Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Распоповой Ирины Анатольевны


Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Распоповой Ирины Анатольевны

"Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого учителя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого."
Гуцол Е.В.
Эпиграф выбран мною неслучйно, помню себя школьницей, помню учителей. Одних уважали, других открыто недолюбливали. Сейчас понимаю, что уважали тех, кто не стремился нас «постричь под одну гребенку», «сделать удобными в использовании», а тот кто видел в каждом из нас индивидуальность, умел поддержать сильные стороны и тем самым исправлял слабости, умел «увидеть другого как себя и себя как другого."
Сегодня ученики приходят в школу не только с определенным багажом знаний, но и порой с недетскими проблемами, поэтому, чтобы прожить школьную жизнь вместе с детьми и заслужить их уважение надо быть искренним, мудрым и любящим детей человеком, эрудированным, уметь ответить на вопросы детей.
За годы работы в школе я четко поняла, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный раздумьями, открытиями и неудачами. Главное качество у современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам. Значимыми качествами учителя считаю: ум, культура, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта, трудолюбие, чувство юмора, увлеченность, активность, креативность, любовь к детям, профессионализм, благородство.
Первый год я работаю по УМК «Перспективная начальная школа», основная идея УМК «ПНШ»- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Исходя из этого, главной задачей своей работы, я считаю, организацию педагогической поддержки индивидуальности ребенка, организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Моя цель: целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей, эрудиции младших школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта.
Определяя цель своей педагогической деятельности, я исхожу из того, что основная цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Я определяю целью своей работы общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий.
Научно-методическая деятельность учителя
Основываясь на содержании личностно ориентированного подхода в образовании, я использую на уроках соответствующие формы, методы и приёмы работы. На моих уроках ученики выступают то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. УМК «ПНШ» предполагает задания разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах, программа помогает обеспечить условия, при которых обучение идёт в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников. На своих уроках я учу детей самостоятельной постановке целей (в начале с использованием речевых клише), планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности.
В своей работе использую технологию сотрудничества, проблемно-диалоговую форму изложения учебного материала, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: чтение текста с остановками, маркирование текста символами. Широко использую приёмы внешней и внутренней дифференциации, приёмы графического моделирования, выбор способов решения задач.
Большое внимание уделяю созданию положительного эмоционального настроя на работу всех учеников. Учащиеся моего класса не боятся высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии. Поощряю творческую активность учащихся, ориентируя их на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации. На уроках использую сюжетно-ролевые игры, элементы тренинга, анализ ситуаций и их моделей.
В результате у большинства обучаемых мною детей (к сожалению, не у всех) развивается интерес к процессу обучения, самостоятельность мышления, умение работать с различными источниками информации, применять знания на практике, рефлексировать и оценивать свою деятельность.
В ходе изучения адаптации обучающихся 1 класса была проведена педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе «Школьный старт» (Т.В. Беглова, М.Р. Битянова). Стартовая готовность представляет собой совокупность умений (владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал и включаться в образовательные ситуации, которые для него создает педагог. Результаты данной диагностики представлены в таблице. (Приложение 1).
В течении апреля месяца был проведен мониторинг по единой стандартной процедуре. Автор: Битянова М. Р., Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г., Беглова Т. В. Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД и является продолжением УМК «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе).
Данные мониторинга позволят педагогу выявить уровень развития важнейших для данного этапа обучения УУД и определить дальнейшую педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Результаты данного мониторинга прилагаются (Приложение 2).
В мае месяце проведена итоговая комплексная контрольная работа. Автор: Р.Г. Чуракова, Н.А. Чуракова, С.Н. Ямшина. Итоговые комплексные работы обогащают диагностические тексты учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа. Их назначение – выявление уровня сформированности наиболее существенных и значимых для дальнейшего обучения универсальных учебных действий. (Приложение 3)
Также была проведена Челябинская комплексная итоговая работа, которая предназначена для учащихся 1-го класса, осваивающих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Работа составлена на межпредметной и предметной основе.
Цель проведения комплексной итоговой работы – оценка уровня достижения планируемых результатов по междисциплинарной программе «Формирование универсальных учебных действий», предметных и метапредметных результатов по русскому языку и математике.
Работа проводится в рамках промежуточного контроля метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результаты комплексной итоговой работы прилагаются (Приложени4 )
Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили создать для учащихся
« Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности.
Результаты педагогической деятельности
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это аспект, посредством которого детей воспитывают и развивают. Однако интерес к чтению у нынешних детей значительно снижен. Этот вопрос волнует не только педагогов, но и родителей.
Изучив различные источники по данной проблеме и пообщавшись с родителями, я поняла, что существуют разные причины такого спада:
• усиление влияния средств массовой информации;
• резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
• изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)
• отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Ценным является то, что учебники литературного чтения по УМК «ПНШ» содержат, как произведения классиков, так и произведения современных детских писателей. Навык чтения определяет и эффективность обучения другим предметам. Поэтому я считаю очень важным становление и постоянное совершенствование навыка чтения. В целях развития интереса к предмету использую различные формы проведения уроков: уроки-сказки, уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-викторины и т. п.
По новому УМК «Перспективная начальная школа». в учебниках представлен обширный материал для развития кругозора и обогащения словарного запаса учащихся. В процессе обучения чтению стремлюсь, чтобы каждый текст вызвал у детей положительные эмоции. Работа с картинами в кружке «Музей в твоем классе» который ведет Крамер А.А. помогает развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, сопереживать, обобщать, делать выводы, тем самым развивая речь ребенка.
Для развития навыка чтения я использую различные приёмы, которые условно можно разделить на следующие группы:
- упражнения на развитие зоркости;
- артикуляционная гимнастика;
- метод динамического чтения
- упражнения на развитие речи без повторов;
- упражнения на развитие осознанности чтения.
Особенно нравится детям чтение по ролям или инсценирование. Выполнение таких заданий в учебниках УМК «Перспективная начальная школа» облегчено цветным маркированием.
Часто на уроках чтения использую метод экспрессии в творческих ситуациях. Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл своей работы, так как их деятельность мотивированна.
Результаты моей работы по обучению чтению учащихся 1- го класса по программе «Перспективная начальная школа» следующие:
- высокий уровень (более 50 слов) – 76,5%;;
- базовый уровень – 13.5%;
На уроках русского языка я учитываю тот факт, что почти каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, - это ребёнок со своим набором логопедических проблем. Поэтому свою работу нацеливаю прежде всего на формирование фонематического слуха. Система упражнений, включающая в себя звуко-буквенную зарядку и последовательную работу со словарями, постепенно приводит учащихся к пониманию фонетических закономерностей, например, почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими. Программа ПНШ позволяет сформировать у учащихся элементарные представления об устройстве словарных статей в различных словарях: орфоэпическом, орфографическом, толковом, этимологическом, обратном. Эффективность использования этимологического словаря и произведений живописи я вижу в том, что они позволяют формировать и развивать интерес к занятиям языком и литературой.
Начиная с 1- го класса, на уроках русского языка я широко использую приём графического моделирования как слов, так и предложений. Практически на каждом уроке использую различные виды анализа.
Решая проблемы развития речи, провожу две линии работы: помогаю детям усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; помогаю освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до короткой рецензии на литературное произведение.
Большое место уделяю словарной работе. Начиная со 1-го класса, провожу работу над тематическими группами слов или группами слов, сформированными с учётом орфограммы. Каждая группа слов отрабатывается в течение недели с использованием различных приёмов работы, которые я подбираю с учётом темы и целей урока. В конце каждой недели дети пишут небольшой словарный диктант.
Исходя из требований новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, учу детей распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.
Одним из типических свойств УМК «Перспективная начальная школа» является принцип интерактивности, то есть каждый ученик имеет право на общение с «умным взрослым». Во втором классе мы планируем принять участи в работе этого клуба и начать сотрудничество с всероссийским клубом «Мы и окружающий мир», «Ключ и заря».
В формировании целостной картины мира важную роль играют уроки математики. Ребёнок воспринимает окружающий мир прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Уроки математики учат адекватно ориентироваться в пространстве и времени. Это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Знакомство с тем или иным математическим понятием я осуществляю при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Веду целенаправленную систематическую работу по формированию у детей таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, что приводит детей к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Моим первоклассникам было трудно самостоятельно сформулировать выводы из-за несформированности математической речи, но некоторые дети с этим успешно справлялись. Развитие мышления становится основой развития других психических процессов: памяти, внимания, математической речи и способностей. Это ещё одно направление в моей педагогической деятельности, в котором предстоит работать в следующие годы.
Как и на других уроках, на уроках математики стремлюсь сформировать у детей основы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, знаково-символических и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности.
В вычислительном плане особое внимание уделяю рациональным способам и технике вычислений.
Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь учатся работать с текстом и иллюстрациями: учатся определять, является ли предложенный текст задачей, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Решению задач отвожу на уроках особое место, стараюсь учить детей умению моделировать задачи, указываю на уроках на различные способы решения задач, поощряю детей, которые находят нестандартные, рациональные способы решения задач. По предыдущему опыту знаю, какую важную роль при решении задач имеет правильно составленная модель.
Дети моего класса любят уроки математики, на уроках стараюсь использовать разнообразные виды работ: индивидуальные (повышенной сложности), в парах («учитель» - ученик), творческие в группах, использую электронные тренажеры (на переменах и после уроков).
Для мониторинга успешности обучения математике первоклассников я использую систему самостоятельных и контрольных работ, разработанную авторами учебника. Её главной целью являются проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач, осознание понятий, умение применять конкретные правила и понимать закономерности. Контрольные работы позволяют проверить уровень обязательной подготовки учащихся.
Особую значимость для младших школьников имеет интегрированный курс «Окружающий мир». Он формирует у ребёнка целостную картину окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
На уроках окружающего мира, помимо общеучебных, я формирую у детей специальные умения работы с научно-популярной и справочной литературой. Дети учатся проводить фенологические наблюдения, физические опыты, простейшие измерения. На этих уроках я часто использую приём необычного начала урока, например сказки на тему урока, музыкальные произведения и видеозаписи. Часто использую игру как метод и средство обучения. Через игровую деятельность у ребёнка формируется стремление к общественно-значимой и учебной деятельности. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их.
На уроках окружающего мира учащиеся впервые пробуют заниматься проектной деятельностью. Здесь же они обучаются правилам гигиены, правилам поведения на воде, безопасному поведению дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.
Повышение образовательного уровня
Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Сегодня я уверенный пользователь ПК. С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень.
В моей коллекции имеются мультимедийные энциклопедии,
электронные пособия, коллекция презентаций по предметам, а также свои проектные работы, разработанные для обучения учащихся, которые я использую в своей педагогической деятельности. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, внеурочную деятельность.
Принимаю участие предметных неделях. Выступаю с докладами, сообщениями перед коллегами. Регулярно посещаю открытые уроки коллег, городские семинары, курсы повышения квалификации.
ОооОБщиеСчитаю, что «ПНШ» – это программа нового поколения, отвечающая требованиям времени, дающая возможность реализации Программы формирования универсальных учебных действий, то есть дающая мне возможность реализовать цель моей педагогической деятельности.
Говорить о полной реализации моей цели слишком рано, так как я всего лишь первый год работаю по новому УМК. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь использовать их в своей работе. Очень хотелось бы в совершенстве освоить работу с интерактивной доской, обязательно продолжу изучение проектной технологии, технологии модульного обучения, буду изучать методики повышения уровня учебной мотивации школьников.