Урок русского языка в 3-в классе «Изменение имён существительных по падежам. Склонение имён существительных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района
«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»







Урок русского языка
в 3-в классе
«Изменение имён существительных по падежам. Склонение имён существительных»






Подготовила
учитель начальных классов
Балабанова В.А.










2017 г.
Тема: Изменение имён существительных по падежам. Склонение имён существительных.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся о падежах имён существительных, падежных вопросах, вспомогательных словах, совершенствования умения определения падежа слова в предложении.

Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются к гостям и кивком головы приветствуют их).

- Психологический настрой учащихся, мотивация на плодотворную работу.
Прием «Свеча» (дыхательная гимнастика по В.Ф. Базарному).
Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и тихо – тихо тоненькой струйкой выдохните так, чтобы не погасить свечу. Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в легкие и сдуйте все преграды и сложности на своем пути. Молодцы! Откройте глаза и тихо займите свои места.
- Итак, откройте тетради, запишите число:

Шестнадцатое февраля.
Классная работа.
-Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

(Дети вместе с учителем находят в словах орфограммы и выделяют их).

2. Минутка чистописания.

- Начнём урок с минутки чистописания. (слайд 2)
Посмотрите на слайд.

Ст..лица, с..рока, с..поги, с..лдат, ст..кан.

Прочитайте слова. Что между ними общего? (Они начинаются на букву С).
И сейчас, на минутке чистописания вы будете прописывать заглавную и строчную букву Сс. (Слайд 3)

Словарная работа.

- Что ещё объединяет данные слова? (Это словарные слова с непроверяемым гласным в корне слова).
- Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте написание слов по слайду и оцените работу вашего одноклассника. (слайд 5)

Постановка темы урока.
На слайде записаны следующие слова: дети, от бабушки, маме, папу, братом, о сестре. (слайд 6)

- Ребята, к какой части речи относятся данные слова?
- Что такое имя существительное?
- Назовите признаки имени существительного. (Бывает одуш. и неодуш., именем собственным и именем нарицательным, имеет м.р., ж.р., ср.р., изменяется по числам и падежам, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом).
- А теперь давайте определим, чем отличаются эти имена существительные друг от друга? (Стоят в разных падежах).
- Молодцы! Подумайте, какая тема нашего урока? (Падежи имён существительных).
- Ребята, мы с вами выучили падежи имён существительных. Давайте же подумаем, какая же цель урока? (Повторить склонение имён существительных по падежам).
Физкультминутка «Игра в весёлых человечков».

Работа по теме урока.

- Ребята, с каким словом у вас ассоциируются данные слова? (слайд 5)
Каким общим словом их можно назвать?
- Правильно! Это слово – семья.
- Запишите это слово в тетрадь с новой строки, а 1 ученик запишет на доске. - Найдите в этом слове орфограммы, подчеркните и объясните их написание.
- А Даша на доске запишет падежи и просклоняет слово семья. (Остальные дети записывают в тетрадь).

Физкультминутка «Пальминг».

- Задание.
- Составить с данными словами словосочетания. (слайд 5)
(Умные дети, письмо от бабушки, подарок маме, смотреть на папу, гордиться братом, рассказать о сестре).
- Выделите в именах существительных падеж.
Задание.
- Выберите одно словосочетание, составьте с ним предложение и запишите в тетрадь.
- Свои предложения зачитают 3 ученика.

Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебник на стр. 46, упр.5

9. Зрительная физкультминутка. (слайд 6)

10. Занимательная минутка.

А вы знаете, ребята, что в древнерусском языке был еще один падеж – звательный. Он служил для выражения обращения. Например:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Слово «старче» - старик, как раз слово в звательном падеже. Со временем звательный падеж упростился и слился с именительным падежом: кто? старче. Мы продолжаем повторять падежи имён существительных.
11. Закрепление. Тренировочное упражнение.
- Вспомним алгоритм определения падежа имени существительного. (слайд 7)
Назовите падежные предлоги.
Учитель читает стихотворение. Запишите в тетрадь. Определите падеж выделенных существительных. (слайд 8).
- Комментированное письмо. (Дети записывают и поочередно комментируют с места).
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье
На этой сказочной земле!

-Какая главная мысль стихотворения?

12. Домашнее задание. Составить три предложения о семье, найти существительные и определить их падеж.

13. Оценки за урок.

14. Итог урока. Рефлексия.

-Какие трудности у вас возникли во время урока?
-Сколько в русском языке падежей?
-Как называется изменение имени существительного по падежам?
-Назовите прямой и косвенные падежи.

- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).
- Молодцы! Урок окончен!


















13PAGE 15


13PAGE 14515




15