Повышение мотивации к изучению грамматики, применение игровых приемов в обучении


Повышение мотивации к изучению грамматики, применение игровых приемов в обучении.
Обучение иностранному языку в средней и начальной школе преследует практическую, образовательную, воспитательную и развивающую цель. Практическая цель обучения заключается в овладении учащимися речевой коммуникативной деятельностью для осуществления общения на иностранном языке в устной и письменной форме. И одним из важнейших аспектов в этом обучении является грамматический. Освоение грамматического строя английского языка учащимися является ключевой проблемой методики. Невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речевой деятельности, так как грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Но грамматике, как известно, принадлежит организующая роль. Мне очень нравится работать над особенностями грамматического строя английского языка и учить этому своих учеников.
 Для повышения эффективности восприятия и закрепления грамматического материала я хочу порекомендовать некоторые виды упражнений с занимательным (по сюжету и форме) языковым материалом:
1.     Речевые грамматические упражнения в форме диалогической речи, диалога по картинкам, в форме инсценированных шуток и стихотворений.
2.     Стихи и песни, которые включают грамматические структуры  и заучивание которых способствует развитию автоматизированного навыка их употребления.
3.     Устные ситуативные упражнения, составление диалогов на базе заданной ситуации с использованием грамматических структур.
4.     Ситуативные тексты-упражнения для развития навыка понимания речи на слух ( в тексты включены новые грамматические явления).
    Хорошим образцом речевых грамматических упражнений все виды диалогической речи: инсценированные диалоги, шутки и стихи, составление диалогов на базе данной ситуации, а также диалоги по картинкам. С большим интересом учащиеся составляют диалоги на базе определенной ситуации. используя свою фантазию. В отличие от обычных ситуативных упражнений учитель предлагает использовать определенное грамматическое явление. Когда грамматические структурные группы закреплены, то навык их использования становится автоматизированным. Приведу пример ситуации для составления диалога с использованием Present Perfect Tense:
You’ve just come to school. You’ve opened your bag. We see that you’ve brought some textbooks, exercise-books, pens, pencils. You’ve done your homework for today. You are ready for school.
Игра должна быть включена в учебный процесс, она является эффективным средством обучения. Использование игр на уроках открывает большие возможности для учителя, игра облегчает введение и закрепление языкового материала, в частности грамматического: она помогает автоматизации грамматических структур.
   Предлагаю для примера несколько грамматических игр для закрепления и автоматизации грамматических структур. Игры в основном проводятся устно, но не исключены и письменные варианты по усмотрению учителя. Игра проводится как игра-соревнование, победителем может стать отдельный ученик или группа учащихся.
1.Игра «Кто  внимательнее?». Цель ее – автоматизация навыков в употреблении общих вопросов. Задаются вопросы типа:
А. Can a duck swim?
Can a bee fly?
Can a fox run?
Can a dog fly?           
Can you play chess?
B. Do birds live in a nest?
Do fish live in the lake?
Does he play football?
Does she live in a village?
Игра имеет два варианта. Первый, когда учитель спрашивает, а класс отвечает, второй – когда учащиеся задают вопросы друг другу по цепочке или одному ученику.
2. Игра «Составьте предложения по картинке». На картинке изображен предмет, нужно составить столько предложений об этом предмете, сколько возможно. Учитель помогает классу вопросами. Описание ведется по цепочке, выигрывает команда, которая более полно и интересно опишет картинку. Ира может быть проведена в устном и письменном вариантах.
3. Игра «Составьте предложение». На карточках большого формата написаны отдельные члены предложения, например на одной – подлежащее, на другой – сказуемое и. т. д. Карточки раздаются учащимся. Ученик, у которого есть карточка с подлежащим, начинает игру, выходит к доске. Далее учащиеся подставляют нужные члены предложения, пока не получится готовое предложение. Игра предусматривает и другие варианты: составление утвердительной, вопросительной, отрицательной  формы и. т. д.
4. Игра «Лото»
Лото «Неправильные глаголы». На фишках написаны глаголы в инфинитиве. На картах – глаголы в Past Simple Tense. Ведущий называет глагол в инфинитиве. Играющий должен найти у себя этот же глагол в Past Simple Tense и правильно назвать его, добавив глагол в форме Past Participle, если это необходимо для работы. Это хорошая тренировка перед началом работы с Present Perfect Tense.
Лото «Степени сравнения прилагательных» и «Порядковые и количественные числительные»  составляются по такому же принципу. На фишках – прилагательные в положительной степени, количественные числительные, а на картах – прилагательные в сравнительной и превосходной степенях и порядковые числительные.
Лото «Предлоги».  На фишках – предлоги. На картах – предложения с пропущенными предлогами, а  для уточнения предлогов даются рисунки.
Лото «Глаголы в картинках»  применяется для тренировки форм Present Progressive Tense. На карточках –   картинки, показывающие какие-либо движения, например:  бег на лыжах, игра в воллейбол,  плавание и.т.д. На фишке – одна картинка. Учитель  демонстрирует   картинку и спрашивает: “What is he doing?”. Ученик, нашедший у себя такую же карточку, отвечает: “He is skiing”. Если это правильно, то он получает карточку.
   Очень эффективным средством для закрепления и автоматизации грамматического материала являются песни и стихи, если они нетрудны в языковом отношении.
В начальной школе можно использовать «грамматические сказки». Двуязычные сказки и рифмовки легко и естественно обучают аудированию, развивают фонематический слух, чувство рифмы, языковую догадку, артикуляционный аппарат.
Сначала я беру сказки с сюжетным рассказом на русском языке, в текст которых вплетаются знакомые детям английские слова и выражения. Постепенно, по мере увеличения словарного запаса, количество иностранных слов и структур в сказке становится всё более ощутимым.
Сказка не должна занимать весь урок; я использую её только на этапе презентации грамматического материала. Придумываю иллюстрационный материал: игрушки, рисунки, опорные схемы и т.д.
Я убедилась, что игры обязательно должны присутствовать на уроках обучения грамматике иностранного языка школьников, так как благодаря им ребенок намного легче усваивает грамматический материал. Она делает скучную работу более интересной и увлекательной.