Методы педагогического воздействия на студента для решения учебных задач.


Методы педагогического воздействия на студента для решения учебных задач.
Человек, заявляя о себе первым криком в физическом мире, сразу вступает в сложнейшие процессы обмена с окружающей средой. Обучение и образование – неотъемлемые механизмы этих процессов. Чтобы выйти на предписанную каждому человеку цель развития – программу (судьбу), требуется гармонизация с собой и внешним миром.
Это самый оптимальный вариант реализации его потенциальных возможностей как творческой личности. Для раскрытия таких возможностей систему воспитания и образования необходимо направить на формирование условий для достижения вышеуказанной цели. Безусловно, процесс образования должен содержать нечто большее, чем просто метод оснащения человека способностью оперировать фактами внешней жизни и ориентироваться в своем внешнем окружении. Человечество необходимо вывести в более глубокое и широкое существование и в более объемлющее осознание. Его необходимо обеспечить способностью не теряться в любых ситуациях и справляться с ними, достигая при этом наилучших и наивысших результатов. Следует выявлять способности человека в их самом полном конструктивном выражении. Не должно быть никаких стандартных, нормированных пределов достижения, установление которых вело бы к самодовольству и удовлетворенности собой и, следовательно, к статичному состоянию.
Людей необходимо вести от низших к высшим состояниям сознания и непрерывно расширять их способность к познанию. У образования имеется две функции. Прежде всего, оно должно сообщить типичное, а затем обеспечить возможность роста за пределы типичного. Назначение образования – сделать человека истинно человечным; оно должно завершить и довести до совершенства его природу и тем самым создать возможность для раскрытия более глубоких способностей, к которым стремится человечество. Пробуждение воли к знанию и затем воли быть должно следовать естественному процессу развития.
Американский педагог К. Керр выделяет четыре «революции в области методов обучения»:
Первая состояла в том, что учителя-родители уступили место профессиональным учителям;
Вторая заключалась в замене устного слова письменным;
Третья революция привела к введению в обучение печатного слова;
Четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.
Образование – в плане его наименее интересного аспекта – можно кратко определить как передачу знаний учащемуся, который получает некий объем информации, совершенно его не интересующий. Звучит нота сухости и бесплодия; мы чувствуем, что такая передача имеет дело в первую очередь с тренировкой памяти, с сообщением, так называемых фактов, а также с передачей учащемуся сжатой информации по огромному количеству несвязанных между собой тем. В то же время буквальный смысл английского слова «education» (образование) – «выводить», «выявлять», что чрезвычайно поучительно.
Скрытая в этой идее мысль состоит в том, что мы должны выявить врожденные инстинкты и способности ребенка, чтобы вывести его из одного состояния сознания в другое, более широкое. Так, например, мы выводим детей, просто сознающих, что они живут, в состояние самосознания; они начинают осознавать себя и свои групповые связи; мы учим их развивать свои способности, особенно в области профессиональной подготовки, чтобы они могли стать экономически независимыми членами общества, способными обеспечить себя.
Мы используем их инстинкт самосохранения, чтобы вывести их на путь знания. Можно сказать, что мы начинаем с использования их инстинктивного аппарата, чтобы вывести на путь интеллекта. Похоже, это верное утверждение, но хочу спросить, действительно ли, доведя их до этой точки, мы делаем полезное дело и научаем их истинному смыслу мыслительной деятельности в том плане, что так раскрывается их интуиция?
Мы учим их использовать свои инстинкты и интеллект как часть аппарата самосохранения во внешнем мире человеческой деятельности, однако использование чистого разума и, следовательно, достижение контроля ума со стороны интуиции в работе самосохранения и достижение расширения сознания в субъективные миры реальности остается привилегией немногих первопроходцев.
Наши методы образования вовсе не направлены на развитие интуиции: «восприятия умом реальности непосредственно такой, как она есть, а не в форме ощущения или осмысления, не как идею или предмет размышления, поскольку все это, в отличие от интуиции, представляет собой интеллектуальное восприятие».
Далее в этой интересной работе говорится: «... можно сказать, что как инстинкт, так и интуиция находятся вне нашей сознательной части, проявляясь одинаково неожиданно в свете повседневного сознания... Импульсы инстинкта и подсказки интуиции зарождаются невидимо для нас. Они всегда появляются почти полностью завершенными и приходят в сознание неожиданно».
В другом месте автор добавляет, что интуиция находится в противоположной инстинкту стороне ума. Таким образом, имеем интересную троичность: инстинкт – интеллект – интуиция, в которой инстинкт находится, так сказать, ниже порога сознания, интеллект занимает главенствующее место в сознании человеческого существа, в то время как интуиция находится за пределами обоих и лишь временами проявляется во внезапных прозрениях и осознаниях истины, являясь тем да- ром, которым наделены наши величайшие мыслители.
В нынешних условиях перехода человеческой цивилизации в новый планетарный цикл педагогический процесс в семье и школе приобретает первостепенное значение. Вследствие повышения чувствительности всего психического аппарата привычные методы «количественного» обучения, которые практиковались десятилетиями, без учета индивидуальности каждого обучающегося, становятся тормозом на пути внутреннего развития ученика и идут вразрез с его внутренними космобиологическими процессами.
Психика детей и подростков нашего времени отказывается воспринимать чисто механическую подачу информации. Объем памяти для «человека разумного» исчерпан, количественный переход «накачивания» знаниями уступает место качественному обучению: не усвоить как можно больше, а научиться самому процессу усваивания; не просто с детства запомнить, что можно, а что нельзя, что белое, а что черное, а интуитивно-опытным путем усвоить целостность всех жизненных процессов, на- учиться концентрировать умственную и психическую энергию на том, что необходимо в определенном возрастном периоде именно тебе как неповторимой личности для будущего раскрытия внутреннего потенциала.
В такой процесс обучения, при котором мысли, чувства и действия активизируются в одном направлении, необходимо включать ребенка с младшего дошкольного возраста. Как известно, любой процесс обучения (воспитания) происходит через кеносис обучающего наставника до уровня сознания каждого ученика. На какую высоту может сам в себе подняться преподаватель, на такую глубину он способен и опуститься к своему воспитаннику. Если педегог, не способен на такой кеносис, он – не учитель, а живой автомат по передаче информации! Одной из основных задач системы образования в настоящее время, время «четвертой революции», является информатизация системы образования. Информационная составляющая процесса обучения, представленная в виде педагогических программных продуктов, баз данных и учебных материалов, позволяет преподавателю осуществлять целостную технологию обучения. Кроме того, использование информационных технологий открывает доступ к новым источникам информации в сети Интернет, обучение индивидуализируется в зависимости от потребностей студентов.
Этим решается задача гарантированного достижения целей профессиональной подготовки обучающихся. Информационные технологии, используемые в учебном процессе, можно разделить на два поколения. Технологии первого поколения были разработаны таким образом, что основное место в них уделялось роли инструктора, а не обучающегося, они просто автоматизировали процесс обучения. Новые информационные технологии позволяют учитывать уже имеющиеся у студента знания, пробелы в них и указывать способ, которым можно их ликвидировать.
Кроме того, если первые информационные технологии могли использовать только программисты, то новые информационные технологии позволяют проводить обучение специалистами-предметниками, что делает учебный процесс более практичным и эффективным. Новые информационные технологии позволяют проводить процесс обучения не только в аудиториях, но и дома, что радикально расширяет обучающую инфраструктуру. Преимущества использования информационных технологий состоят в следующем: – все элементы дидактических комплексов взаимосвязаны, имеют единую информационную основу и программной аппаратную среду; – позволяют интенсифицировать учебный процесс, значи- тельно активизировать познавательную деятельность учащихся, реализовать в процессе самостоятельной работы пользователей с элементами дидактического комплекса индивидуальный темп усвоения учебного материала; – дают возможность производить оперативный контроль за ходом усвоения знаний, формирования навыков и умений; – позволяют вести статистику успеваемости и диагностировать уровень подготовки каждого обучающегося и группы в целом, что обеспечивает достаточно объективную оценку и хорошую информированность преподавателя.
Информационные технологии не должны замещать полностью преподавателя. Преподаватели должны создать в аудитории рабочую творческую атмосферу, которая обязывает студента учиться, эмоционально окрашивая знания. В случае произвольного просмотра материалов студент выберет не обучающую программу, а развлекательную, так как среда сов- сем не обязывает его учиться.
Роль преподавателя не сводится только к контролю за ходом учебного процесса, обучение и воспитание неразрывно связаны, так как «личность воспитывается только личностью», то есть процесс преподавания дол- жен быть всегда обоюдным, протекать на встречной волне и не допускать давления ни со стороны учителя, ни со стороны ученика. Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности преподавателя. Когда студент получает большой объем информации бесконтактным способом (видеолекции, слайд-лекции и т.д.), роль педагога значительно возрастает. Его главной задачей становится не передавать готовые знания, а научить студента учиться. Преподаватель должен чувствовать уровень каждого студента, суметь настроить общее поле восприятия в аудитории, вовремя давать подсказки, используя традиционные средства (доску и мел), способствовать комплексному процессу понимания и усвоения материала, делать процесс обучения интересным и увлекательным. В условиях дистанционного образования кардинально меняется не только роль студента, который превращается из объекта в субъект учебного процесса, но и роль преподавателя. Из основного источника знаний он превращается в координатора самостоятельной работы студента. Главная задача преподавателя состоит в повышении активности студента. Упор делается на повышении роли студента в самостоятельном овладении знаниями. Может показаться, что тем самым снижается роль преподавателя в образовательном процессе, но это не так. В связи с проблемой изменения характера деятельности преподавателя в новых условиях возник качественно новый вид деятельности.
Специалисты, работающие в области дистанционного образования, отмечают, что роль и функциональные обязанности тьютора существенно отличаются от традиционной роли преподавателя. Ошибочно полагать, что хорошо владеющий материалом преподаватель может успешно сопровождать дистанционный курс без дополнительной подготовки. Традиционная система обучения основана на длительном личном контакте преподавателя и студента. При этом первый выступает основным источником информации. В этой ситуации наибольшую информационную нагрузку несет лекция, а семинар играет, хотя и важную, но все же второстепенную роль. Задача педагога – дать материал на высоком теоретическом уровне.
Однако даже проблемная лекция не позволяет студентам активно включиться в процесс научного познания. Таким образом, традиционная система обучения ориентирована на репродуктивное воспроизведение студентами знаний, полученных на лекциях. Акценты деятельности тьютора смещаются в сторону поддержки обучающихся, организации их деятельности, поддерживания постоянной обратной связи с обучающимися. Именно тьютор становится связующим звеном между авторами разработанных методических пособий и обучающимися. Преподаватель-тьютор, должен уметь: выявлять индивидуальные, личностные и профессиональные качества обучающихся для оказания им помощи и поддержки; оказывать оперативную помощь дистанционным обучающимся как по текущим административным вопросам, так и по вопросам освоения предметной области курса; организовывать учебный процесс вокруг вопросов того, кто учится; использовать средства 70 телекоммуникации для общения с обучающимися (электронная почта, телеконференции и др.); находить дополнительную информацию, необходимую обучающимся, и представлять ее в удобном виде; реализовывать независимую и эффективную проверку достижений обучающихся. Тьютор, должен быть знаком с технологиями дистанционного образования, иметь доступ к соответствующим ресурсам и, конечно, уметь пользоваться ими для саморазвития и совершенствования процесса обучения и воспитания студентов.
Практика показывает, что применение компьютера имеет свои положительные и отрицательные стороны. В том, что касается педагогического аспекта, использование компьютера дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся. Кроме того, все участники образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, по моему мнению, важно для всестороннего развития личности. Хотелось бы отметить также, что информационно-коммуникационные технологии дают возможность спланировать время обучения при работе с компьютерными тренежерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала, провести самоконтроль, то есть создать психологически комфортную среду обучения, которая ведет к самосовершенствованию и позволяет ставить перед обучающимися личностно-значимые цели. При использовании компьютерных технологий меняется стиль общения: преподаватель – скорее собеседник и консультант, чем носитель информации; учащиеся – собеседники, консультанты (то есть происходит развитие коммуникативных навыков). Учитывая материально-технические условия большинства учебных заведений, новые информационные технологии дают возможность создать свой собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания и способствовать реализации перехода «интеллект-интуиция». Обратной стороной применения компьютерных технологий в образовании являются: – возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеют даже минимальных знаний в области современных информационных технологий), то есть успех обучения во многом зависит от постоянной и упорной работы каждого преподавателя по повышению своего научно-профессионального уровня, совершенствования методического мастерства, мобильности; – не отфильтрованная информация может наносить психологический вред пользователю. Применение информационно-коммуникационных технологий оправданно, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество образования, а также профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничить доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности студентов с различным уровнем развития. Поэтому перед СГА, ведущей обучение по новейшим образовательным технологиям, очень остро стоит вопрос адаптации профессорско-преподавательского состава к обучению в новых условиях. В настоящее время работают курсы повышения квалификации, систематически проводятся семинары с использованием спутникового телевидения. Необходимо отметить важную роль разрабатываемых в СГА инструкций по технологии образования, с которыми в обязательном порядке знакомят преподавателей. Эта работа дает свои результаты и существенно увеличивает число сторонников инновационных методов обучения. Делается акцент на умение преподавателя владеть активными методами проведения занятий, требующими многогранной и длительной подготовки не только студентов, но главное и первоочередной огромной работы самого преподавателя. Я более четырех лет занимаюсь проведением коллективных тренингов в студенческих группах разных направлений (психология, менеджмент, информатика) по основным разделам высшей математики. Хочу отметить положительные изменения в активности студентов и степени усвояемости порой достаточно сложного материала после введения базового принципа работы «Вопрос-ответ». Это великолепная система развития интуиции и практического применения информационных сведений по предмету, полученных на слайде лекции или самостоятельно, по учебному модулю. На мой взгляд, в дальнейшем необходимо разработать общие модули по высшей математике с применением гипертекстовых ссылок. Тогда студенту предоставится гораздо больше возможностей для подсознательного проникновения в основополагающие принципы каждого знания и конструирования полей восприятия. Мы находимся в самом начале пути к цели, предсказанной гениальным русским ученым В.И. Вернадским о переходе биосферы в ноосферу.
Истинное значение этого учения выясняется только теперь, во время расцвета информационных и коммуникационных технологий (особенно в сфере образования) как ключевого процесса в становлении человека разумного, творца и созидателя.