Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа «Фантазёры»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕТСВА «ЭВРИКА»

Информационная карта дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
«Фантазёры» (лепка)


Название программы/направленность/ направление образовательной деятельности
Аннотация на программу
Статус программы
Сведения о разработчике

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Фантазёры» /
Художественно-эстетическая/
Прикладное творчество
I. Возраст детей: 7–14 лет
II. Срок реализации программы: 3 года
III. Основные цели и задачи:
Цель: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка, средствами декоративно-прикладного искусства, через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Обучить технологии изготовления изделий из солёного теста.
Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.
IV. Краткое содержание образовательной деятельности:
Учебно-тематический план 1-го г\о: Рассчитан на 144 часа в год (в т.ч. 32 ч. – теория и 112ч – практика).
Учебно-тематический план 2 г\о: Рассчитан на 216 час в год (в т.ч. 50 ч. – теория и 166 ч – практика).
Учебно-тематический план 3 г\о: Рассчитан на 216 час в год (в т.ч. 42 ч. – теория и 174 ч – практика).
V. Основной образовательный результата:
В результате обучения по данной программе учащиеся успешно овладевают предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
VI. Кадровое обеспечение программы:
Педагог дополнительного образования детей: Дубовская Оксана Васильевна
Авторская
Дубовская Оксана Васильевна,
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ «Эврика»
I квалификационная категория


Пояснительная записка

Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы легко доступны, а результаты порой поражают ожидания.
Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому малышу, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление.
Данная программа является Авторской, её содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
Объединения «Фантазеры» подразумевает обучение детей различным видам декоративно-прикладного творчества, вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят своё решение в условии объединения, открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с окружающими.
Руководящими принципами построения программы являются: реалистичность, реализуемость, управляемость.
Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет художественно-эстетическую направленность, направление образовательной деятельности – прикладное творчество, по форме образовательного процесса, программа является – сквозной, по уровню освоения – общеразвивающей, по цели познавательной.
Работа по программе «Фантазёры» предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Актуальность программы:
Развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности;
Социализация выпускников в обществе;
Развитие интеллектуальных умений, инструментальных способностей и образного мышления;
Существенное снижение знаний по народному промыслу и традициям России;
Доступность для детей разного уровня развития и возможностей;
Возможность развивать художественную одаренность ребенка по выстроенной образовательной траектории.

Новизна и оригинальность дополнительной общеобразовательной программы:
Интеграция со смежными дисциплинами – историей, литературой, географией, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам, то есть способствует профилизации выпускников.
Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала участием в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома на продажу и т.д.
В структуру программы включен самостоятельный компонент «Индивидуальная траектория одаренного ребенка» для развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной, творческой самореализации с учетом их одаренности и образовательных потребностей.

Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы заключается в возможности детей, продолжать обучение по программе «Индивидуальная образовательная траектория одаренного ребенка», которая рассчитана на развитие творческих способностей наиболее успешных, одарённых детей, освоивших программу (Приложение №3).
Организация образовательного процесса
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Как правило, сочетаются словесные, наглядные и практические методы работы.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Практическое задание объясняется доступно, четко формулируется цель и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала.
Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы и сопровождается вопросами к детям. Объясняется технологический процесс изготовления работы, её особенности. В практической части занятия дети подготавливают материал для работы. Практика является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Опора на практические действия вызывает у ребенка желание выполнить задание, способствует формированию соответствующих навыков и умений, а также самоконтролю на основе правил задания.
Для преодоления учащимися затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи. Это:
стимулирующая помощь (воздействие взрослого направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей);
эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие или порицающие действия ребенка);
направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все ее компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет действия ребенка).
В конце работы ребенок получает определенный вещественный результат. Создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Младшие школьники быстро утомляются. Чем младше ребенок, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Отдельные части занятия не должны быть затянуты по времени.
Методы обучения в начале учебного года с учетом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приемов, используемых в конце периода обучения.
В начале года педагог дает основы технологии изготовления простых работ из соленого теста, направляет деятельность учащихся на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленные знания, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В поделке должно ощущаться авторство самого ребенка.
Постоянно развивая интерес учащихся, педагог стремится выбирать такую форму занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или созданию новых образцов.
Выполнение заданий в группе иногда проходит неравномерно. Поэтому руководитель проводит индивидуальную работу с учащимися, дополнительно объясняя задание, помогая его выполнить.

Цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Цель: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.
Задачи:
Образовательные:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Обучать технологии изготовления изделий из солёного теста.
Воспитательные:
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.

Программа способствует:
раскрытию и развитию потенциальных способностей и возможностей ребёнка;
формированию интереса к художественной деятельности;
формированию эстетического вкуса;
развитию пространственного воображения и мышления;
развитию мелкой моторики рук;
формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;
освоению основных навыков лепки из солёного теста с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Педагогические принципы программы:
Занятия построены на основных педагогических принципах:
доступности (от простого, к сложному);
межпредметных связей (занятия по тестопластике должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики, рисования, коррекции);
систематичности и последовательности;
дифференцированного подхода к учащимся;
гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
учет региональных особенностей и национальных культурных традиций;
учет требований гигиены и охраны труда;
учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
принцип разнообразия форм обучения;
принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Механизм реализации дополнительной общеобразовательной программы
Учебная деятельность
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в объединении. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с окружающими.
Данная программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 14 лет и реализуется в свободное от занятий время.
Продолжительность обучения рассчитана на три года. Для каждого года обучения поставлены конкретные цели, задачи и определенные прогнозируемые результаты, которые позволяют осуществлять контроль динамики роста профессионального уровня учащихся.
Занятия в группе первого года обучения проходят два раза в неделю по 2 часа. Программа предусматривает учебное расписание, при котором учебная нагрузка предполагает 144 часа в год. Занятия второго и третьего года обучения проходят три раза в неделю по 3 часа, в год 216 часов.
В группу первого года принимаются все желающие, специального отбора не производится, учитываются лишь результаты входящей диагностики ребёнка.
В группу второго года могут поступать как вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса, или дети, прошедшие курс первого года обучения.
Третий год обучения направлен на индивидуальный подход и творческие разработки.
Занятие проводится в составе группы до 15 человек. Имеют место индивидуальные занятия при наличии индивидуальной образовательной траектории.
Количественный состав группы выбран не случайно, исходя из опыта работы и наличия оборудования в студии и в связи с индивидуальным подходом обучения учащихся, преследуя цель в достижении лучших результатов.

Формы и методы работы:
Занятия проводятся в любой форме по выбору педагога и желанию (возможностью) учащихся (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т.д.)
Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра. Практическая работа является основной формой проведения занятия.
Используется наглядный метод - демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы является занятие «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.
Образовательный процесс включает в себя традиционные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный;
эвристический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Программный материал подобран так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Воспитывающая деятельность
Воспитательный процесс включает в себя основные формы деятельности:
сотрудничество с родителями;
проведение бесед, посвященных ЗОЖ, профилактике правонарушений;
организация игр на переменах;
участие в выставках и выставках-распродажах;
участие в делах и мероприятиях ДДТ;
анкетирование, наблюдение, психолого-педагогические тренинги;
беседы на тему «Нормы поведения», «Вандализм», правила поведения на
улице с незнакомыми людьми;
цикл бесед «Диалоги о главном» - анализ жизненных ситуаций и
конструктивное их решение;
мастер-класс.
Работа по воспитательной деятельности делится по следующим разделам:
Психолого-педагогическое сопровождение.
Спортивно-оздоровительный.
Культурно-досуговой.
Работа с родителями.
Художественно-эстетический.
Нравственный.

Работа с родителями
Тяга к творчеству, добру и красоте не возникает в ребенке сама по себе, а рождается благодаря чутким рукам родителей.
Как воспитательный фактор семья занимает значительно более высокое место, чем школа или другие общественные институты формирования личности.
Путь к творчеству поможет ребенку активно преобразовывать действительность, легко адаптироваться к любым условиям и жить полной и счастливой жизнью. Этот долгий путь начинается с раннего детства. Поэтому немаловажно поддержать родителям своих детей в младшем школьном возрасте, когда они еще могут оказывать существенное влияние на формирование личности ребенка, слово и мнение их пользуется авторитетом у детей.
В процессе реализации программы учитывается психологические особенности детей младшего школьного возраста и поэтому родители обучающихся постоянно привлекаются к организации учебно-воспитательного процесса. Члены семьи приглашаются на организованные выставки, мастер-классы и конкурсы в объединении, привлекаются в качестве жюри. Систематически проводятся индивидуальные консультации, даются рекомендации. По желанию родители могут присутствовать на занятии. Особенно важен полноценный контакт педагога и родителей тех обучающихся, которые начинают заниматься исследовательской деятельностью. В этом возрасте особенно необходимо для ребенка получить эмоциональную поддержку от родителей. Ввиду своего возраста ребенок порой еще не может самостоятельно посещать библиотеку, правильно выбрать литературу, хорошо подготовить выступление. Во всем этом в семье должны помочь и поддержать начинающего исследователя.
Большинству родителей хочется видеть своего ребенка художественно одаренным, эстетически тонким и воспитанным.
Успешному эстетическому развитию способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувство цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетическую ценность предметов и явлений окружающего мира и т.д. Педагог, используя потенциал своей программы, стремится создавать условия для эстетического развития своих обучающихся. Это систематические экскурсии и прогулки на свежем воздухе, на которых дети учатся понимать, ценить и беречь родную природу, этические беседы о культуре поведения в объединении, дома, на улице; обучение правильному общению с книгой; при изготовлении поделок, макетов, моделей большое внимание на занятии уделяется аккуратности, гармоничности, развитию чувство красоты. Этому же способствует совместное обсуждение с детьми лучшей модели, поделки по вышесказанным параметрам.

Развивающая деятельность:
посещение выставок;
посещение краеведческого музея;
беседы о народных умельцах родного края;
изготовление поделок на выставки и выставки – распродажи.


Структура занятий

Структура теоретического занятия
Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально.
Изложение нового материала: лекция учителя или сообщения учеников.
Закрепление материала: беседа по вопросам.
Усвоение материала: работа в группах и индивидуально.
Подведение итогов. Рефлексия.
Структура практического занятия
Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.
Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля.
Самостоятельная практическая работа учащихся. Наставничество.
Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации, уборка рабочих мест.

Ожидаемые результаты
В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы, учащиеся успешно овладевают предметными образовательными компетенциями, которые позволят в дальнейшем получить социальный опыт, навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Общекультурные компетенции:
Учащиеся знают:
Историю лепки.
Современное использование пластических материалов.
Морально-эстетические нормы поведения в коллективе.
Учебно - познавательные компетенции:
Учащиеся умеют:
Правильно изготавливать рабочий материал.
Составлять простые композиции на определенную тематику.
Стилизовать простые формы.
Самостоятельно разрабатывать эскиз к своей идее и воплощать ее в жизнь.
Декорировать свою работу и использовать в качестве дополнительного декора подручные материалы.
Инструменты и материалы, используемые при работе с тестом.
Технику безопасности при работе с инструментами и материалами.
Основные принципы стилизации и построения простых композиций.
Возможности использования работ из теста в оформлении современных интерьеров.
Коммуникативные компетенции:
Учащиеся умеют:
Анализировать и давать оценку своей работе и работе своих товарищей, помогать и принимать помощь от других.
Самостоятельно представлять вид своей деятельности, свободно вести дискуссию.

Ценностно-смысловые компетенции:
Учащиеся умеют:
Видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве.
Планировать и с пользой использовать своё свободное время.

Форма фиксации результатов представлена в разделе «Мониторинг образовательных результатов» - индивидуальная карточка детских достижений (приложение № 2).



Первый год обучения

Предметные образовательные компетентности:
Теоретические:
Компоненты, используемые при изготовлении солёного теста, без каких можно обойтись (сорта муки, виды соли).
Что такое деталь? Способы приклеивания деталей (в разных случаях).
Виды декоративно-прикладного творчества.
Типы кистей, используемые в случаях работы с тестом или раскрашивание высохшего изделия. Способы раскрашивания, виды используемых красок, меры безопасности при работе с лаком, клеем, технология сушки изделий, необходимые условия.
Практические:
Самостоятельно приготавливать солёное тесто, правильно его хранить и использовать.
Пользоваться инструментами и приспособлениями.
Исполнять простые композиции по образцу.
Декорировать работу, используя подручные материалы,
покрывать лаком готовые изделия.

Учебно-тематический план занятий
1-й год обучения


Тема
Всего часов
В том числе




Теория
Практика


Вводное занятие.
3
2
1


Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из солёного теста. Инструменты и материалы, используемые для обработки теста.
12
5
7


Сушка и обжиг изделий из солёного теста.
6
2
4


Основы цветоведения.
15
2
13


Лакирование изделий.
6
1
5


Технология изготовления цветного теста.
13
3
10


Освоение технологии изготовления простых полуобъёмных изделий.
20
2
18


Понятие «фактура» и «теснение», способы изготовления и варианты использования.
30
9
21


Объёмные композиции.
20
4
16


Творческая аттестационная работа.
6
-
6


Заключительное занятие.
3
2
1


Воспитательные и профилактические мероприятия
10
-
10

Итого:
144
32
112

Содержание программы
1-й год обучения
I. Вводное занятие – (2 ч. - теория, 1 ч. – практика).
История лепки из солёного теста, виды ДПИ.
Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем. Оргвопросы.
Практическое занятие:
1. Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и расписанием.

Ознакомление с основами технологии и техники изготовления изделий из соленого теста.
Инструменты и материалы, используемые для обработки теста – 12 часов (5 ч. – теория, 7 ч. – практика)
Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Полезные советы.
Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом (виды кистей, стеки, резаки).
Практическое занятие:
Приготовление рабочего материала, знакомство с основными приемами лепки из соленого теста и с понятиями: пласт, жгут, деталь. (3 ч.)
Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу. (4ч.)

III. Сушка и обжиг изделий из соленого теста – (2 ч. – теория, 4 ч. – практика).
Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке).
Условия, необходимые для обжига изделий, температурный режим, меры предосторожности. Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака).
Практическое занятие: Изготовление изделий, используя основные приемы работы с солёным тестом. (4ч.)

IV. Основы цветоведения – 15 часов (2ч. – теория, 13 ч. – практика).
Цветовой круг, основные и ахроматические цвета, оттенки, насыщенность цвета и контрастность.
Понятие «Цветовое решение».
Условия раскрашивания изделия и его сушка после окрашивания.
Варианты используемых кистей. Виды красок, используемых для раскрашивания высохших изделий, последовательность окрашивания работы. Способ травления перманганатом калия (эффект керамики), меры предосторожности при работе с марганцовкой.
Практическое занятие:
1. Раскрашивание высохших изделий, подбор цветового решения.
2.Изготовление изделий по пройденной теме, обработка основных приемов.

V. Лакирование изделий – 6 часов (1 ч. – теория, 5 ч. – практика).
Виды лаков и растворителей.
Последовательность лакирования изделий, материалы и инструменты, используемые при работе с лаком. Средства индивидуальной защиты (респиратор, перчатки).
Правила техники безопасности при работе с лаком.
Практическое занятие:
1. Лакировка готовых изделий. (5ч.)

VI. Технология изготовления цветного теста – 13 часов (3 ч. – теория, 10 ч. – практика).
Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста.
Технология окрашивания соленого теста.
Практическое занятие:
Изготовление цветного теста
Выполнение простых изделий из солёного цветного теста.

VII. Освоение технологии изготовления простых полуобъемных изделий - 20 часов (2 ч. – теория, 18 ч. – практика).
Термины: объем, полуобъем, рельеф, барельеф.
Технология изготовления полуобъемных изделий.
Практическое занятие:
Изготовление полуобъемных изделий по образцу (корзина с цветами и фруктами, планшетки, подковы, барельеф, оттиски, декоративное панно с налепными узорами и т.д.).
Изготовление работы на выставку

VIII. Понятие «фактура» и «теснение». Способы изготовления и варианты использования – 30 часов (9 ч. – теория, 21 ч. – практика).
Варианты фактур и оттисков, предметы и материалы,
используемые для их создания.
Развитие творческой фантазии.
Фактура и оттиски, использование их при создании работы.
Практическое занятие: Изготовление работы по изученным темам с использованием одного, двух видов фактур. (21ч.)

IХ. Объемные композиции – 20 часов (4 ч. – теория, 16 ч. – практика).
Технология и тематика выполнения объемных миниатюрных фигурок, нюансы и виды этих изделий.
Анатомических особенности человека и животных.
Практическое занятие:
Изготовление объемных изделий (подсвечник, шкатулки, черепаха, а также объемных изделий по шаблону или выкройке.
Изготовление изделий на выставку.

Х. Творческая аттестационная работа –6 часов (6 ч. – практика).
Отслеживание ЗУН учащихся полученных за год.
Практическое занятие:
Выполнить объёмную композицию из двух фигур, герои сказок выполняющие какое-либо действие.

X
·. Заключительное занятие – 3 часа (2 ч. – теория, 1 ч. – практика).
Подведение итогов деятельности учащихся за 1-й год обучения.
Практическое занятие:
Отбор работ для выставки.
Задание на летний период. (1ч.)

XII. Воспитательные и профилактические мероприятия (по отдельному плану)

Второй год обучения
Предметные образовательные компетентности
Теоретические:
Основы композиции.
Как правильно создать эскиз.
Что такое фактура, как ее создавать и где использовать.
Как правильно подобрать сюжет к работе.
Практические:
Выполнять простые композиции по методу проекта.
Правильно подбирать цветовое решение к работе.
Стилизовать простые формы.
Изготавливать декоративные маски в технике папье-маше.

Учебно-тематический план занятий
2-й год обучения

Тема
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1.
Вводное занятие.
3
2
1

2.
Композиция. Эскиз. Сюжет.
28
6
22

3.
Последовательность разработки эскиза. Работа по методу проекта.
28
6
22

4.
Стилизация.
32
8
24

5.
Панно, диптих, триптих, серия, рельеф, барельеф.
36
10
26

6.
Декоративная маска (техника папье-маше и техника тестопластика)
27
8
19

7.
Технология изготовления рамок для фотографий.
27
6
21

8.
Игрушка-сувенир (творческая аттестационная работа)
12
2
10

9.
Заключительное занятие.
3
2
1

10.
Воспитательные и профилактические мероприятия
20
-
20

Итого:
216
50
166


Содержание программы
2-й год обучения
I. Вводное занятие – 3 часа (2 ч. - теория, 1 ч. – практика).
Учебная программа и режим работы.
Обзор итогов 1-го года обучения. Задачи на новый учебный год. Оргвопросы.
Правила безопасности.
Практическое занятие:
Подбор рабочего природного материала, прогулка в парке(1ч.)

II. Композиция– 28 часов (6 ч. - теория, 22 ч. – практика).
Основы композиции, ее виды (симметричная, асимметричная композиции, однофигурные и многофигурные композиции). Обучение составлению композиций.
Эскиз. Понятие и варианты составления эскизов для работы. Зарисовки, наброски.
Виды сюжетов.
Практическое занятие:
Разработка эскиза на заданный сюжет с учетом основ композиции. (3ч.)
Подбор цветового решения для эскиза с учетом изображаемого. (3ч.)
Изготовление простой композиции двух или трёхфигурной. (18ч.)

III. Последовательность разработки эскиза. Работа по методу проекта – 28 часов (6 ч.- теория, 22 ч. – практика).
Работа по методу проекта.
Работа на выставку.
Практическое занятие:
Изготовление простой полуобъемной композиции по методу проекта. (18ч.)
Разработка эскиза к работе. Подбор сюжета, продумывания деталей и решение техники, в которой будет исполняться работа. (3ч.)
Подбор дополнительных материалов. (3ч.)

IV. Стилизация – 32 часов (8 ч.- теория, 24 ч. – практика).
Основы стилизации.
Навыки составления эскиза и выполнения работ по методу проекта.
Практическое занятие:
Варианты стилизации форм: бутылки, банки, коробки. (8ч.)
Изготовление изделия на основе стилизации определенных предметов. (16ч.)

V. Панно, диптих, триптих, серия, рельеф, барельеф – 36 часов (10 ч.-теория, 26 ч. – практика).
Термины «панно», «диптих», «триптих», «серия».
«Композиция» и составление эскизов. Закрепление темы.
Практическое занятие:
Составление эскиза на выполнение коллективной работы. (6ч.)
Изготовление серий работ на тему «Народные сказки». (22ч.)

VI. Декоративная маска – 27 часов (8 ч. - теория, 19 ч. – практика).
Технология изготовления изделий в технике папье-маше. Передача настроения.
Технология изготовления маски из соленого теста.
Практическое занятие:
Разработка эскиза декоративных масок, подбор используемых материалов.
Изготовление декоративной маски с учетом передачи настроения, характера.

VII. Технология изготовления рамок для фотографий – 27 часов (6 ч. - теория, 21 ч. – практика).
Составление эскизов. Закрепление навыков.
Технология изготовления рамок.
Работы по методу проекта. Закрепление темы
Практическое занятие:
Разработка эскиза для рамок. Подбор сюжета.
Изготовление рамки, используя в работе изученные приемы и виды декорирования.

VIII. Игрушка-сувенир, творческая итоговая работа – 12 часов (2 ч. - теория, 10 ч. – практика).
Уровень усвоения рабочего материала.
Оценка использования изученных приемов в работе с соленым тестом.
Практическое занятие:
Изготовление итоговой аттестационной работы с использованием изученных за два года обучения приемов, знаний и умений, учитывая применение изделия и его назначение.

ХI. Заключительное занятие – 3 часа (2 ч.- теория, 1 ч. – практика).
Подведение итогов деятельности учащихся за 2-й год обучения.
Оценка аттестационных работ.
Практическое занятие:
Отбор работ для выставки.
Задание на летний период.

X. Воспитательные и профилактические мероприятия (по отдельному плану)

Третий год обучения
Предметные образовательные компетентности
Теоретические:
Основы изготовления работ в технике «коллаж».
Технология изготовления объёмных полых изделий (статуэтки, копилки).
Дополнительные материалы, используемые для изготовления работ.
Материалы для декорирования и композиция «декоративные решётки».
Практические:
Свободно владеть техникой лепки из солёного теста, и выполнять сложные элементы самостоятельно.
Создавать эскизы работ самостоятельно.
Видеть и исправлять ошибки и недостатки при изготовлении работ.
Грамотно оформлять работы.

Учебно- тематический план занятий
3 год обучения


Тема
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1.
Вводное занятие.
3
1
2

2.
Композиция. Сюжетная многофигурная композиция.
25
3
22

3.
Коллаж. Виды, варианты изготовления.
24
4
20

4.
Декоративные решётки.
15
4
11

5.
Копилки.
22
4
18

6.
Стилизация животных.
21
5
16

7.
Автопортрет.
25
7
18

8.
Изготовление декоративных подвесок для оформления интерьера.
23
5
18

9.
Органайзер.
23
5
18

10.
Творческая аттестационная работа.
12
2
10

11.
Заключительное занятие.
3
2
1

12.
Воспитательные и профилактические мероприятия
20
-
20

Итого:
216
42
174


Содержание программы
3-й год обучения
I. Вводное занятие – 3 часа (1 ч.- теория, 2 ч. – практика).
Знакомство с учебной программой и режимом работы.
Краткий обзор итогов 1-го года обучения. Задачи на новый учебный год. Оргвопросы.
Правила безопасности.
Практическое занятие:
Сбор дополнительного рабочего природного материала, прогулка в парке.
II. Композиция. Сюжетная многофигурная композиция – 25 часов (3 ч.- теория, 22 ч.-практика).
Основы составления многофигурных композиций.
Практическое занятие:
Изготовление 2-3-х фигурной композиции.
Изготовление работ на выставку.

III. Коллаж, виды, варианты изготовления -24 часов (4 ч.- теория, 20ч.- практика).
Техника «коллаж», материалы и инструменты, используемыми при работе в данной технике.
Практическое занятие:
Изготовить работу среднего размера, или серию работ меньшего размера в технике коллаж, используя не менее десяти видов различных материалов, в том числе и природные.

IV. Декоративные решётки – 15 часов (4 ч.- теория, 11ч. – практика).
Техника изготовления декоративных решёток.
Закрепление знаний и умений работы с природными материалами.
Практическое занятие:
Изготовить декоративную решётку.
Декорировать решётку природными материалами.

V. Копилки – 22 часа (4ч.- теория, 18ч.- практика)
Техника изготовления копилок.
Закрепление знаний по стилизации и составлению эскизов.
Практическое занятие:
Разработка эскиза изготавливаемой копилки.
Изготовление копилки.

V
·. Изготовление объёмных, стилизованных, полых фигурок животных – 21часов (5ч – теория, 16ч. – практика,).
Техника изготовления объёмных, стилизованных, полых фигур животных.
Практическое занятие:
Разработать эскиз изготавливаемой работы.
Сделать одну объёмную, стилизованную, полую фигуру животного.

V
·
·. Автопортрет – 25часов (7 ч.- теория, 18 ч.-практика)
Автопортрет - передать характер, свои увлечения, интересы, стремления.
Практическое занятие:
Разработать эскиз (своеобразного коллажа), используя введения элементов своих интересов, увлечений, хобби.
Подобрать используемый материал.
Изготовление изделия.

V
·
·
·. Декоративные подвески для оформления интерьера – 23часов (5ч.- теория, 18ч.- практика)
Варианты изготовления декоративных подвесок.
Варианты оформления интерьера декоративными вещами.
Практическое занятие:
Разработка эскиза декоративных подвесок.
Подбор необходимых материалов.
Изготовление изделия.

IX. Органайзер – 23часов (5ч.- теория, 18ч.- практика):
Варианты технологии изготовления органайзера.
Практическое занятие:
Разработка эскиза, выбор техники изготовления органайзера.
Изготовления изделия.

X. Творческая аттестационная работа – 12часов (2ч. – теория, 10ч. – практика).
Итоговая аттестация учащихся. Тестовые задания.
Практическое занятие:
Изготовление полуобъёмного изделия, для оформления стен студии или домашнего интерьера, используя различные приёмы работы с солёным тестом.

XI. Заключительное занятие – 3часа (2ч.-теория, 1ч.- практика).
Подведение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.
Оценка аттестационной работы.
Практическое занятие:
Задание на летний период.

XII. Воспитательные и профилактические мероприятия (по отдельному плану)

Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
Материально-технические условия:
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.
Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, оборудования, литературы.
Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, стеки, термоклей, молоток, ножовка, нож канцелярский, баночки под воду, линейка, наждачная бумага, циркуль, спички, пинцет, свеча, скалка, чеснокодавилка, ситечко металлическое, кондитерские формочки, перчатки резиновые, губка,
Материалы: мука, соль, миска, гуашь, акварель, клей ПВА, клей «Титан», тесьма, лак, алебастр, аэрозоль акриловая, ткань(разная), шпагат, обои, зубочистки, фольга, калия перманганат.

Комплексное методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Учебно- программное:
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. // Внешкольник, 2003, № 9.

2. Учебно-теоретическое:
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. М. 2007.
Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991.
Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М.: Пассим, 1994.

3. Учебно-наглядное:
Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.
Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.
Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.
Кискальт И. Солёное тесто. М. 2003.
Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.

























Список литературы для педагога

Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.
Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001.
Кискальт И. Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001.
Кискальт И. Солёное тесто. М. 2003.
Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. // Внешкольник, 2003, № 9.
Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.

Список литературы для учащихся

Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. – Издательский Дом Литера, 2005.
Данкевич Е. Лепим из соленого теста. – СПб: Кристалл, 2001.
Кискальт И. Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001.
Кискальт И. Солёное тесто. М. 2003.
Михайлова И., Кузнецова А. Лепим из солёного теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М. 2004.
Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.















Приложение №1

Компонент
Дополнительной общеобразовательной программы по курсу «тестопластика»

Программа индивидуальной образовательной траектории одарённого ребёнка

Пояснительная записка
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из принципов при работе с одаренным ребенком является ориентация на потребность в индивидуальной образовательной траектории, высокий уровень самостоятельности обучающегося. Одаренного ребенка отличает творческое отношение к предъявляемому учебному материалу, умение самостоятельно классифицировать и адаптировать его в соответствии с поставленной задачей. Еще одной специфической особенностью личностной ориентации одаренных детей является потребность в обсуждении своих знаний и развитии творческих способностей.
Программа индивидуальной образовательной траектории одарённого ребёнка рассчитано на развитие творческих способностей наиболее успешных, одарённых детей, освоивших программу по курсу тестопластика.

Цель: формирование творчески развитой личности, способной к самореализации, верящей в свое уникальное предназначение, живущей в соответствии с высокими нравственными идеалами.
Задачи:
Формирование личности ребёнка, его индивидуального мировоззрения.
Создание условий для полноценного проявления индивидуальных способностей, максимальных возможностей самореализации, самоопределения личности, самопознания собственных способностей, желаний, интересов, реальных возможностей.
Обеспечение учащегося знаниями, умениями, навыками и способами усвоения учебной информации, способствующими максимально возможному проявлению его способностей.

Выявление одаренных детей всегда связано с анализом развития конкретного ребенка. Это процесс длительный и вероятность ошибки, как в положительную, так и в отрицательную сторону должна быть сведен к минимуму. Поэтому лучше применить поэтапный поиск одаренных детей в процессе обучения по специальным программам или в процессе индивидуального образования. Специфика работы с одаренными детьми определяется особым уровнем их образовательных потребностей.
УЧЕНИК - человек целеустремлённый, аккуратный, отзывчивый, дисциплинированный, самостоятельный и исполнительный. Умеет планировать свою творческую и учебную деятельность.
УЧЕНИК владеет следующими видами декоративно- прикладного творчества:
декоративная обработка кожи,
папье-маше,
тестопластика,
коллаж,
что даёт возможность использовать имеющиеся знания при создании творческих работ, совмещая освоенные техники, умеет анализировать свою работу, учитывая недостатки, выражать собственное мнение.
За эти три года с отличием освоил образовательную программу по курсу тестопластики, виден личный рост в усвоении и реализации учебного материала, о чём говорит таблица результативности.

Результативность участия в конкурсах и выставках

Год
Мероприятие
Статус
Результат







На основании всего вышеуказанного уместно утверждение, что УЧЕНИК – личность одарённая, и заслуживает внимания и индивидуального подхода в обучении для достижения результатов в дальнейшей творческой деятельности.

Форма занятий: индивидуальная работа.

Формы проведения итогов работы:
Участие в выставках.
Ярмарки-распродажи.
Создание программы саморазвития на следующий учебный год.

Перечень разделов



Раздел
Вид деятельности
Всего часов
В том числе
Ожидаемый результат





Теория
Практика


1.
Коллаж
Освоение техники «коллаж»
39
6
33
Освоение изготовления изделий в технике «коллаж».
Триптих «Розовый сон»

2.
Папье-маше
Изготовление работ в технике «папье-маше». Разработка эскизов для изготовления декоративных масок. Подбор материалов для декорирования
33
5
28
Освоение изготовления изделий в технике «папье-маше».
Серия декоративных масок «Арлекин»

3.
Роспись по дереву
Освоение техники «росписи по дереву» «Хохлома». Составление эскизов, отработка приемов, освоение используемых материалов и инструментов
36
5
31
Освоение техники «росписи по дереву» «Хохлома».
Роспись трёх деревянных тарелок для оформления интерьера кухни.

Итого
108
16
92




Содержание тем

Коллаж – 39ч. (6ч. – теория, 33ч. – практика)
Задачи:
Ознакомить учащихся с работой в технике «коллаж», материалами и инструментами, используемыми при работе в данной технике.
Изготовить триптих «Розовый сон» - для оформления интерьера детской комнаты.
Ознакомить учащихся с вариантами оформления интерьера декоративными вещами.
Основы изготовления работ в технике «коллаж», подготовка рабочего материала, разнообразие используемых средств при оформлении работ.
Практическое занятие:
Изготовить триптих «Розовый сон».

II. Папье-маше – 33ч. (5ч.- теория, 28 – практика)
Задачи:
Закрепить знания по разработке эскиза и изготовлению изделий в технике «папье-маше».
Подобрать материал, используемый для декорирования масок.
История возникновения данной техники. Технология изготовления работ в технике «папье-маше». Материалы, используемые при декорировании работ.
Практическое занятие:
Разработать эскиз изготавливаемой работы.
Изготовить серию декоративных масок «Арлекин» в технике «папье-маше».
Декорировать работу с помощью подручных материалов (ткани, тесьмы, бисера и тд.)

Роспись по дереву -36ч. (5ч.-теория, 31ч.-практика)
Задачи:
Ознакомить учащихся с изготовление работ в технике росписи по дереву, материалами и оборудованием используемыми при изготовлении работ в данной технике.
Ознакомление учащихся с историей росписи по дереву и разнообразием вариантов росписи.
Ознакомление с историей росписи по дереву, многообразием видов росписи приёмами инструментами и материалами, используемыми при росписи.
Практическое занятие:
Освоение основных элементов росписи «травка» (завитки, ягодки, листочки).
Разработка эскиза, для росписи деревянных тарелок.
Роспись тарелок в технике «хохлома» «травка».

Текущая работа в течение года.
Этапы изготовления триптиха «Розовый сон» в технике коллаж:
Эскизизирование, изготовление эскиза;
Побор цветового решения;
Определение и подбор используемых материалов для декорирования изделия.

Выполнение работы:
покраска рамы и основы;
сборка;
подготовка используемых материалов:
обработка веток монтажной пеной, сушка, покраска аэрозоль (красного цвета);
изготовление пластинок из ниток разного цвета;
подбор используемых бусин;
нарезка, сушка и покраска лимон;
изготовление спирали из цедры лимона и апельсина.
сбор композиции, приклеивания элементов;
декорирование бисером и блестками.

II. Этапы изготовление серии масок в технике папье-маше «Арлекин»:
эскизирование, подбор наиболее удачных вариантов;
подбор цветового решения;
подбор материалов для декорирования масок;
изготовление основы, вылепливание формы из замазки;
нанесение слоя шпатлевки;
покраска масок;
декорирование, наклеивание тесьмы, бусин, ткани;
фиксация масок в рамки.

III. Этапы изготовление декоративных тарелок в технике роспись по дереву «Хохлома»:
отработка основных элементов, используемых при декоративной росписи по дереву «Травка»;
разработка эскизов;
подготовка тарелок для росписи, обезжиривание, грунтовка, нанесение фона;
роспись, сушка;
лакирование тарелок бесцветным лаком. Приложение №2

Модель выпускника

Восприимчивость Трудолюбие и потребность Коммуникативность
к новому и необычному в культуре поведения

Взаимопомощь,
Самостоятельность эмпатия
ЛИЧНОСТНАЯ
КУЛЬТУРА
Понимание Коллективизм
ценности личного здоровья

Пространственное
воображение
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ
(ВОСПИТАННИК) КУЛЬТУРА Техническое мышление

Наблюдательность

Расширение технического
кругозора


Умение работать ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ Умение работать
с литературой КУЛЬТУРА ручным инструментом

Навыки Графическая
лепки грамота


Приложение № 3
Диагностические материалы

Анкета
(Входящая диагностика, 1-й год обучения)

Твоё имя, фамилия, отчество
Сколько тебе лет?
Есть ли у тебя хобби, какое? ____________________________________
Посещал(а) ли ты раньше какие-нибудь студии или мастерские? Если да, то перечисли их. __________________________________________________________
Как ты оказалась(ся) здесь? ____________________________________
Твои родители не против того, чтобы ты посещал(а) данную студию? _________
Что на твой взгляд подразумевается под словом «Тестопластика»? _____________________________________________________________________________
Работал(а) ли ты раньше с солёным тестом, или другими материалами для лепки (пластилином, глиной)? _____________________________
Каких результатов ты бы хотел(а) достичь, занимаясь лепкой? ______________________
Чтобы отследить твои начальные способности, слепи, пожалуйста, на своё усмотрение, улитку, гусеницу или божью коровку.


Итоговая аттестация
Тест-анкета
проверки знаний умений и навыков детей обучающихся
в объединении «Фантазеры»
(1-й год обучения)
1. Твоё имя, фамилия, отчество _______________________________
2. Каких результатов ты добилась(ся) за прошедший год? _________________________________
3. Довольна(ен) ли ты своими достижениями? __________________________________________
4. Какие ингредиенты входят в состав теста?
Сахар, мука, вода?
Вода, соль, мука?
Вода, соль, мука, клей ПВА?
5. Что мы называем тестопластикой?
Наука о составе теста?
Выпекание калачей и булочек?
Изготовление изделий из солёного теста?
6. Что такое деталь?
Инструмент, которым мы работаем?
Элемент (нос, рот, рука, глаз), изготовленный для поделки?
Какой -то инородный предмет?
7. Тесто, которым мы пользовались на предыдущем уроке, осталось и почему-то стало липнуть к рукам, что делать?
Добавить муки?
Добавить соли?
Не стоит мучиться, выкинуть его и завести новое?
8. Как эффективнее приклеить деталь из солёного теста к изделию?
Взять клей ПВА, а лучше «Мастер»?
Смочить водой при помощи кисточки приклеиваемую деталь и то место, куда будем клеить, затем резаком процарапать горизонтальные и вертикальные линии, после чего только соединить?
Свой вариант?
9. Зачем необходимо класть тесто в целлофановый пакет?
Чтобы на него не покушались грызуны?
Чтобы оно не высыхало?
Свой вариант?
10.Зачем лакируют изделия из солёного теста?
Чтобы избавить изделие от порчи путём попадания на него влаги?
Изделие приобретает законченный вид.
Свой вариант?

Итоговый контроль
Задание к итоговой аттестационной работе
(1-й год обучения)
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка ЗУН учащихся, полученных в объединении за прошедший учебный год.
Задание: Выполнить объёмную композицию из двух фигур – героев сказок, выполняющих какое- либо действие, используя в этой работе 3-и вида фактур.

Итоговый контроль
Задание к итоговой аттестационной работе
(2-й год обучения)
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка уровня усвоения рабочего материала.
Задание: Изготовить работу, используя изученные за два года обучения приемы изготовления работ в данной технике.

Итоговый контроль
Задание к итоговой аттестационной работе
(3-й год обучения)
Форма: Практическое задание.
Цель: Подтверждение освоения изученного материала.
Задание: Изготовить полуобъёмное изделие для оформления стен или домашнего интерьера, используя различные приёмы работы с солёным тестом.

Промежуточный контроль
Задание к работе
(1-й год обучения)
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Выполнить по образцу простое полуобъёмное изделие.

Промежуточный контроль
Задание к работе
(2-й год обучения)
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Изготовить декоративное панно, используя полученные знания и приёмы работы с солёным тестом.

Промежуточный контроль
Задание к работе
(3-й год обучения)
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.

Задание: Разработать эскиз и изготовить копилку в технике «тестопластика».

Итоговая аттестация
Тест-анкета
проверки знаний умений и навыков детей
(2-й год обучения)
Ф.И.О.
Сколько тебе лет?
Что такое цветовое решение:
Название красок?
Сочетание нескольких цветов, выбранных для окрашивания изделий?
Дополнительное декорирование?
Какой лак используется для лакирования изделий из солёного теста:
Для ногтей?
ПФ 283?
Паркетный?
Какую температуру должна иметь вода для изготовления солёного теста:
Комнатную?
60є?
0є?
6. Какие виды красителей можно использовать при изготовлении цветного солёного теста:
Краски (гуашь, акварель)?
Краски эмалевые?
Пищевые?
7. Какую композицию можно назвать многофигурной:
Композицию, состоящую из одной фигуры?
Композицию, состоящую из двух фигур?
Композицию, состоящую из пяти фигур и более?
8. Что такое диптих:
Композиция, состоящая из четырёх работ?
Композиция, состоящая из двух работ?
Композиция, состоящая из одной работы?
9. Что представляет собой техника папье-маше:
Техника изготовления изделий из солёного теста?
Из глины?
Из кусочков бумаги приклеиваемых слоями на каркас?

Итоговая аттестация
Тест-анкета
проверки знаний умений и навыков детей
(3-й год обучения)

Что можно отнести к видам декоративно-прикладного творчества:
Декоративная обработка кожи?
Вышивание?
Исполнение песни?
2. Какие виды кистей используются при работе с солёным тестом:
Пони?
Синтетические, коза, щетина?
Белка?
3. Для склеивания деталей из солёного теста используется:
Клей ПВА?
Вода?
Клей «Мастер»?
4. Что такое цветовое решение:
Название красок?
Сочетание нескольких цветов, выбранные для окрашивания изделий?
Дополнительное декорирование?
5. Что такое стилизация:
Разработка эскиза?
Изготовление изделия из солёного теста?
Упрощение формы?
6. Основными цветами являются:
Красный, оранжевый, зелёный?
Красный, жёлтый, синий?
Белый, красный, зелёный?
7. Ахроматическими цветами являются:
Белый, красный, синий?
Белый, оранжевый, чёрный?
Белый, чёрный, серый?
Какие виды кистей используются для окрашивания изделий из солёного теста:
Белка, пони?
Щетина, коза, синтетика?
Валик?










Заголовок 215