Активные формы обучения как средство повышения мотивации к учебной деятельности.


Презентация педагогического опыта
«Активные формы обучения
как средство повышения мотивации к учебной деятельности»
Сорокиной Е.П.
учителя начальных классов
МБОУ Кашарской СОШ
Февраль 2017 г.
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требуют от нас, педагогов, абсолютно нового подхода к организации обучения.
 Если хотим воспитать пловца, человек должен плавать, танцора – танцевать, художника – рисовать, доброго человека – творить добрые дела, умного, деятельного выпускника – он должен сам совершать умственные действия и формулировать определённые умственные заключения с самого начала обучения. 
Согласно ФГОС для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Ежедневная практика показывает, насколько интересно и одновременно сложно развивать у учащихся умение учиться и постоянно поддерживать их интерес к обучению, к саморазвитию. Я поняла, что снижение интереса детей к учебе, к разным видам деятельности - одна из проблем, которую решать необходимо почти на каждом уроке.
Целью моей профессиональной деятельности стало создание условий для обеспечения положительной мотивации учащихся по отношению к учебной деятельности посредством активных форм и приемов, используемых на уроках.
Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:
1. Повышение теоретической компетенции по вопросам формирования мотивации учащихся.
2. Изучение методов и приемов, позволяющих формировать мотивацию.
3. Создание условий для формирования учебной мотивации на каждом уроке и на каждом этапе урока.
4. Диагностика результативности работы, направленной на формирование устойчивой мотивации.
Я предположила, что активные формы и методы обучения могут помочь обучающемуся занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».
Новизна исследования заключается в разработке целостной взаимосвязанной системы активных форм, приемов, упражнений при обучении.
Ожидаемый результат заключается в формировании мотивации обучающихся к учебной деятельности.
Этапы работы над проектом:
Анализ собственной педагогической деятельности.
Сбор информации.
Реализация проекта.
Анализ результатов реализации проекта.
Я обратилась к опыту великих педагогов, которые занимались вопросами формирования мотивации к деятельности вообще, и в том числе к учебной деятельности: С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.К. Маркова.
Для меня важным было осознать, что именно интерес является гарантией осознанной активности. Размышления выдающихся людей - словно лучи солнца. К ним стоит снова и снова возвращаться, задаваясь теми же вопросами. А вот ответ может родиться только свой- собственный, из личного опыта.
Для достижения поставленных задач на своих уроках и во внеурочной деятельности я применяю активные формы обучения, которые включают следующие технологии:
технология проблемного обучения
технология проектного обучения
интерактивные технологии
игровые технологии
технология критического мышления
Для себя выделила следующие активные формы учебной деятельности:
Уроки-упражнения
Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Игры-путешествия служат, как правило, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра
Формы ролевой игры различны. На начальном этапе обучения – это игра сказочного содержания. Младшие школьники с готовностью принимают игровую ситуацию, нереальный, сказочный сюжет, весело встречают сказочного героя.
Игра-соревнование может включать в себя все виды дидактических игр или их отдельные элементы. Особый интерес у учащихся, независимо от возраста, вызывают игры: «Поле Чудес», «Звездный час», «Своя игра», «Брейн – ринг».
Урок –конференцию хорошо использовать для повторения какой-либо темы или обсуждения интересной проблемы. Например, по технологии «Жемчужины русского народного творчества», по окружающему миру «Предупреждению детского травматизма в зимний период», по литературному чтению «От фантазии к реальности», «Славлю тебя, моё Отечество!»
Урок-проект интересен по своей подготовке и проведению. Выполнение проектных заданий позволяет видеть практическую пользу от изучения большой темы, вследствие чего является повышение интереса к этому предмету.
Я работаю по УМК «Планета Знаний», а в комплекте учебников «Планета знаний» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной и учебнойдеятельности школьников.
Знакомясь с опытом своих коллег, учителей разных регионов по формированию учебной мотивации и повышению интереса к учебной деятельности, я выделила ряд приемов, форм и методов мотивации, к которым склоняется большинство учителей:
Обращение к жизненному опыту детей
Создание проблемной ситуации
Создание ситуации успеха
Актуальность темы урока
Разнообразные формы обучения (урок-путешествие, интегрированный урок, конференции, выставки, проекты).
Различные формы учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
Для создания условий формирования учебной мотивации, в своей деятельности я применила данные приемы. Чаще всего этап мотивации я организовывала в начале урока. Интерес учащиеся действительно проявляли. Но позже я заметила, что такой интерес быстро появлялся и также быстро исчезал. В середине урока учащиеся с трудом удерживали внимание.
Я поняла, что поддерживать интерес учащихся к учебе, мотивировать их на деятельность надо не только в начале, но и на протяжении всего урока, на каждом его этапе. Для этого мною была разработана система применения мотивирующих приемов на уроке. При этом моя роль учителя принципиально меняется. Я становлюсь консультантом, наставником, старшим партнером. Меняется и роль ученика –он становится самостоятельным, смелым, активным участником образовательного процесса.
Применяя разные виды приемов на разных этапах урока, я выбрала самые оптимальные из них, позволяющие поддерживать интерес учащихся, формировать их мотивацию. Приведу примеры некоторых из них.
Активные методы организации начала урока
Динамично и весело начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой мне помогают методы:
«Поздоровайся глазами»
«Поздоровайся локтями»
«Улыбнемся друг другу»
Дети, выполняя задания, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.
Эти методы воспитывают коммуникативные качества, доброжелательность, устанавливают контакт между учениками.
Активные методы выяснения ожиданий и опасений
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Мне помогают такие методы, как:
«Солнышко и туча»
«Дерево ожиданий»
«Разноцветные листы»
«Фруктовый сад»
Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы, солнышко итуча и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, от обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Эти методы позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика.
Активные методы актуализации опорных знаний. 
Эффективно, грамотно и интересно актуализировать знания учащихся помогает метод
«Кластер»
Раньше этот приём я называла просто составлением схемы. Этот приём можно прекрасно использовать на всех этапах урока. Работу эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах, можно по всей теме, а можно по отдельным смысловым блокам.
Считаю кластер доступным и эффективным приёмом в начальных классах.
Активные методы эмоциональной разрядки и физической разминки.
Активные методы - «физминутки» «Пантомима», «Роботы», «Четыре стихии», «Делай как я»-позволят весело и активно расслабиться, восстановить энергию не выходя из класса.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. 
Активные методы презентации учебного материала
Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема.
Сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом помогут методы:
«Белые пятна»
«Мозговой штурм»
«Кластер»
«Деловая игра»
«Ковер идей»
«Верные-неверные утверждения»
Метод «Белые пятна»
На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на сектора, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала.
Активные методы закрепления, обобщения изученного материала и самостоятельной работы
Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее проходит урок.
Синквейн
«Автобусная остановка»
«Творческая мастерская»
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения.
На этапе обобщения знаний использую приём синквейн.
На уроках русского языка при изучении словарных слов, на уроках литературного чтения для составления характеристики героя. С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.
Активные методы подведения итогов урока
Завершить урок можно, применив такие методы
«Ромашка»
«Мухомор»
«Мудрый совет»
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
Ученик берёт чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос,перевернув. С доски берет другая группа лист, читает и выполняет участник. Дополняет другие.
Так как мы используем «Ромашку вопросов» в начальных классах, можно оставить визуальное оформление. Младшим школьникам нравится формулировать вопросы по какой- либо теме, записывая их на соответствующие «лепестки».
Рефлексия
Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока.
Метод «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико смайлика» или «Солнышко» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» или «Тучку» - в тот, задание, которого показалось неинтересным.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Применение системы приемов мотивации на уроках и во внеурочной деятельности в системе дает положительный результат.
Диагностика учебной мотивации по методике Н.Г.Лускановой «Анкета определения школьной мотивации», проведённая среди моих учеников в 1, 2, 3 классах, наглядно демонстрируют это утверждение. Анализ результатов свидетельствует о позитивной динамике уровня развития школьной мотивации.
Мои ученики участвуют во всех классных и школьных мероприятиях. С 1 класса ведётся летопись класса – это классное портфолио, в которое вложены фотографии, грамоты со всех мероприятий.
Ребята моего класса являются активными участниками и победителями различных муниципальных конкурсов. Мы тесно сотрудничаем с газетой «Слава труду», в которой публикуем свои работы, участвуем в конкурсах, проводимых газетой. Тесно связаны с учреждениями культуры: мы активные читатели, участники и победители многочисленных творческих конкурсов и массовых мероприятий, проводимых Центральной детской библиотекой и районным ДК. Ученики моего класса являются артистами местного народного театра «Маска», часто бываем в Кашарском музее, посещаем детскую школу искусств, спортивную школу; участники, а в этом году победители конкурса «Профессии в кадре», проводимом «Центром занятости населения Кашарского района» 3 года подряд.
Талант ребёнка, как бутон-ему нужно тепло и терпение. Мои ученики участвуют и в областных конкурсах, фестивалях – конкурсах. Являются победителями международных, общероссийских дистанционных, он - лайн олимпиад, конкурсов.
Учитель должен постоянно развиваться и учиться. Поэтому я активно занимаюсь изучением современных технологий. Периодически прохожу курсы повышения квалификации, участвую в семинарах для получения новых знаний.
В рамках общения и распространения педагогического опыта принимаю активное участие в школьных и районных объединениях учителей начальных классов, выступаю с докладами, провожу мастер – классы по разным направлениям.
Опыт представляю на различных уровнях. В сетевых профессиональных сообществах: создала свой сайт, являюсь победителем, лауреатом различных профессиональных конкурсов, он-лайн олимпиад. Транслирую свой опыт и в периодических изданиях:
в журнале «Практические советы учителю» выйдет статья «Воспитание здорового образа жизни обучающихся в современной школе». 2 квартал 2017 г.
Сборник научных и учебно – методических материалов участников 10 заочной Региональной научно – практической конференции «ЮФУ». Статья «Предшкольная подготовка как полноценная ступень целостной системы образования».2012 г.
Много публикаций в газете «Слава труду».
У меня давно уже есть ответ на главный вопрос: «Для чего я учу детей?» Для того, чтобы они стали успешными в жизни.
Я считаю, если план «А» не сработал, у меня есть ещё 32 буквы, чтобы попробовать.