План-конспект урока по русскому языку для 3 класса «Собственные и нарицательные имена существительные»


План-конспект урока русского языка (УМК «Школа России») 3а класс
Составитель: Шапошникова Нахима Мулаколеевна (г.Челябинск, Центральный район, МАОУ СОШ №148(филиал)
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цели:
Планируемые результаты:
- личностные: сделать учение осмысленным, развивать мотивы учебной деятельности, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
- метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способами решения проблем, сотрудничеству, активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
- предметные: распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных, обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных, развивать любознательность о происхождении слов, а также тайны имени.

Этапы урока Содержание и деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Организационный момент
Мотивация к деятельности - Здравствуйте, ребята!
- Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть урок принесет нам всем радость общения.
- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий , а кто или что поможет нам в этом?
- Также вашими помощниками будут:
-внимание
-находчивость
- смекалка
- В «кружочках настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение:
- солнышко
- солнышко с тучкой
- тучка
Слайд 1- солнышко
- Похлопайте в ладоши те, у кого данная картинка
Слайд 2 – солнышко с тучкой
- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение нужно чуть-чуть подправить
Слайд 3 - тучка
- А сейчас те, кому нужна « скорая помощь»
- Постараемся поработать так, чтобы настроение у всех стало радостным!
-учитель
-слайды
-учебник
-знания
Объясняют собственное понимание высказывания о настроении хлопками в ладоши ЛУУД
Мотивационная готовность к учебной деятельности
Актуализация опорных знаний.
Повторение изученного.
Постановка учебных целей и задачи. - Ребята, у нас на уроке много гостей, покажем нашим гостям – наши знания!
Слайд 4
- Буренка
- Жучка
- Петя
- Вера
- Слава
- Любовь
- Надежда Михайловна
- Как можно назвать данную группу слов?
Слайд 5
Корова
Собака
Петух
Девочка
Мальчик
Ученица
Учительница
- Итак, ребята, какие цели нашего урока мы сформулируем?
Слайд 6
Цели:
- различать одушевленные и неодушевленные имена существительные
- различать собственные имена существительные и нарицательные
- какую задачу перед собой поставим?
Слайд 7
- правильно определять орфограмму:
Работа в группах: ученики в группах совещаются, по мере готовности ответа скрепляют руки в центре и по знаку учителя один (может быть не только командир группы) отвечает:
- имена существительные
-одушевленные
Работа в группах: ученики в группах совещаются, по мере готовности ответа скрепляют руки в центре и по знаку учителя один (может быть не только командир группы) отвечает:
- имена существительные – собственные
- нарицательные
Ученики проговаривают в группах и читают со слайда ПУУД
Логические:
Анализ с целью выделения признаков имен существительных.
Личностные:
Коммуникативные УУД: Развитие навыков сотрудничества при работе в группах.
Метапредметные: учить ставить задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.
Открытие нового знания, формулировка темы урока - На определение орфограммы мы сейчас поиграем.
Встали все и даже наши гости.
- Условия игры таковы:
Если я называю имя собственное - вы встаете, если нарицательное – вы садитесь. Начинаем!
- Жучка!
- мальчик
- корова
- Любовь
А почему некоторые взрослые сели?
- Да, есть имя девочки – Любовь, а есть и нарицательное существительное, которое обозначает чувство, и это слово пишем со строчной буквы.
- Продолжаем:
- надежда
- Да, это, когда человек надеется на что-то, то мы говорим, что имеет надежду. В таком случае, это нарицательное имя существительное.
- А когда это слово становится собственным?
-Да, когда Надеждой называют девочку или женщину.
- А сейчас мы назовем тему нашего урока Ученики сами называют тему: «Собственные и нарицательные имена существительные» Метапредметные: учить орфограммы соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.
ФизминуткаРуки вверх - пришли учиться,
Руки вниз. – а не лениться.
Сели, встали дружно вместе,
Покружились все на месте.
На любой вопрос коварный
Сами мы ответ найдем!
К цели мы своей придем!
Активным на уроке будь!
И легче станет школьный путь! Демонстрируют перечисляемые действия ЛУУД
Ориентация на здоровый образ жизни
Первичное закрепление Работа по учебнику
- Открыли учебники на странице 15 в упражнении 22 определяем имена собственные и нарицательные.
- Записываем в тетради.
- Читаем в учебнике вывод.
Работа в парах: читают слова, определяют: собственное это или нарицательное и подчеркивают вновь изученную орфограмму
Личностные:
Коммуникативные УУД: Развитие навыков сотрудничества при работе в парах.
Гимнастика для глаз - Быстро поморгали, закрыли глаза.
Посидите спокойно, медленно считая до 5.
- Вращение глаз по часовой стрелке. Поморгали. Закрыли.
- Вращение против часовой стрелки. Поморгали. Закрыли.
- Вращение восьмеркой. Поморгали. Закрыли. Открыли. Выполняют упражнения. ЛУУД
Ориентация на здоровый образ жизни
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой На странице 16 учебника – упражнение №23 Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой Метапредметные: учить самостоятельно определять орфограммы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того.
Подведение итогов. Рефлексия. - Что планировали узнать на уроке?
- Мы достигли поставленной цели? Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущее. ДУУД
Освоение первоначальных форм познавательной рефлексии
Домашнее задание Слайд 8
С. 15 – правило, с. 17 – страничка для любознательных, упр.25
- Какие вопросы по домашнему заданию? Записывают в дневники