Нестандартные формы организации учебной деятельности по математике


«Нестандартные формы организации учебной деятельности по математике»
Нестандартные формы уроков - это наиболее оптимальная форма применения и реализации проблемного обучения. Такие уроки позволяют сделать математику более интересной и увлекательной, привлечь всех учащихся к образовательной деятельности.
Нестандартные формы организации учебной деятельности по математике помогают обозначить проблему, а затем в различных и увлекательных для учащихся формах и заданиях её решить, тем самым ненавязчиво пробудить интерес к изучению науки и овладеть новыми знаниями, умениями и навыками.
Проблемное обучение важно во все времена. Проблемное обучение дает возможность вовлекать даже самых не заинтересованных в обучении учеников. Задав вопрос и ожидая ответ, мы ждем поднятых рук, но их пока нет, и в это время учитель просит дать любой ответ, даже если он не верный, это позволит услышать разные варианты ответов, которые необходимы всем и учителю, и ученикам. Если ответы далеки от верного ответа, учитель конкретизирует вопрос или задаст дополнительные, что поможет вместе придти к правильному ответу. Если ответ дает ученик не полный, но близкий к правильному, учитель спросит несколько учеников и все, проанализировав предыдущие, даст правильный ответ. Кажется, цель достигнута ответ получен и реализован метод проблемного обучения, но хочется напомнить, что во время ответов учеников, важна реакция на эти ответы учителя «спасибо», «хорошо», «благодарю» и т.д , но не молчать. Реакция с благодарностью не дает повода думать ученику, что он что - то делает не так, и в тоже время реализуется воспитательная задача урока. Где, на каких уроках следует реализовывать проблемное обучение. Ответ только один - на всех! Использование любого другого метода в уроке, позволяет применять и проблемное бучение, как прием. Например, на доске тема «Дроби», перед рассмотрением всей темы, следует спросить, а как дети понимают, что такое «Дробь»? Какие необходимы условия для решения примера, а после объяснения, вновь спросить, что же такое «Дробь», и проанализировать, совпадают первичные ответы с ответами после изучения темы или нет. Все очень просто: ученики и учитель могут дать оценку проделанной работы. Известные методы нельзя делить на пассивные и активные, к активным методам относят непосредственное участие ученика в получении знаний эмпирическим путем, но участие в решении проблемы методом логического познания, также является активным методом, развивающим логическое мышление. Для развития мышления ребенка необходимо организовать процесс познания, а как известно, познание начинается - через органы чувств (чувственное восприятие). Для этого учитель демонстрирует различного рода наглядность, когда чувственное познание совершилось, происходит логическое познание – делается вывод. Когда в мозге ученика образуется законченный образ предмета или явления, совершается первичное восприятие, преобразуемое в первичные представления. С течением жизни, с переходом из класса в класс первичные представления расширяются, углубляются. Кто может оспорить подобную схему? Она логична, последовательна и позволяет учителю строить урок на достижение цели урока через реализацию данной цепочки получения учеником знаний, а учитель, если сформировал в ходе урока представление о… (по цели урока)… значит, обеспечил и развитие мышления, т.е. реализовал обучающую и развивающую задачи.
В связи свыше сказанным, хочется пожелать, что бы всем известный проблемный метод, использовался всегда в уроке и не важно, какой тип урока. Проблемному методу найдется место и в комбинированном уроке, и в нестандартном уроке и даже в лекционном, что бы лекцию превратить в активную форму дачи и получения знаний, для расширения и углубления первичных представлений и понятий.