные»» и правилами их правописания; создать условия для развития речи, умения работать с текстом; содействовать формированию чувства гордости за родной город Уфа, за республику Башкортостан; воспитанию патриотизма.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к осознанию себя членом общества и государства, чувство гордости за свою Родину, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и истории через «сквозную» тему по развитию речи «Город Уфа – столица Башкортостана»; мотивация к творческому труду, работе на результат; осознание практической важности правописания собственных и нарицательных имен существительных.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (версию) на основе анализа языкового материала, содержащих в карточках, и на этапе «открытия» нового знания.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций через организацию парной и групповой работы.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; навыки смыслового чтения через работу с деформированным тестом.

Планируемые результаты
Предметные:
знать понятия «собственные и нарицательные имена существительные»,
уметь применять правило правописания большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
обращать внимание на особенности употребления слов;
составлять текст из предложенных предложений (работа с деформированным тестом).
Личностные:
иметь мотивацию к творческому труду, работе на результат;
способность к осознанию себя членом общества и государства, чувство гордости за свою Родину, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и истории;
осознать практическую важность правописания собственных и нарицательных имен существительных.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение (Регулятивные УУД);
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
овладевать навыками смыслового чтения (Познавательные УУД);
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
иметь навыки сотрудничества с одноклассниками, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (Коммуникативные УУД).

Инструментальный блок

Задачи урока
Образовательные: Формировать представление о понятиях «собственные и нарицательные имена существительные». Формировать умение правильно писать заглавную букву в именах собственных. Совершенствовать умение работать с текстом.
Способствовать развитию речи обучающихся, их оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работе; содействовать формированию чувства гордости за родной город Уфа, за республику Башкортостан, воспитанию патриотизма.

Тип урока
Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс
- Программа по русскому языку Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В.Прониной.
- Орфографическая тетрадь. 2 класс Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Фроловой Л.А. – М.: Баласс, 2009. Стр.28.
- презентация «Собственные и нарицательные имена существительные».
- карточки с заданиями для индивидуальной, парной и групповой работы.

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных и нарицательных имен существительных. Заглавная буква в именах существительных. Развитие речи. Отечество, проспект.

Организация пространства
Парная, фронтальная, индивидуальная, групповая работа

Межпредметные связи
Русский язык, окружающий мир (краеведение).

Действия обучающихся
Карточка №1. Стихотворение о городе Уфе. Подчеркнуть имена существительные, среди которых найти однокоренные слова, слово, в котором букв больше, чем звуков, слово, которое состоит из одного слога, и слово по его лексическому значению. (Фронтальная работа)
Орфографическая тетрадь. Стр. 28 Расшифровать ребус; прочитать лексическое значение слова Отечество, записать синонимы.(Фронтальная и индивидуальная работа)
Карточка №2. Таблица «Викторина о Башкортостане и Уфе». Написать ответы на вопросы викторины (Парная работа)
Презентация. Слайд. Записать слова в два столбика «Собственные и нарицательные имена существительные». (Индивидуальная работа)
Карточка №3. Предложения из текста «Уфа – мой любимый город». Составить связный текст из предложений. (Групповая работа)

Диагностика результатов урока
(итог урока)
- Какую цель ставили?
- Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Чему научились на уроке.
- Оцените свою работу на уроке по 5-бальной системе:
1 2 3 4 5

Домашнее задание
Работа с деформированным текстом (обучающимся раздается конверт с текстом, разрезанным на предложения)

Необходимое оборудование и материалы для урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация
раздаточный материал для парно, групповой й и индивидуальной работы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Используемый ЦОР: «Русский язык. 2 класс», авторы учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 2-е изд.-М.: БАЛЛАС, 2003.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=8
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
Тест «Заглавная буква в именах собственных» Вариант I http://www.anketer.ru/vote/aWQufncIxn/ Вариант II http://www.anketer.ru/vote/YxyDDfotDJ/
Использованная литература:
Алмаев Н.А. 450 лет в дружбе и согласии. –Уфа: РИО РУМНЦ МО РБ, 2006.
Ахмадиев Ф. Башкортостан. // Ватандаш. 2006. №1.
Дильмухаметова Д. Сабантуй. // Панорама Башкортостана.2007. №3.
Илишев И. Россия – Башкортостан: навеки вместе. // Панорама Башкортостана.2007. №3.
Волина В. В. Праздник букваря: Книга для учителей и родителей. - М.: АСТ-пресс, 1995.
Журжина Ш.В., Костромина Н.В.Дидактический материал по русскому языку: 2 кл. Пособие для учащихся четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1987.






Сценарий урока русского языка во 2 классе
по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
Личностные УУД: самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Организация детей к уроку.
Учитель:
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем наш урок!
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Психологический настрой к уроку.
Учитель: Послушайте стихотворение Г.Рамазанова и определите, о чем или о ком говорится в нем? Исходя из темы стихотворения и его основной мысли, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке.
- Всего лишь три буквы, короткое слово, Но где-то вдали его назови – Сколько встанет за ним родного, Сколько в нем зазвучит любви!
В нем отчизна отцов святая, В нем – любимый наш милый дом. Сердце манит оно, сверкая, Как три звездочки над стихом.
Варианты ответов обучающихся:
- В стихотворении говорится о нашем городе Уфе. Основная мысль этого стихотворения: «Уфа – любимая наша родина».
- На уроке мы будем говорить о городе Уфе, о нашей родине, о том, как надо любить ее
Учитель: Да, действительно сегодня тема урока – наш любимый город Уфа. Надо сказать, что много великих людей называют Уфу своей малой родиной.
- По вашему мнению, что такое родина? Как вы ее представляете?
- Родина Это место, где вы родились, впервые увидели мир, и начали познавать ее. Сначала это был ваш дом, потом улица, поле, лес. Вы становитесь взрослее, и ваши знания о Родине расширяются: от родного очага, отцовского порога до необъятной Отчизны – Россия. Чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить и свой город, и свою республику, свой край. Только с осознанием Родины в единстве России и Башкортостана настоящим гражданином своей страны.

Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать знания о правописании заглавной буквы в именах
собственных.
Личностные УУД : ценностное отношение к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД :
Регулятивные – планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация); устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД: знания об однокоренных словах, о правописании заглавной буквы в именах существительных, умения выполнять фонетический разбор слова
Минутка чистописания.
Учитель: Догадайтесь, какую букву будем прописывать. Для этого найдите в стихотворении слова, обозначающие предметы, – существительные.
Обучающиеся подчеркивают в карточке № 1 имена существительные: буквы, слово, любви, отчизна, отцов, дом, сердце, звездочки, стихом.
Учитель: Уберем слова по заданию:
- Найдите однокоренные слова. Почему они однокоренные? (Отчизна – отец)
- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? (сердце)
- Найдите слово, которое состоит из одного слога. (дом)
- Найдите слово по его лексическому значению. Это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме. (стихом)
- В оставшихся словах найдите общую букву, которую мы возьмем на минутку чистописания.
Обучающиеся прописывают буквы Вв, Ва, Ву, ва, ву.
Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Молодцы. Справились с заданием. У вас на партах лежат карточки №2. Возьмите их и рассмотрите. А теперь предположите, какое задание мы будем выполнять.
Варианты ответов обучающихся:
- Я думаю, что нужно будет  заполнить таблицу.
-- Я думаю,  нужно будет записать, что обозначают эти слова.
- В первом столбике - все слова с заглавной буквы. Я думаю, что во второй столбик нужно будет записать слова с маленькой буквы.
Учитель: Верно. С этими словами можно выполнить все предложенные вами  виды работ.
- Для того, чтобы определить учебную тему нашего урока, нужно ответить на вопросы викторины. При чем ответы нужно записывать в таблицу. И я вам предлагаю поработать в парах.  Напротив каждого задания записать правильный ответ и выделить в этих словах все известные орфограммы.
-  Если возникнут затруднения, поднимите карточку с вопросом.
Дети работают на карточках №2 в парах.
Столица Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан.
Башкирский поэт-импровизатор, национальный герой. В 1967 году в Уфе ему открыт памятник. Его именем названы проспект в Уфе, город, хоккейный клуб.
Наш город расположен на берегу
· этой судоходной реки. Ее называют так за беловато-серебристый цвет воды.
Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации. Его имя носит наша гимназия.
Какое животное изображено на гербе г.Уфы.
Длинная, прямая и широкая улица в городах, обсаженная зеленью. В Уфе их два: Октября и Салавата Юлаева.
Жилище древних башкир.
Любимый инструмент башкир.
Целебный напиток башкир.
- Учитель: Проверьте правильность выполненной работы.
(На слайде презентации появляется образец).

?
?

Уфа
куница

Рустэм Хамитов
проспект

Салават Юлаев
юрта

Агидель
курай

Владимир Васильевич Ковалёнок
кумыс или айран



- Покажите сигнальную карточку те, кто не допустил ошибок.
- Как вы думаете, какое правило мы должны были вспомнить, чтобы
правильно написать слова в первом столбике?
- Обратите внимание на правильность написания словарного слова
проспект. Запомните его правописание.

Постановка проблемы.
Цель: сформировать представление о результате.
Личностные УУД: ценностное отношение к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
Предметные УУД: затруднение в определении отличительных признаков имен существительных (собственные и нарицательные).
Учитель: Предположите, что могут обозначать вопросительные знаки в таблице?
Варианты ответов учащихся:
- Я думаю, что надо найти общее в каждом столбике и дать название.
- Может быть, надо вывести правила, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой.
Учитель: Возможно, вы и правы. Вернемся к этому вопросу позже. Посмотрите внимательно и подумайте, как можно назвать эту таблицу.  У каждого из нас есть имя, значит, и у таблицы должно быть свое название.
Варианты ответов учащихся:
- Правила написания заглавной и строчной буквы.
- Я бы назвала эту таблицу «Маленькая и большая буква в именах существительных».
Учитель: У нас несколько версий. А  кто из ребят был прав,  узнаем, прочитав запись на слайде.
Появляется запись:
Имена существительные собственные и нарицательные.
Учитель: Так на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?
Варианты ответов обучающихся:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями.
- Мы узнаем, что существительное бывает собственное и нарицательное.
- Узнаем, как пишутся собственные и нарицательные имена существительные.

Открытие нового знания.
Цель: сформировать знания о собственных и нарицательных именах существительных.
Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу.
Метапредметные УУД : владение правильной речью, анализ, сравнение, умение делать выводы.
Предметные УУД: понятия о собственных и нарицательных именах существительных, навык правописания заглавной буквы в именах собственных.
Учитель: Сначала выясним, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.
Варианты ответов обучающихся:
- Собственное – это значит, находится  в собственности.
- А я думаю, что это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.
Учитель: У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие?
Варианты ответов обучающихся:
- Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.
Учитель: А для  чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?
Варианты ответов обучающихся:
- Я думаю, чтобы люди друг друга не путали.
- Мне кажется, чтобы было различие между людьми.
Учитель: Какие ещё собственные имена существительные вы знаете?
Варианты ответов обучающихся:
- Клички животных – это собственные имена существительные.
- Названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.
Учитель: А как можно короче сказать, что это за названия? Где можно встретить названия городов, рек, улиц, деревень, сёл и т.д.
Варианты ответов обучающихся:
- Эти названия географические и их можно встретить на картах.
Учитель: Так как же пишутся собственные имена существительные?
Варианты ответов обучающихся:
- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Приведите свои примеры собственных имён существительных. Может быть, кто-то приведет примеры пользуясь таблицей, с которой мы начали работать.
Варианты ответов обучающихся:
- Уфа, Салават Юлаев, Агидель – это имена собственные.
Учитель: Предположите, как можно назвать  имена существительные второго столбика.
Варианты ответов учащихся:
- Курай, проспект, куница – это имена нарицательные.
На слайде открываются названия столбиков в таблице:

Собственные
нарицательные

Уфа
куница

Рустэм Хамитов
проспект

Салават Юлаев
юрта

Агидель
курай

Владимир Васильевич Ковалёнок
кумыс или айран


Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу и сформулируйте правило.
Варианты ответов обучающихся:
- Собственные имена существительные  пишутся с большой буквы, а нарицательные имена  существительные пишутся с маленькой буквы.
- Я не согласна. Нарицательные имена существительные в начале предложения напишем  с большой  буквы.

Первичное закрепление УУД .
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения собственного или нарицательного имени существительного.
Личностные УУД : ценностное отношение к умению выбирать действия по достижению цели; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
Предметные УУД: различают собственные и нарицательные имена существительные; умение восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений.
Метапредметные УУД : познавательные: общеучебные - приобретение способа действий по достижению целей; логические – умеют строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, владеют основами смыслового чтения, установление аналогий и причинно - следственных связей; регулятивные: составляют план и последовательность действий, умение работать самостоятельно; коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Фиксированное затруднение.
Учитель: Сейчас мы будем выполнять творческое задание.
На слайде появляется запись двух предложений:
Одиннадцатого __________ - день суверенитета Башкортостана.
Проспект ___________ соединяет южную и северную части города Уфы.
Учитель: Прочитайте.
- Как вы думаете, каким будет задание?
- Что такое суверенитет?
- Каких слов не хватает в нашем предложении? Чем интересны эти слова?
- Да, эти слова одинаковые по звучанию ОКТЯБРЯ. Объясните разницу в их написании.
Варианты ответов обучающихся:
- В первом предложении октября - – это название месяца. Нарицательное имя существительное, поэтому напишем с маленькой буквы. Название проспекта Октября напишем с заглавной буквы. Это собственное  имя существительное.
Учитель: Записываем  предложения под диктовку.
Один обучающийся работает на доске, остальные записывают под диктовку предложения в тетрадях.
Самопроверка записанных предложений по слайду:
Одиннадцатого октября - день суверенитета Башкортостана.
Проспект Октября соединяет южную и северную части города Уфы.
С помощью сигнальных карточек оценивается работа отвечающего у доски и работа каждого обучающегося.
(Проводится работа по анализу ошибок, если таковые имеются).

Физминутка (релаксация)
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Учитель: А теперь давайте немного отдохнём. Посмотрите на этот прекрасный пейзаж. Закройте глаза и представьте себя где-нибудь на берегу этого водопада. Отдыхаем и слушаем красивую музыку.
(Под спокойную музыку дети сидят, закрыв глаза, - на слайде водопад Атыш)
Учитель: Ребята, как пишется название водопадов? Почему?
Работа в группах
На слайде появляется следующее задание:
Я живу в городе Уфе.
На высоком берегу реки Белой стоит памятник Салавату Юлаеву –народному герою.
В нём много высоких домов, кинотеатров, памятников и других достопримечательностей.
Уфа – очень красивый город.
Он будто приветствует гостей города, которые приезжают к нам в Уфу.
Уфа – это и есть моя родина!
Я очень люблю родной город, его шумный проспект и тихие переулки, свой зеленый дворик. 
Обучающиеся получают карточки с аналогичными заданиями для групп.
Работа с деформированным текстом (в группах).
Проверка по слайду – определение нумерации последовательности предложений в тексте.

Включение нового знания в систему знаний.
Цель: сформировать навык определения и правописания собственных и нарицательных имен существительных, опираясь на выведенные способы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Самостоятельная работа в тетради.
На слайде записаны слова:
Данил. Гимназия. Памятник. Барсик. Лошадь. Башкортостан. Агидель. Город. Уфа. Проспект. Янгантау.
Учитель:  Прочитайте слова, которые написаны на доске. Предположите, какое задание будем выполнять.
Варианты ответов обучающихся:
- Нужно будет списать слова и обозначить орфограммы.
- Наверное, нужно будет списать слова, обозначить орфограммы, разделить слова на группы.
-Я думаю, что нужно выписать сначала  собственные имена существительные, а потом нарицательные.
Учитель: Сегодня на уроке мы выполним второе задание, которое вы нам предложили.
- На какие бы группы вы разделили слова?
Варианты ответов обучающихся:
- Имена существительные собственные и нарицательные.
- Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
- Слова, которые называют один предмет.  Слова, которые называют несколько предметов.
- Слова, которые можно переносить. Слова, которые нельзя переносить.
Учитель: Молодцы! Вы назвали много группировок. Мы с вами будем записывать слова в два столбика:
Собственные         Нарицательные
Учитель: Каким правилом будете пользоваться?
Вариант  ответа  обучающегося:
- Собственные имена существительные  пишутся с большой буквы, а нарицательные имена  существительные пишутся с маленькой буквы.
Обучающиеся работают самостоятельно.
Учитель:
- Проверяем цепочкой.  Прочитайте слово, укажите, в какой столбик вы его записали, какую букву использовали при записи слова.
Учитель: Что такое Янгантау? Почему это слово пишется с заглавной буквы?
Слайд «Янгантау»
- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы выровнять столбики?
 Варианты ответов обучающихся:
- Подобрать свое слово. Например: (обучающиеся приводят примеры)
Учитель: Запишите пример своего слова во второй столбик. Каким правилом будете пользоваться?
Вариант  ответа  обучающегося:
- Нарицательные имена  существительные пишутся с маленькой буквы.

Контроль и оценка.
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Предметные УУД: предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
Учитель: Подведем итог нашего урока.
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
-Научились мы определять собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать?

Рефлексия
Цель: развивать рефлексивные умения; создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Личностные УУД : осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы.
Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях.
-А какое задание было наиболее трудным? Почему?
Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке по 5-бальной системе.

Домашнее задание:
Работа с деформированным текстом (обучающимся раздается конверт с текстом, разрезанным на предложения).

15