Урок по окружающему миру в 4 классе Прошлое и настоящее глазами эколога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 СЕЛА НОВОЕ СЕЛО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН.


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ




АВТОР
ТРИПЯТАК Н.Н.,
учитель начальных классов





2014

Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога
Тип урока: «открытие новых знаний»
Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Задачи:
Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Оборудование:
доска,
видеопроектор,
компьютер.
Средства обучения:
мультимедийная презентация,
учебник,
рабочая тетрадь,
пособие для учащихся общеобразовательных организаций.
Литература:
А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир», 4 класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2008, стр. 47-53.
А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2013, стр.15.
А.А. Плешаков. А.А. Румянцев пособие для учащихся общеобразовательных организаций «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» – Просвещение, 2013, стр. 129-133, стр. 139-143.



Оборудование: компьютер, глобус, информационные листы, таблица «Признаки грозной беды», экологический календарь.

ХОД УРОКА.

I.Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Берегите Землю!
            Берегите
            Жаворонка в голубом зените,
            Бабочку на листьях повилики,
            На тропинке солнечные блики
            Берегите молодые всходы
            На зеленом празднике природы,
            Небо в звездах, океан и сушу
            И в бессмертье верящую душу, –
            Всех судеб связующие нити.
            Берегите Землю!
            Берегите

-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.

III. Проверка домашнего задания
– В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).
– Какая наука занимается изучением первобытного человека? (Археология).
– Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры).
– С какого события отсчет времени идет в нашей эре? (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).

IV. Совместное открытие знания
– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. СЛАЙД 4

– Где жили первобытные люди? СЛАЙД 5

– Какой материал требовался первобытному человеку? СЛАЙД 6

– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. СЛАЙД 7

Работа в учебнике.
– Откройте учебник на с. 47.
(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).
– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). СЛАЙД 8

– К чему привело такое покорение? СЛАЙД 9 (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). СЛАЙД 10, СЛАЙД 11


– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее). СЛАЙД 12

– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).  
СЛАЙД 13

– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? СЛАЙД 14

– Что вы чувствовали? СЛАЙД 15

– А может ли планета заболеть? СЛАЙД 16

– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 класса). СЛАЙД 17
На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. СЛАЙД 18
– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.
Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
Выявить причины проблем.
Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.
– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности. Эксперты сегодня будут оценивать нашу с вами работу.
А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?
– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».
Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;
группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;
группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер, с. 133-138 «Горит трава».
Обсуждение проблем.
– Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы.
Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
– Что является причинами загрязнения океана?
– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ».
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.
Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.
– А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).
– Переходим к обсуждению второй проблемы.
«Как спасти тропические леса?»
Предоставляем слово 2 группе – «лес»
Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.
Результаты уничтожения лесов
-Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.
– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
 
Меры защиты тропических лесов
– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;
– усилить меры пожаробезопасности в лесах.
– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"
Выступление докладчика 3 группы – « Земля».
Выступление спикера группы:
Причины появления мусора
– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.
Меры поборьбе с мусором
Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.
V. Физкультминутка. Слайд19

VI. Применение нового знания
Работа в учебнике
– Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.
СЛАЙД 20
– Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса).
– А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
– Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 – 52.
СЛАЙД 21

Учащиеся читают статью под руководством учителя.
– А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. СЛАЙД 22
СЛАЙД 23

Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 СЛАЙД 24

– Что такое экологическая проблема?
– А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1)
– Задание №2. Прочитайте.
– Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите.
– Назовите экологические организации. Запишите.
– Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.
– Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?"
Подведение итогов 4 5 1 1
– Какие экологические проблемы мы с вами решали?
– Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?
– В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно?
– Почему и как людям приходится бороться с мусором?
– Назовите международные экологические организации.
– Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?
– Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?
А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь страничками нашей «Зеленой книги» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Заполняя наши листы «Тонкие и толстые вопросы.
– Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.
– Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ!!!!!

VII. Рефлексия учебной деятельности
 Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение)
– Понравилось ли вам быть исследователями?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
– Что вызвало наибольшие затруднения?

VIII. Домашнее задание
Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.53
Пересказ текста
Выполнить задание №2 на стр.53








Список использованной литературы
Плешаков А. А. Крючкова Е. А. окружающий мир 4 класс 1 часть Издательство «Просвещение»
Все дети на свете – за чистоту на планете – сборник творческих работ Волгоградского областного конкурса по экологии



Использованные материалы и Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Конвенции и соглашения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Планеты солнечной системы

 ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА
Times New Roman