Урок русского языка в 3 классе «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам»


Урок русского языка в 3 классе.
Юранова Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов
МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»
Тема урока: «Общее понятие о склонении имён существительных. Изменение имён существительных по падежам».
Цели:
1.Повторить и систематизировать знания об имени существительном.
2.Формировать первоначальное представление о склонении имён существительных;
знакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;
учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике;
3. Развивать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой.
4. Воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
Ход урока:
Оргмомент. СЛАЙД 1
Эмоционально-психологический настрой. 
(На фоне музыки из мультфильма «Крошка Енот» учитель произносит слова.)
- Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Именно такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок. СЛАЙД 2
Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
-Подарите друг другу улыбку. Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения.
СЛАЙД 3
-Запишите в тетрадях аккуратно число:
Минутка чистописания. СЛАЙД 4
1. – И сейчас с хорошим настроением и  с радостным чувством мы переходим  к минутке красивого письма.

На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства.
Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.
– Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы)   Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.Я желаю вам быть на уроке как рыба в воде, все запомнить, то есть зарубить на носу.
СЛАЙДЫ 5,6,7
III. Словарная работа СЛАЙД 8
- А сейчас мы поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Запишите словарные слова, выделите орфограммы, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.
I вариант.- П..тухи, м..дведи, к.ртины, м..тро.
II вариант- ..рбуз, м..лина, п..м..дор, з..мл..ника. /проверка на экране/
- На полях нарисуйте оценочную линейку, поменяйтесь тетрадями с соседом и оцените работу
Словарь:
Метрополите́н — «столичная железная дорога»), метро́ — в традиционном понимании городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличная). В общем случае метрополитен — любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами. Линии метрополитена могут прокладываться под землёй в тоннелях, по поверхности и на эстакадах (Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги или инженерных коммуникаций выше уровня земли с целью обхода занятых земель (чаще всего в городах) или транспортных потоков.)
IV. Повторение и систематизация знания об имени существительном
- Со слова какой части речи мы сейчас работали? (им. Сущ.)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? /Составление кластера/
- В нашем кластере осталось ещё что-то неоткрытое, неисследованное. Посмотрим, сможем ли мы разгадать ещё одну загадку русского языка сегодня?
- Для чего мы исследуем имя существительное?
V. Работа над новой темой.
1. Создание проблемной ситуации: СЛАЙД 9
- Что объединяет эти слова?
-Докажите, что это имя сущ-е!
- Прочитайте слова на доске. На какие две группы можно их разбить?
Весна, грач, весны, грача, весне, грачу, весну, грача, весной, грачом, о весне, о граче. /на карточках/
- Это родственные слова? СЛАЙД 9
- Чем они отличаются?
- Почему у них разные окончания?/ разные вопросы/
- Давайте поставим вопросы к каждому сущ-му и выделим окончания СЛАЙД 10
- Сделайте вывод, как влияют вопросы на сущ-е?
- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение окончаний сущ-х по вопросам?
-Так какая тема нашего исследования на уроке?
-Можем ли мы определить падеж сущ-х в составленных группах? Почему?
- Как вы думаете, тогда цель нашего исследования какая? /Узнать название падежей и научиться правильно определять падежи сущ-х/
- Так давайте это узнаем!
2. Знакомство с падежами СЛАЙДЫ 11 - 18
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.
А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Возьмёте вы меня в друзья?

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать?
К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
Вот такие падежи.
А ты с ними подружи.
Будешь грамотно писать
И пятёрки получать.
СЛАЙД 19
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
А я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком, о чём я говорил?
Ах, да! Нужны предлоги
Без них мне нет дороги.

- В русском языке принято изменение сущ-х по падежам называть склонением.
- Посмотрите на табличку-подсказку. Она будет вам помогать правильно определять падежи, т.е.СКЛОНЯТЬ имена сущ-е.
На письме название падежей принято обозначать сокращённо. /заглавная и строчная буквы/
- А теперь мы можем определить падежи существительных?
- Давайте попробуем!
- Падежи располагаются в определённом порядке и чтобы легче было запомнить этот порядок, существуют различные шутливые присказки. Одну из них я вам сейчас скажу. «Иван Рубит Дрова, Варвара Топит Печку». СЛАЙД 20
А про другие узнайте сами и на следующем уроке расскажите.
- Как вы думаете, что нужно хорошо знать, чтобы правильно определить падеж сущ-го? /падежные вопросы/
- Итак, что значит изменить существительные по падежам? /изменить их по вопросам/
-Что изменяется при этом у сущ-х?
- Как по-другому называется изменение сущ-х по падежам? /склонение/
- Давайте прочитаем правило в учебнике на с. 90
-Узнали мы что-то нового из учебника?
- Значит, мы сами можем делать открытия и раскрывать тайны русского языка?
Падеж от греч. слова со значением падать. А слово падеж обозначает падение потому, что как бы падает по ступенькам вниз. В русском языке, по подсчётам учёных, нужно только 6 падежей, чтобы правиьно употреблять слова в речи. А нем учёные считают, что им достаточно 4. А у финнов их 15.
- Стр.91 правило ( о косв. падежах)
А теперь допишем в таблицу предлоги, которые употребляются с определённым падежом:
Падежи Вопросы
Слова-помощники Предлоги
И.п. кто? что? есть Р.п. кого? чего? нет от, до, из, без, у, для, около, с
Д.п. кому? чему? рад к, по
В.п. кого? что? вижу в, на, за, через, про
Т.п. кем? чем? доволен над, под, за, с, между, перед
П.п. о ком? о чем? думаю о об, о, на, в, при
СЛАЙД 21
VI. Физкультминутка СЛАЙД 22
- Сейчас мы с вами отдохнём. Физминутка очень весёлая, но с хитрым заданием. Постарайтесь не только выполнять движения вместе со мной, но «услышать» имена существительные, которые повторяются. А хитрость заключается в том, что вы ещё должны определить, что происходит с этими существительными?
/минусовка частушек Бабок-Ёжек/
Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх!.. Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье.
Сами - чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью!..
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
- О чём мы должны помнить, находясь вблизи водоёмов, во время во время весенних каникул? (о безопасном поведении)
VII. Закрепление изученного материала. Применение полученных знаний на практике.
- Итак, кто же был очень внимательным и заметил, какие существительные повторялись в шутливой песенке и что с сущ-ми происходило? СЛАЙД 23
- Давайте сейчас просклоняем эти сущ-е на доске и в тетради и выделим окончания сущ-х. Воспользуемся не только вопросами, но и словами-помощниками, которые дружат с падежами и тоже всегда придут на помощь в их определении. Записывать эти слова не нужно, мы будем их только проговаривать. Запомните их.
И.п. – есть кто? свинья, что? полынья
Р.п. - нет кого? свиньи, чего? полыньи
Д.п. – рад кому? свинье, чему? полынье
В.п. – вижу кого? свинью, что? полынью
Т.п. – доволен кем? свиньёй, чем? полыньёй
П.п. – думаю о ком? о свинье, о чём? о полынье
Словарь: Полынья́ — незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.
СЛАЙД 24
Групповая работа /разноуровневая/
1-й уровень - в парах /по белым карточкам/
- Просклоняйте в тетради слова МАМА и ДОБРО
2-й уровень в парах /по зелёным карточкам/
-Спишите текст. В скобках напишите вопрос, на который отвечает каждое выделенное существительное, определите падеж.
Вот и конец (…) зимы. Скоро прилетят перелётные (…) птицы. Ребята готовят (…) скворцам птичьи домики. Они с удовольствием заботятся (…) о птицах.
Дополнительный материал: 3-й уровень САМОСТОЯТЕЛЬНО/по жёлтым карточкам/
- Запишите пословицы в тетрадь и укажите падеж сущ-го МАТЬ.
Птица радуется весне, а дитя матери.
Гнев матери, что весенний снег, скоро растает.
Мать плачет, что река льётся.
Родную мать никем не заменишь.
При солнышке тепло, при матери добро.
С матерью беда не страшна.
- Кто желает, может расположить пословицы в тетради последовательно, начиная с И.п.
Проверка
- 1-й уровень на экране Самооценка /на полях/ СЛАЙД 25
- 2-й уровень на доске Самооценка /на полях/ СЛАЙД 26
(- 3-й уровень – взаимопроверка)
VIII. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 27
IX. Итог урока. Завершение составления кластера СЛАЙД 28
- Как называется изменение имён существительных по падежам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите их с вопросами?
- Зачем нам надо знать название падежей и падежные вопросы?
- А теперь давайте проверим, что нового мы узнали, разгадали ли мы ещё одну загадку, исследуя имя существительное. Как ещё изменяется эта часть речи? /кластер/
- Я открою вам тайну. Мы ещё не до конца исследовали имя существительное. На следующих уроках узнаем об этой части речи ещё много нового.
Графический диктант. 
– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
В русском языке шесть падежей.
При склонении имён существительных изменяется только окончание.
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
Имена существительные бывают только женского и среднего рода.
X. Домашнее задание
Дома обязательно расскажите своим родителям о том, что нового узнали сегодня на уроке. Как вы думаете, они помнят падежи?
- Давайте проверим. Предложите им заполнить табличку, которая лежит у вас на партах. На следующем уроке мы с вами заполним такую же и сравним таблички.
Выучить название падежей, слова-помощники, падежные вопросы
Попробуйте составить порядок, алгоритм определения падежей сущ-х
Выполнить задания на карточках в тетради.
Вам интересно знать, сколько падежей в других языках? Тогда вам задание – узнать это.
X. Рефлексия СЛАЙД 29
- Оцените свою работу и работу ребят на уроке
1. Мне понравилось …
2. Мне удалось …
3. Я порадовался за …
4. Мне надо ещё поработать над…
- Оценки за работу я поставлю, когда проверю ваши тетради. СЛАЙД 30
Чтобы видеть все вокруг,
Надо быть внимательным.
Окружающий нас мир
Очень занимательный.
Под листочек загляни,
Солнышку обрадуйся,
Всем вокруг ты помоги,
Руку другу протяни-
Вот и замечательно!
- Спасибо вам за работу, ребята! СЛАЙД 31,32
Дополнительный материал.
Сказка о падежах.
Он еще не родился, а думали, какое ему дать имя, и решили назвать его… . Родился – и стал…! Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли… . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал… . Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться… . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь… .