Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС начального общего образования.(3 класс).


Введение.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Нормативно - правовая основа модели
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)
6. Потребности, запросы участников образовательного процесса
7. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).
12.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Положение составлено на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и науки РФ от 06.10. 2009г., санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях САНПИН 2.4.2821-10.
Внеурочная деятельность обучающихся (далее – внеурочная деятельность) – специально организованная деятельность обучающихся 1-4 классов, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в МОУ СОШ № 12 с УИОП отличная от урочной системы обучения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение. Ответственность за результаты внеурочной деятельности несет школа.

Цель и задачи организации внеурочной деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:
​ приобретение учащимися социального опыта;
​ формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
​ приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
​ обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
​ оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
​ улучшить условия для развития ребенка;
​ учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Задачи  внеурочной деятельности:
1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно c семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)-  для формирования здорового образа жизни. 7.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы организации внеурочной деятельности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:
​ рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
​ организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
​ учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
​ программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Направления, цели и задачи внеурочной деятельности в 3 классе
Направления и виды внеурочной деятельности определяются школой в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования школы. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования школы.
Внеурочная деятельность может быть организована по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное.
по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.Расписание занятий внеурочной деятельности в 3 классе.
Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
13.20-14.05 «Умники и умницы» «Умники и умницы»
14.15-15.00 «Школа доктора Здоровья» «Я –гражданин России» «Волшебные краски» «Игротека» «Игротека»
15.10-15.55 «Мир вокруг нас» «Мир вокруг нас» «Игротека» Общеинтеллектуальное направление: кружок «Умники и умницы».
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 ч в год).
Цели:
Образовательные:
- формирование устойчивого познавательного интереса;
- формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Развивающие:
- создание условий для развития у учащихся потребности в не насыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности;
- развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности;
- воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи:
- формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;
- расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
- расширение кругозора учащихся;
- развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
- последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Духовно-нравственное направление: кружок «Я - гражданин России».
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 ч в год).
Концептуальные подходы курса «Я – гражданин России» нацелены на формирование у младших школьников историко-обществоведческих знаний. История – это наука, которая формирует гражданина. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому личностно-гражданственную позицию, тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда заранее предсказуемой системе отношений
«Я – моя – страна – мой мир».
Данный кружок призван пробудить у школьников интерес к прошлому родной страны, помочь в формировании временных и пространственных представлений, обогатить речь, содействовать воспитанию патриотизма. Младший школьник сможет познакомиться с культурой, обычаями и традициями своей Родины, соотнести их с историей других стран и народов. Ученик получит представление о «малой» и «большой» Родине. Впервые он сможет узнать о государственном устройстве России. 
Кроме того, данные занятия научат школьника разным приёмам учебной деятельности, сформируют такие виды общеучебных умений, как:
наблюдать, слушать, читать;
участвовать в дискуссии, высказывать и аргументировать, контролируя свои суждения;
работать с художественным и научно-популярным текстом;
анализировать текст, выделять главное, оттачивая умения классификации, обобщения, контроля;
работать со шрифтовыми выделениями;
давать толкование понятий;
пользоваться справочной литературой.
Цель:
- расширение общественно значимых знаний ребёнка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далёком прошлом, о социальном начале человека, о его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого.Задачи: 
- содействовать в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе, селе – в родном крае, стране, входящей в систему стран всего мира;
- помочь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому гражданину определённые права и требующему исполнения определённых обязанностей;
- обогатить знаниями, раскрывающими прошлое, способствующими усвоению определённых норм морали, нравственности.
К концу 3 класса учащиеся должны знать и уметь:
- значение ключевых понятий: 
человек, личность, общество, гражданин страны и мира; 
родина, столица, государство, Конституция, народы России, праздники;
международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности;
история, предыстория, достоверное и версии в истории.
- предметные умения:
ориентироваться в историческом времени, пользоваться картой;
уметь рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и научных памятников страны и ряда других стран, родного края;
различать и сравнивать элементарные этические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- общеучебные умения:
чтение, слушание обществоведческой, художественной, научно-популярной литературы;
анализ литературных источников, художественного наследия для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний, использование источников, художественного наследия в пересказе, анализ пересказа, ответов одноклассников; 
совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-0следственных связей, закономерностей.
Общекультурное направление: кружок  «Волшебные краски».
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 ч в год).
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность кружка обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность  объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Кружок направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель:
- приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта.
художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
техническая – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Спортивно-оздоровительное направление: кружок «Игротека» (Подвижные игры).
Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 ч в год).
Цель:  
- сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры.
Задачи:
- сформировать знания и представления о здоровом образе жизни;
- обучение  правилам поведения в процессе коллективных действий;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и  подвижных играх;
- развивать познавательный интерес к русским народным играм, включать их в познавательную деятельность;
- развивать активность, самостоятельность, ответственность;
- развивать внимательность, как черты характера, свойства личности;
- воспитывать чувства коллективизма; сотрудничества;
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,        
применению их в различных по сложности условиях.
  «Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Ожидаемый результат:
 - у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;    - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления    здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Кружок «Школа доктора Здоровья».
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 ч в год).
Цель:
- раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи:
Образовательные:
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости,  самомассаж; 
- обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
- желание быть здоровым душой и телом;
- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Роль кружка  в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Обоснование выбора содержания части программы, формируемой участниками учебного процесса. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Социальное направление: кружок «Мир вокруг нас».
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 ч в год).
Цель:
- воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Заключение.
В ходе реализации внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.