Статья на тему Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов на уроках русского языка, литературы


Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов на уроках русского языка, литературы
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте на дороге, не подымите потом! Н. В. Гоголь, «Мёртвые души»
Еще издревле мыслители разных веков трудились над понятиями «духовность», «нравственность», «патриотизм» и пришли к выводу, что эти качества существуют в неразрывном единстве, и при отсутствии одного компонента, начинается распад личности и культуры.В наше время, когда почти во всех источниках мы читаем о том, что «самый страшный агрессор во всём мире - Россия», когда материальные ценности ставятся превыше моральных, проблема духовно - нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро и должна занимать ведущее место в воспитании личности молодого поколения, иначе в скором будущем и мы столкнёмся с теми проблемами, которые сейчас происходят во многих республиках постсоветского пространства.
Все прекрасно понимаем, что только при ежедневной работе семьи и коллектива можно добиться высокого сознания нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.Именно поэтому сейчас уже можно бить тревогу и приложить все знания, силы и умения для того, чтобы воспитать такого гражданина, который будет гордиться своей Родиной, своим народом, культурой, языком. Гражданин, который будет свято чтить вековые традиции, всегда с уважением относиться к старшему поколению и научится жить в согласии и гармонии со своей совестью. Так хочется, чтобы наши студенты чётко определяли границы между добром и злом, честью и бесчестью, чтобы любовь и уважение ко всему родному стали постоянной чертой характера.Мы живёт в третьем тысячелетии. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множество других проблем. Актуальность темы, о которой буду говорить сегодня, объясняется тем, что образование на современном этапе рассматривается как важнейший компонент культуры и основной канал передачи её подрастающему поколению. Воспитание нравственной и творческой личности, способной самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке информации, воспитание у студентов гордости за свой народ и его великую культуру – первостепенная проблема для преподавателя русского языка и литературы. В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли приоритетное место занимает литература. Она способствует самоопределению, эволюции нравственных оценок и представлений, укреплению гражданской позиции. Именно на этих уроках студенты постигают всю глубину и силу таких общечеловеческих понятий, как честь, любовь к Родине, долг перед Отечеством, патриотизм, гуманизм, гражданственность. Но прививать эти понятия необходимо ненавязчиво, систематически, основываясь на примерах истинных героев, на которых студентам хотелось бы равняться. Перед нами, преподавателями, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь студентам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, преподаватель должен проделать эту работу, выстроив своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении студентам ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать. Совместная работа со студентами может строиться двумя способами:1)Преподаватель предлагает каждому студенту самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга.2) Совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске, затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. Так, для того чтобы студенты смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем «дружбой», необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество»- «приятельские отношения», осознавать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.  В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества человека, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств, т.е. идет поиск противоположных понятий. Русская классическая литература предлагает читателю решать сложные нравственные и общественные проблемы, решать вместе: и автору, и читателям. Нравственно-общественные вопросы, с которыми русская классика обращается к читателям, - не временные, не сиюминутные. Благодаря своей вечности вопросы эти имеют большое значение для нас и для всех последующих поколений. Русская классическая литература - это обращение к совести читателей. Анализируя сцены Бородинского сражения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», мы отмечаем высокий патриотический дух и нравственную силу русской армии, вдохновляемся подвигом русского народа, учимся отличать истинный патриотизм от ложного. Разбирая теорию Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание, студенты приходят к выводу, как опасны фанатичные идеи, овладевающие человеком, идеи «суперчеловека», которому всё дозволено. Именно такие теории и послужили основой фашистской идеологии, являются они и основой идей для организаторов терактов. Изучая роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», обращаем внимание на то, что молодому поколению необходимо уважительно и бережно относиться к традициям и культуре прошлого, к истории своего Отечества, к опыту и нравственным принципам, по которым жили «отцы», старшее поколение. Произведения классиков - хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий, как «достоинство», гордость, самоуважение, самолюбие, честь. Сравнительный анализ данных понятий (эгоизм, гордыня, высокомерие, самовлюбленность, тщеславие) помог студентам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами. Для того чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить студентам тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Текстов на нравоучительные темы много. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются студентам для дискуссий при изучении литературных произведений: «Братцы - живодёры, за что же вы меня?!». Чем плох профессор Преображенский? (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»); «Лагерная тема» в произведениях А. И. Солженицына и В. Т. Шаламова; в чем видит М. А. Булгаков спасение? (по роману «Белая гвардия»); на чьей стороне истина? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Есть другой прием - это определение понятий.Преподаватель предлагает студентам дать определение понятию. Данная работа помогает выяснить, какие ассоциации возникают в связи с данным понятием, как они представляют соответствующее нравственное явление. Поверьте, поиск определений, а также любых других слов, связанных с данным понятием, создает возможность для более глубокого и тонкого понимания его сущности.Напишите на доске большими буквами ДОБРО. Попросите студентов дать по одному определению любви. Например, человеческое, настоящее, волшебная, жертвенное и т.д. Предложите каждому назвать одно слово, которое для него связано с любовью. Например, мир, друг, природа и т.д. Все ответы напишите на доске. Затем всей группой из предложенных примеров напишите общее определение любви. Таким образом, можно давать определение любому понятию. А вот другой вариант. Предложите студентам написать слово ДОБРО и дополнить его глаголами (можно и причастиями, прилагательными в полной и краткой формах), ответить на вопрос: «Что делает добро?». Например, добро заботится, жертвует, приносит счастье, облагораживает и т.д. После того, как каждый студент составит свой список, попросите зачитать его. Все глаголы записываются на доске, обсуждаются и анализируются. Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, студент остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он доверяет свои мысли и чувства.  Есть прием контраргумента, позволяющий организовать самоубеждение в ценности тех или иных нравственных норм или явлений, отношений, в способности к изменению. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос. На уроках литературы при обсуждении вопроса «Зачем человеку увлечение?» можно предложить студентам лист тетради разделить пополам, слева – все аргументы против необходимости идеала, а затем справа – контраргументы, подтверждающие противное. Например, я знаю людей, у которых нет никаких увлечений, и они прекрасно живут – я знаю людей, которые живут еще лучше с каким-нибудь увлечением. Увлечение помогает человеку не останавливаться на достигнутом и т.д.Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому для человека создает ситуацию самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению нравственного сознания человека.  Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача преподавателя литературы. И решить её помогают художественные произведения. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Ч. Айтматова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Бондарева и многих других. Уже при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.  Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у студентов зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует преподаватель на занятиях и как его преподносит.
На уроках литературы поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное – это проблемы души и духа отдельного человека и целого народа.
Чем отличаются герои зарубежных писателей от русских? Самые излюбленные герои зарубежных произведений всегда добиваются карьеры, денег, славы. Герои русских писателей ищут справедливости и добра. Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Важно, чтобы урок литературы приблизил современного студента к тем духовным высотам, которые выработала наша отечественная культура, основанная на христианских, православных традициях. Произведения классической литературы прославляют веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность.
На уроках литературы каждое художественное произведение содержит множество нравственных проблем. И эти уроки тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служат практически все известные нам произведения отечественной литературы. При изучении романа М. Булгакова «Белая гвардия» мы акцентируем внимание на мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг. В романе М. Шолохова «Тихий Дон» рассматриваем проблему нравственного выбора человека. Завораживает студентов верность в любви в повести В. Распутина «Живи и помни». Жить праведно и честно наставляет книга Ч. Айтматова «Плаха». Огромное значение имеют русский язык и литература в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на студентов обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе раскрываются волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Это понимают студенты при изучении рассказа В. Некрасова «В окопах Сталинграда», повести В. Быкова «Обелиск», Б. Васильева «А зори здесь тихие», В Кондратьева «Сашка», поэмы Твардовского «По праву памяти», романа М. Булгакова «Белая гвардия», - произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что здесь происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Студенты по- новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю.  Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается студентами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, своё гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.  Книги о войне несут огромный воспитательно - патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.  Духовная близость между преподавателями и обучающимися определяется не только профессиональным общением друг с другом, но и степенью их открытости и одухотворенности. Диалогическое взаимодействие может успешно реализовываться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности, нравственности и патриотизма студентов. Специфика нашей работы такова, что мы сеем зёрна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.Но если после наших занятий студенты станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, достоинство, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то преподаватель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.  Любовь к великой литературе даром никому не даётся; её нужно заслужить через духовный и трудный путь приобщения к тем ценностям и святыням, которые в ней заключены и которые она утверждает. Русская литература всегда была и остаётся гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.Русская литература – это противоядие пошлости и нравственному уродству.Размышляя о духовно-нравственном и патриотическом потенциале отечественной литературы, о воздействии – интеллектуальном, духовном, нравственном и патриотическом – русской словесности на умы, сердца и души наших студентов, хочется обратиться к воистину «неупиваемой чаше» нашей духовности – к наследию подлинно русского интеллигента, человека высокой культуры, истинного патриота своей страны – Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который дал в конце прошлого века очень точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем».