Творчество, как способ положительной мотивации учения младших школьников

Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников.
Начало обучения в школе переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как все новое и неизвестное, он может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки. Зачастую ребенку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т. е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые всему научат только прилежно выполняй все указания учителя. И неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечника» или «двоечника». Но если понаблюдать за этими детьми, то нередко можно видеть такую картину: изнывающий за партой, невнятно бормочущий у доски и смотрящий пустыми глазами на учителя он буквально преображается, как только прозвенит звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и такая изобретательность, что просто диву даешься. «Неужели это Вова...?» восклицаем мы. А разгадка проста: ребенок из объекта деятельности превратился в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера.
Одним из приемов создания положительной мотивации учения может служить опора на творчество учащихся, в частности, на их стихотворство.
К. И. Чуковский говорил: «В начале жизни мы все стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». А ведь действительно! Вспомните себя или своих детей в возрасте от 2 до 5 лет. Тут и стихи-перевертыши, и нескладушки, и даже «серьезные» стихи. Тот же Чуковский приводит следующие наблюдения: «Самой структурой своего лепета младенцы предрасположены и, так сказать, принуждены к стихотворству. Уже слово «мама» по симметричному расположению звуков есть как бы прообраз рифмы». Но тогда интересно, а куда же эти способности деваются после 5? Уверяю вас: они никуда не делись сами по себе. Они есть, просто мы их не видим или не хотим видеть. А заметь мы это, дай ребенку почувствовать его умелость, значимость, право на порождение, и произойдет чудо: раскроются способности, о наличии которых мы даже и не подозревали, он успешно начнет управляться с тем, что было недоступно ему ранее. Для ребенка станет нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Если мы не хотим: чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся.
Работа начинается уже с первых дней пребывания ребенка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках литературного чтения, окружающего мира, развития речи. Начинаю я с того, что на уроках обучения грамоте применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, потешки, скороговорки, чистоговорки, стихи о буквах и звуках. Уже при чтении слоговых слияний у детей стали рождаться первые рифмы:
На-на-на – мы увидели слона.
Ну-ну-ну – я люблю свою страну.
Со-со-со – отвалилось колесо.
Заметив это, решила вводить ежедневно на уроках "рифмовочки", которых особенно много можно подобрать к глаголам действия.
Вот что у нас получалось:
Ец-ец-ец – ты Дениска молодец.
Ец-ец-ец –Ванюшкин папа молодец.
На-на-на – у нас лучшая страна.
Ой- oй- ой - я горжусь своей страной.
Не- не- не – много жителей в стране.
Ны-ны-ны – мы защитники страны.
Не-не-не - бежит белка по сосне.
Ну- ну - ну - вот смотрю я на страну.
Такие пробы пера, как правило, проходят на положительном фоне, со смехом, с шутками и большим желанием. После нескольких таких занятий в классе даю задание домой: подобрать рифмы к слогам и словам. Поощряю и рекомендую пользование словарем. Постепенно задания усложняются. Мы переходим к сочинению двустиший и четверостиший. Из Азбуки Н.В.Нечаевой и К.С.Белорусец по рисункам сочиняем стихи на удивительное-ка:

Сидит бабка за столом.
Ест картошку с молоком.
Рядом с нею дедка
Пьет чаек с конфеткой.
В своей работе так же использую путаницы. Путаницы сочиняются обычно в стихотворной форме, и поэтому в них тоже необходима рифма.
Путаницы очень любили в старину. Некоторым путаницам много-много лет.

Ехала деревня Выхватил телегу
Мимо мужика, Конь из под кнута
Вдруг из под собаки И давай дубасить
Лают ворота. Ею ворота.


Прилетели птицы: Аисты, вороны,
Голуби, куницы, Галки, макароны,
Мухи и стрижи, Комары, кукушки,
Чибисы, чижи. Совы и ватрушки.
Дети называют птиц, о которых говорится в стихотворении, находят ошибки (слова которые не обозначают птиц), рифмующиеся слова, подбирают к ним другие рифмы.
Птицы – куницы – синицы – лисицы - ..
Стрижи – чижи – ежи – ужи – моржи - .
Вороны – макароны – талоны – короны – патроны -
Кукушки – ватрушки – подушки – хлопушки -
Хочется отметить, что способность детей к стихотворству проявлялась порой в самых неожиданных ситуациях.
Например на уроке русского языка во 2 классе мною было предложено задание: сочинить стихи и загадки по теме «Парные согласные».
Вот примеры таких стихотворных текстов.
Медведь.
Пришёл бурый медведь
И давай реветь
Ему ночной мороз
Ужалил сильно нос.
(Пустошкин Алексей)

Ходили классом на обед,
Лапшу не ели мы сто лет.
(Пакин Денис)

На препёке дремлет уж,
Принимает солнца душ.
(Васильева Кристина)
Вот на речке прорубь,
К ней пришел напиться голубь.
(Кущенко Василий)

Конечно, не все их можно назвать настоящими стихами, но можно увидеть, что у детей появляется желание выразить своё отношение к природе, к животным, к школе, к родным людям в стихотворной форме.
Поддержка этой способности, внимательное отношение к стихотворным экспромтам способствовало формированию и закреплению положительной мотивации к учению, формированию адекватной самооценки детей.
Следующим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Дети любят их не только слушать и читать, но и придумывать к ним продолжения, или сами сочиняют сказки и легенды.

Сказки.
Анютины глазки.
Жила-была девушка Анюта. Она славилась своей красотой и необыкновенно синими глазами. Похитила Анюту злая ведьма и утащила ее в свое темное царство. В этом царстве не было ни птиц, ни цветов. Небо всегда было затянуто серыми тучами. Но Анюта и здесь не унывала. Глядя на нее, люди становились добрее, чаще улыбались. Из-за туч стало выглядывать солнышко. На деревьях запели птицы. А вся земля покрылась красивыми голубенькими цветочками. Ведьма лопнула от злости, а Анюта освободилась. В память о доброй девушке люди назвали эти цветы анютиными глазками.
Нашу учительницу тоже зовут Анюта. У неё хоть и карие глаза, но очень красивые и добрые. Я люблю свою учительницу.
Набойченко Кирилл.
Продолжение к русской народной сказке "Снегурочка".
А Снегурочка превратилась в белое облачко. Ветер унес его туда, где вечные льды и жгучие морозы. Там она повстречала деда Мороза. С тех пор каждый Новый год дед Мороз и Снегурочка прилетают поздравить нас с праздником и подарить всем детям подарки. К Ивану с Марьей заглянуть они тоже не забывают.
Берестова Диана.
Моим детям нравиться писать сочинения. Темы сочинений самые разнообразные.
«Что ты знаешь о предложении?», «Зачем людям речь?», «Что я знаю о белке?», «Что я знаю о капельке дождя?», «Ну и снегопад!», «Мир вокруг меня.», «Что меня радует?», «Как ты понимаешь красоту?», «Это очень интересно.», «Моя мечта.» и т.д.
Приведу примеры некоторых из них.

Как я провел каникулы.
На этих каникулах я был дома. !Мне было очень хорошо, интересно и весело. Вы скажите: «Что я делал на этих каникулах?» A делал я много чего. Смотрел телевизор, играл в компьютер, гулял на улице, читал и писал. Больше всего мне понравились эти суббота и воскресение. Я ездил к крёстной своей сестры, к meme Вале. Там я играл со своими братом и сестрой (Сашей и Кристиной).
В воскресение мы ходили в музей восковых фигур. Мне там очень понравилось. !Мы там видели разные фигуры, сделанные из воска. Там были король и королева, рыцари и много, много других фигур.
Конончук Андрей

Почему тигр полосатый?
Жил в далёкой Африке тигрёнок. Любил он с другими зверями – друзьями играть в прятки. Но всегда проигрывал, потому – что его было очень легко найти. Цвет шубки всегда его выдавал. Тогда он покрасил свою шубку в коричневые полосочки под цвет природы. С тех пор он перестал проигрывать. По его примеру все тигры стали перекрашивать свои шубки.
Ким Владислав

Что я представлял себе, когда слушал музыку
Когда я слушал музыку Моцарта, перед моими глазами открывался сказочный лес. Он был неописуемо красив. Со всех сторон звучала песнь соловья. Из чащи леса доносилась журчание ручейков. В воздухе парили бабочки необычной красоты, одна лучше другой. И чем я дальше углублялся в лес, там всё ближе и ближе звучала непонятная мне музыка. Но так было приятно её слушать. Она как будто завораживала и манила к себе.
Чаговец Максим

Музеи моей малой родины.
Я побывал в разных музеях в Аксае и Старочеркасске. Больше всего мне понравился музей, который находится в Мухиной балке.
Этот музей создан недавно. В нем находится бомбоубежище, которым пользовались во время Второй мировой войны. В этом музее собраны танки, самолеты, якоря, пушки, которые использовались солдатами во время войны.
Больше всего меня поразили танки и пулемёты. Я видел их раньше на картинках, а в музее я смог залезть в него и даже порулить.
Во всех музеях очень интересно. Можно узнать много нового.
Сорокин Сергей.

Я не ставила своей целью рассказать обо всех видах творческих работ, которыми пользуюсь в работе с детьми начальных классов. Возможны, безусловно, и другие варианты. Их столько, сколько учителей. Каждый волен выбрать своё, пойти от своих желаний и потребностей. Доверьтесь детской природе. У детей получится! И более того, возможно, они станут вашими учителями, откроют вам свой мир, разбудят в вас художника, который доселе дремал в вас. Это будет взаимным обогащением. И тогда учение и обучение будут взаимоприятными.
15