Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по разделу: «Путешествие по городам и странам». «Путешествие по городам и странам». Золотое кольцо Россиивиртуальная экскурсия


План-конспект урока по окружающему миру
«Золотое кольцо России» - виртуальная экскурсия.
План-конспект урока по окружающему миру по разделу: «Путешествие по городам и странам».
Время: 45 минут
Выполнила учитель начальных классов: Павлюшина Анастасия Александровна
Урок: окружающий мир
Класс: 3-б
Тема  «Золотое кольцо России» виртуальная экскурсия
Цели деятельности учителя.  Познакомить детей с древними городами нашей Родины, которые образуют Золотое кольцо России создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России;
расширения кругозора учащихся в области достопримечательностей городов
Развивающие:
способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету.
Воспитательные:
содействовать воспитанию любви к России, интереса к ее духовному наследию.
Планируемые результаты Предметные:
Учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца России (Сергиев Посад, Ростов Великий, Углич, Ярославль)
Приводить примеры достопримечательностей этих городов, по достопримечательностям узнавать города.
Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Личностные:
Создание условий для развития интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в группе.
Метапредметные:
Развивать способность правильно формулировать мысли в процессе общения.
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Основные понятия  Золотое кольцо России, Углич , Ростов, Сергиев Посад, Ярославль, достопримечательности, основатели городов
Необходимое оборудование:
 Компьютер
Мультимедийный проектор
Презентация «Золотое кольцо России»
Наглядно-демонстрационный материал Карточки с заданиями
Карточка с рефлексией
Карта Золотое кольцо России
Образовательные ресурсы Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 3 класс, рабочая тетрадь на печатной основе.
Формы урока Фронтальная, групповая, индивидуальная
Технологии  Технология развивающего обучения
ИКТ
Рефлексивная технология
Технология сотрудничества
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика
1 2 3 4
I.
II.
Ш.
IV.
V.
VI. Организационный этап
Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Изучение нового материала.
Первичное закрепление в знакомой и в изменённой ситуации
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов урока))Приветствие
Учитель настраивает детей на продуктивную работу, создаёт доброжелательную атмосферу.
Учитель:
- Ребята, мы начинаем урок окружающего мира.
Давайте подарим частичку своего хорошего настроения гостям и друг другу. Поднимите уголки рта вверх, сделайте красивую добрую улыбку и подарите радость друг другу.
Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.
- Скажите, а любите ли вы путешествовать?
- А какими видами транспорта вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие – виртуальную экскурсию.
На экране появляются видео сюжет с песней о Золотом кольце России.
- После просмотра видеофильма, вы, наверное уже догадались на какую тему мы совершим сегодня экскурсию.
- Совершим экскурсию по древним городам России.
Учитель: (ставит цель)
- Сегодня на уроке вы будете самостоятельно изучать, наблюдать, исследовать.
- Мы с вами будет не просто экскурсантами, а исследователями.
- Скажите, что необходимо в любом путешествии?
Совершенно верно – карта.
- Для чего она нужна?
- Какая карта у вас на столах?
- С какими древними городами России вы будите знакомиться?
Какие города вы услышали в песне ролика?
Во время беседы с учащимися на экране слайды с изображением карты, городов.
- Сегодня на уроке вы будите сами экскурсоводами-исследователями.
- Работать вы будите по группам, вас 4 группы, у вас на столах посмотрите глазками карты, карточки с заданиями, конверты.
- Итак, в путешествие мы отправляемся из главного города нашей страны.
Как он называется?
На экране появляется слайд с изображением города Москва.
- Что вы знаете о Москве?
- Назовите достопримечательности города Москвы?
- А кто – нибудь ,из вас бывал в столице нашей Родины?
(Москва - огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем людям, которые приехала в город впервые. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали Москву белокаменной.) - Совершенно верно. И давайте подведём итог всему сказанному.
Москва – столица Российской Федерации, находится в центре европейской части России. дата основания – 1147 год. Основал Москву – Юрий Долгорукий. Столица Российской Федерации с 1991 года. Достопримечательности: Красная площадь, Кремль, Храм Христа Спасителя, МГУ.
На экране фото достопримечательностей города Москвы.
- Мы покидаем столицу нашей Родины Москву и отправляемся в наше путешествие дальше
Следующая наша остановка СЕРГИЕВ ПОСАД.
- У вас на столах, лежат карточки с материалом о Сергиеве Посаде.
Вам нужно из этого материала, выбрать самое главное и интересное и подготовить
(материал: Сергиев Посад основан в XIV веке и назван в честь Преподобного Сергия Радонежского. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, икон, подсвечников и др. Но наибольшую популярность завоевала гордость горожан знаменитая сергиевская игрушка. Именно здесь родилась известная во всем мире русская матрешка. Игрушки неоднократно получали высокую оценку на российских и международных выставках. Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». В настоящее время Сергиев Посад является крупнейшим административным, промышленным, культурным и туристическим центром Подмосковья, жемчужиной туристического маршрута «Золотое кольцо». Особое внимание посетителей привлекают драгоценные сокровища отечественной истории и культуры в Сергиев Посадском историко-художественном Музее-заповеднике.) На слайде фото Сергиева Посада и его достопримечательности.
- Спасибо нашему экскурсоводу за интересные сведения о Сергиеве Посаде.
Теперь давайте выполним, после услышанного вами рассказа экскурсоводов.
На столах обратите внимание у вас карта Золотого кольца России.
1 задание.
- Отметьте пожалуйста первый город на вашей карте .
Сергиев Посад
2 задание:
Соотноси картинку и название.
- Отправляемся в путешествие дальше. Следующая остановка. – РОСТОВ ВЕЛИКИЙ.
Материал:
История Ростова насчитывает более тысячи лет, это один из старейших русских городов. В конце Х века Ростов стал крупным городом; в 988 году он отошел Ярославу Мудрому, а после его смерти – его сыну Всеволоду. В 991 году в Ростове был выстроен первый христианский храм – деревянный собор во имя Успения Божией Матери. Ростов был не только крупным экономическим центром – здесь сосредоточилась духовная жизнь, город был самым крупным на Руси религиозным и культурным центром. На территории Ростова имеется 326 памятников культуры, треть из которых являются памятниками федерального значения. В 1970 году Ростов был включён в список исторических городов РСФСР. В 1995 году музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Туристический центр маршрута «Золотое кольцо России. Ростов является центром производства финифти. Расположен на берегу озера Неро, в 202 км от Москвы. Население – около 33 тысячи человек.
Вырос среди земель, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Легенда гласит , что его сновал германский царевич Роста и назвал в свою честь.
С 988 года в городе правил молодой князь Ярослав (будущий Ярослав Мудрый).
Ростов был одним из самых больших городов на северо-востоке Руси. Там находились княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей.
Ростов Великий - религиозный центр России. На Соборной пдощаде при Успенском соборе была построена звонница, для которой отлили огромные тысячепудовые колокола.
Самая замечательная часть города — Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские звоны записаны на аудиокассеты, лазерные диски и известны во всём мире.
Ростов становится одним из центров расписной финифти – искусства живописной эмали по меди. Сначала создавались иконы, портреты, пейзажи.
Сейчас на фабрике делают украшения, сувениры.
Нине музей – заповедник носит название «Ростовский кремль»
На экране изображения города и его достопримечательностей.
По ходу рассказа экскурсовода меняются слайды с изображениями.
- Спасибо.
1 задание. Давайте теперь отметим на нашей карте следующий город о котором нам поведал экскурсовод.

2 задание: У вас на столах конверт с буквой Р.
Откройте его.
Перед вами фото с достопримечательностями.
Посмотрите внимательно на фото и подпишите , что вы это такое.
1-финифтина
2 – ростовский кремль
3-успенская звонница
- Отправляемся дальше в путешествие – УГЛИЧ.
Учащимся групп дается материал, который они изучают самостоятельно, и представляет каждая группа свой материал дополняя друг друга, что они нашли про этот старинный город.
Материал:
Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». Углич – один из старейших городов Ярославской области, он сравнительно небольшой, всего 37 тысяч жителей, и достаточно тихий. Но его значение выходит далеко за пределы области, он принадлежит России и Волге – большой истории и красивейшей реке. Именно это – старинные предания, знакомые благодаря произведениям Александра Пушкина и опере Римского-Корсакова, памятники архитектуры, широко известные по книгам и картинам художников, живописная природа – все привлекает сюда ежегодно десятки тысяч туристов.
В 15 столетии город – один из значительных политических, экономических и культурных центров Русского государства. Здесь чеканили монету, вели летописание, переписывали и оформляли книги.
Князь Андрей Большой вел каменное строительство в кремле и окрестных монастырях.
Были построены Алексеевский, Воскресенский, Богоявленский монастыри.
Сегодня в городе работают заводы «Станкомех». В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция — одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».
На экране изображения города и его достопримечательностей.
По ходу рассказа экскурсовода меняются слайды с изображениями.
- Спасибо экскурсоводу за интересную информацию о городе Углич.
Продолжаем работу дальше.
1 задание:
Отмечаем на наших картах город Углич.

2 задание:
- Отправляемся еще в одно удивительное путешествие по старинному городу – Ярославль.
Материал:
История Ярославля началась тысячу лет назад. История города Ярославля берет начало с 1010 года в момент построения крепости.
Ростов достался сыну Владимира Красно солнышка Ярославу, который позднее, будучи великим киевским князем, был прозван Мудрым. Ярослав правил в Ростове с 988 по 1010 годы.
По приказу князя Ярослава Мудрого на возвышении, защищенном крутыми берегами Которосли и Волги, заложили крепость. Место на котором стоит современный Ярославль, называется «Медвежьим углом». Местные язычники, большего всего почитали медведя, как животного, которые ведает мед.
В городе была развита торговля, процветало ремесленничество.
В разные времена правило городи много разных царей: Иван Шуйский, Иван Грозный, Екатерина 2. Город помнит своих царей и сивою истории.
В концу 18 века в Ярославле было 180 промышленных предприятий.
Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной
. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.
Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.
На экране изображения города и его достопримечательностей.
По ходу рассказа экскурсовода меняются слайды с изображениями.
- Спасибо за интересный рассказ.
Давайте выполним наши задания после прослушанного.1 задание: Отметить на карте город Ярославль.

2 задание:
На столах следующий конверт с буквой Я.
Найдите там задание и выполните его.
(дан текст и нужно вставить правильно слово)
История города Ярославля берет начало ……….. года в момент построения крепости.
По приказу князя …………. на возвышении, защищенном крутыми берегами Которосли и Волги, заложили крепость.
Место на котором стоит современный Ярославль, называется «………….». В городе была развита торговля, процветало ремесленничество.
Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной
. В центре города мы увидим памятник ………….Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.
Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.
- Вы сегодня на уроке от наших замечательных экскурсоводов услышали много интересной информации.
- Ребята, вам понравилось путешествовать по городам Золотого кольца России?
-В каком городе вы бы хотели побывать на каникулах, если бы вам представилась такая возможность из этих четырех городов , которые мы изучили сегодня?
Игра «Своя игра»
Кто был основателем Сергиева Посада?
Именно здесь родилась современная русская матрешка. Что это за город?
За белыми стенами этого кремля видны, многочисленные колокола , которые славятся своим мелодичным звоном.
Что такое финифть? Какой город ей славится?
В каком городе работает часовой завод, где делают часы «Чайка»?
Какой город называют родиной русского театра?
Как фамилия человека , который создал общедоступный театр?
Домашнее задание по выбору:
Учитель даёт инструктаж к домашнему заданию.
- На следующем уроке мы продолжим с вами виртуальное путешествие по старинным русским городам Золотого кольца России.
Задание домашнее такое: у нас с вами остались города Кострома, Иваново, Владимир, Суздаль.
1.Можно сделать проект в виде презентации об одном из городов, нужно самостоятельно найти интересную информацию по этим городам. Можно использовать различные источники информации.

Учитель задаёт вопросы, направленные на рефлексию.
- Наше путешествие подошло к концу. Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных у вас на листках:
Сегодня я узнал …
Мне было интересно …
Было трудно …
Я научился …
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни …
Мне захотелось …
- В конце урока хотелось поблагодарить сегодняшних экскурсоводов. Спасибо большое за отличную работу. Урок окончен Дети принимают позицию учителя, участвуют в создании доброжелательной атмосферы.
Подвести детей к ответу.
Ответы детей: «да»
«Автобус, катер, поезд, автомобиль, самолет»
ответы детей
Подвести детей вопросами учителями, что необходимо в путешествии..У учащихся, которые разбиты на группы на столах лежат карты., карточки с заданиями.
«В любом путешествии нужно – карта»
«Чтобы ориентировать по городу, найти достопримечательности, которые хотели бы увидеть»
«Школьная карта, рабочая карта»
«Карта Золотого кольца России»
«Углич, Ярославль, Сергиев Посад, Ростов Великий»
4 группы:
1 группа – Сергиев Посад
2 группа – Ростов Великий
3 группа – Углич
4 группа – Ярославль
«Москва»
Учитель задает наводящие вопросы о Москве.
(О Москве дети изучали во 2 классе , поэтому только вспоминаем)
« Москва- столица Российской Федерации.
Основан Юрием Долгоруким. Самый большой город в мире. Москву часто называют «белокаменной». Московский Кремль – самая крупная крепость на территории Европы, сохранившаяся и действующая до наших дней»
Выступление первого экскурсовода.
«Расположен на реке Кончуре, в 72 км от Москвы. Население около 110 тысяч человек. Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским в 1345 году.
Наибольшую популярность завоевала Сергиевская игрушка. Недаром СЕРГИЕВ ПОСАД называли «столицей потешного царства». Купить игрушку стен лавры – значит совершить богоугодное дело.
Сегодня лавра – действующий мужской монастырь. На территории монастыря находится Московские духовные академии и семинария, а также музей – заповедник. Сергиев Посад – крупнейший промышленный, культурный, туристический центр Подмосковья. И еще говорят жемчужина Золотого кольца.
Здесь находится единственный в стране колледж игрушки. Именно здесь родилась известная во все времена русская матрешка.
На партах учеников картах . Они отмечают Сергиев Посад.

Выступление экскурсоводов.
« РОСТОВ ВЕЛИКИЙ.
Расположен на берегу озера Неро, в 202 км от Москвы. Население – около 33 тысячи человек.
Вырос среди земель, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Легенда гласит , что его сновал германский царевич Роста и назвал в свою честь.
С 988 года в городе правил молодой князь Ярослав (будущий Ярослав Мудрый).
Ростов был одним из самых больших городов на северо-востоке Руси. Там находились княжеский и епископский дворы, большой торг, более 15 храмов, несколько монастырей.
Ростов Великий - религиозный центр России. На Соборной пдощаде при Успенском соборе была построена звонница, для которой отлили огромные тысячепудовые колокола.
Самая замечательная часть города — Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские звоны записаны на аудиокассеты, лазерные диски и известны во всём мире.
Ростов становится одним из центров расписной финифти – искусства живописной эмали по меди. Сначала создавались иконы, портреты, пейзажи.
Сейчас на фабрике делают украшения, сувениры.
Нине музей – заповедник носит название «Ростовский кремль»
Учащиеся работают с картой.
На столах конверт. 2 задание.
финифтинаРостовский кремль
Успенская звонница
Выступление следующих экскурсоводов.
« УГЛИЧ».
Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом».
В 15 столетии город – один из значительных политических, экономических и культурных центров Русского государства. Здесь чеканили монету, вели летописание, переписывали и оформляли книги.
Князь Андрей Большой вел каменное строительство в кремле и окрестных монастырях.
Были построены Алексеевский, Воскресенский, Богоявленский монастыри.
Сегодня в городе работают заводы «Станкомех». В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция — одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».
Ученики работают с картой.
2 задание:
Экскурсовод
«Город ЯРОСЛАВЛЬ.
История города Ярославля берет начало с 1010 года в момент построения крепости.
По приказу князя Ярослава Мудрого на возвышении, защищенном крутыми берегами Которосли и Волги, заложили крепость.
Место на котором стоит современный Ярославль, называется «Медвежьим углом». Местные язычники, большего всего почитали медведя, как животного, которые ведает мед.
В городе была развита торговля, процветало ремесленничество.
В разные времена правило городи много разных царей: Иван Шуйский, Иван Грозный, Екатерина 2. Город помнит своих царей и сивою истории.
В концу 18 века в Ярославле было 180 промышленных предприятий.
Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной
. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.
Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.
История города Ярославля берет начало …1010…….. года в момент построения крепости.
По приказу князя ……Ярослава Мудрого……. на возвышении, защищенном крутыми берегами Которосли и Волги, заложили крепость.
Место на котором стоит современный Ярославль, называется «Медвежьим углом». В городе была развита торговля, процветало ремесленничество.
Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной
. В центре города мы увидим памятник …Федору Волкову……….Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр.
Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.
- Сергей Радонежский
Сергиев Посад.
Ростовский кремль.
Эмаль для покрытия металлических изделий. В Ростове
В городе Углич
Ярославль
Волков
Задают вопросы учителю, если они возникают.
Записывают в дневник.
Обдумывают ответы на вопросы.