РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Занимательный труд 4 «А»кл. на 2012-2013 учебный год (название дисциплины) (__I ступень___) образовательная ступень

Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида

Утверждаю
Директор Леушинской (специальной)
коррекционной общеобразовательной
школы- интерната VIII вида
______________В.Т.Гречаная
«______»__________2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Занимательный труд 4 «А»кл.
на 2012-2013 учебный год
(название дисциплины)

(__I ступень___)
образовательная ступень






Леуши, 2012.














Рабочая программа составлена на основании программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида В.В. Воронкова. Эк допущенной Министерством образования Российской Федерации

Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 200 _ г.

Председателем методического совета_______________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)


Одобрена методическим объединением учителей предметников,
протокол № ____ от «____» __________ 200 _ г.
Председатель ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)






Пояснительная записка


Рабочая программа по швейному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: под ред. А.М.Щербаковой.
Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида предусматривает первоеачальное усвоение и формирование общетрудовых умений. Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях. Работа по развитию речи осуществляется при формировании образа изготовляемого объекта, планировании работы. Данная программа разработана для обучения учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья, с учебной нагрузкой 4 кл –2 часа в неделю. В 4-м классе эта задача эффективно решается при выполнении изделий из бумаги, картона, ткани, когда техника работы достаточна проста, а основная проблема для учащихся состоит в словесной характеристике изделия, рассказе о последовательности предстоящих действии, в устном отчете о выполненной работе. К числу наиболее ответственных операции следует отнести разметку деталей с криволинейными контурами и разметку мест укола иглой (по шаблону и линейке). Необходимо систематически повторять устройство измерительной линейки, приемы измерения отрезков и откладывания длин.
В 4-м классе учащиеся знакомятся с таким видом работы, как составление эскизов к аппликациям и композициям. На этом материале начинается эстетическая подготовка учеников, переходящая в дальнейшем в формирование умения работать с цветом и формой. Ученики 4 –го класса в общем виде изучают свойства материалов (бумаги и ткани) в лабораторных работах, усваивают простейшие умения из специальной технологии: строчки отделочных стежков, ручные соединительные и краевые швы и т.д. Программа включает в себя следующие разделы: работа с бумагой и картоном, соединение срезов при помощи строчки косых стежков, материаловедение, работа с тканью, соединение боковых срезов однодетального изделия ручным стачным швом, выполнение объемного однодетального изделия, мягкая игрушка.
Раздел «Работа с бумагой и картоном» включает элементарные сведения об бумаге и ее свойствах, приемах складывания, выполнение аппликации.
Раздел «Работа с тканью» направлен на формирование навыков выполнения ручных швов, простых изделий из ткани.
На изучение каждого раздела отводится определенное время.
Данная рабочая учебная программа направлена на достижение следующих целей:

Формировать трудовые качества, учить доступным приемам труда, развивать самостоятельность в труде.
Формировать организационные умения в труде- вовремя приходить на занятия, организационно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы.
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессии и результатам их труда.




КАЛЕНДАРНО – УРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС


Тема
Тема урока
Содержание
деятельности
Кол-во часов
Дата
Цель
Обязательный минимум
ЗУН
Тип урока
Методы урока

I четверть – 18 ч

1.
Вводное занятие


2ч.



I




Беседа о труде и его значении в жизни общества.
Вводная беседа.
1ч.

Познакомить с понятием труд и его значением в жизни человека.
Знать опреление слова труд
Вводный
Словесный



Правила поведения в мастерской.
Работа в тетради и беседа о правилах поведения в мастерской.
1ч.

Познакомить с правилами поведения в мастерской и ТБ.
Знать правила поведения в мастерской.
Уметь организовывать свое рабочее место.
Вводный
Словесный

2.
Работа с бумагой.


9ч.








Бумага, ее получение.
Работа в тетради.
1ч.

Уточнить знания детей о бумаги, ее получение.



Знать способы получения бумаги.

Изл.нового материала
Словесный и наглядныйнаглядный



Виды и свойства, бумаги.
Лабораторная работа. Изучение свойств бумаги: сминаемость, образование сгибов, прочность на разрыв, изменение прочности при увлажнении.
1ч.

Познакомить с видами, свойствами и применением бумаги.
Знать свойства и виды бумаги
Уметь различать виды бумаги.
Комбинированный
Словесный и практический



Приемы складывания бумаги.
Практическая работа по складыванию бумаги.
1ч.

Познакомить со свойствами бумаги: упругость, разрыв по сгибу, прочность в сухом и мокром состоянии, на разрыв, упругость – свернуть в трубочку
Знать названия видов бумаги,. способы складывания бумаги и получение линии сгиба. уметь разрезать бумагу по сгибу.
Комбинированный
Словесный и практический



Техника безопасности при работе с инструментами.
Работа в тетради по написанию правил работы с инструментами. Беседа.

1ч.

Познакомить и уточнить знания об инструментах и ТБ при работе с ними.
Знать устройство ножниц Разновидность ножниц: назначение. Правила безопасной работы ножницами. Уметь резать бумагу ножницами

Комбинированный
Словесный и наглядный.



Понятие: шаблон, лекало.
Работа в тетради.
1ч.

Учить работать с шаблоном и лекалом.
Знать назначение шаблонов Уметь работать с шаблоном.
Изложение нового материала.
Словесный и наглядный.



Клей. Его свойства и применение.
Практическая работа по организации рабочего места.
1ч.

Уточнить знания о клее его свойствах, правилах работы с ним.
Знать виды и назначение клея Уметь соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с клеем
Комбинированный
Словесный и практический


Аппликация


3ч.








Аппликации из геометрических фигур
Беседа об аппликации .
1ч.

Дать представление об аппликации и её изготовлении
Знать геометрические фигуры, понятие «аппликация»
Комбинированный
Словесный и наглядный.



Изготовление геометрических фигур по шаблону
Практическая работа по изготовлению геометрических фигур с помощью шаблона.
1ч.

Уточнить навыки резания бумаги по прямым и закруглённым линиям,
Знать приемы сгибание бумаги уметь их выполнять

Комбинированный
Словесный и практический



Составление композиции из геометрических фигур.
Практическая работа по составлению композиции..
1ч.

Учить составлять композицию из геометрических фигур.
Уметь изготовить фигуры из бумаги и расположить детали аппликации в пространстве.
Комбинированный
Словесный и практический


Соединение срезов при помощи строчки косых стежков


7ч.








Инструменты для швейных работ
Работа в тетради.
1.Зарисовать инструменты.
2. Записать ТБ при работе с ними.
1ч.

Познакомить с инструментами и приспособления для швейных работ с ТБ при работе с ними
Знать устройство ручной иглы. Виды игл по длине, толщине, величине ушка. Уметь выбирать ручную иглы для работы.
Комбинированный
Словесный и наглядный



День здоровья

2ч.








Сведения о нитках
Работа в тетради.
1ч.

Познакомить с видами и способами применения ниток
Знать швейные нитки: толщина, прочность. Уметь определять длину рабочей нитки.
Комбинированный
Словесный и наглядный



Шов «Косой стежок»
Работа в тетради.
1ч.

Познакомить со швом косой стежок.
Знать приёмы выполнения косых стежков. Уметь выполнять шов косых стежков на образце

Комбинированный
Словесный и наглядный



Выполнение строчки косых стежков на образце.
Практическая работа по выполнению косых стежков на образце.
1ч.

Учить технологии выполнения строчки косых стежков








Знать определение косых стежков на образцах стежков и в готовом изделии. Уметь показать стежок. Измерить длину детали.









Комбинированный
Словесный и практический


Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
Выполнение закладки.
Выполнения закладки (однодетальной), Сложенной вдвое.Сгиб и срезы обработаны строчками косых стежков. Выполнение разметки самостоятельно
1ч.

Закрепить и проверить умение работать самостоятельно, применяя знания и практический опыт.







Знать приемы выполнения разметки и косых стежков.
Уметь выполнять разметку и косые стежки.




Контроля и коррекции
знании и умений


II четверть 14 часов


Вводное занятие


1ч.








Повторение правил техники безопасности.
Беседа.
1ч.

Уточнить знания о правилах поведения в мастерской и ТБ при работе с инструментом.

Комбинированный
Словесный


Работа с бумагой и картоном


6 ч.








Конверт для хранения работ.
Работа в тетради.
1ч.

Уточнить представления о конверте, его назначении.
Знать виды конвертов. Уметь сгибать бумагу по прямой
Комбинированный
Словесный и наглядный



Изготовление кроя конверта
Практическая работа по выполнению кроя конверта.
1ч.

Учить раскрою детали конверта по шаблону.
Знать изготовление выкройки конверта.
Уметь склеивать конверты
Комбинированный
Словесный и практический



Разметка боковых срезов кроя конверта.
Практическая работа по разметке боковых срезов.


Учить выполнять разметку.

Знать способы разметки. Уметь наносить разметку.
Комбинированный
Словесный и практический



Соединение боковых срезов конверта .
Практическая работа по соединению боковых срезов конверта обмёточными строчками косого стежка.
2ч.

Учить выполнять соединение боковых срезов обмёточными строчками.
Знать закрепление нитки петлей. Уметь соединять боковые срезы конверта
Комбинированный
Словесный и практический



Выполнение отделки конверта.

Практическая работа по отделке конверта.
1ч.

Учить выполнять отделку конверта.
Знать виды аппликации уметь выполнить аппликацию
Комбинированный
Словесный и практический


Материаловедение.


6ч.








Ткань. Назначение.
Работа в тетради.
1ч.

Познакомить с тканью и ее назначением.
Иметь представление
о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества
Комбинированный
Словесный и наглядный.



Свойства ткани. Контрольная работа.
Лабораторная работа. Изучение свойств ткани: сминаемость, смачиваемость, прочность на разрыв, резание ножницами. Сравнение свойств ткани и бумаги.
1ч.

Познакомить со свойствами ткани.
Знать свойства тканей. Уметь различать основные виды тканей.
Комбинированный
Словесный и практический



Понятие о долевой и поперечной нити.
Работа в тетради. Дать понятие о долевой и поперечной нити.


Дать представление о долевой и поперечной нити.
Иметь представление о долевой и поперечной нити.
Комбинированный
Словесный и практический



День здоровья

2ч.











Самостоятельная работа.
Конверт для хранения карточек.
Практическая работа по выполнению конверта.
2ч.

Закрепить и проверить умение работать самостоятельно, применяя знания и практический опыт.



Знать приемы работы с шаблоном, технологию выполнения косых стежков.
Уметь работать с шаблоном, выполнять косые стежки.

Контроля и коррекции знании и умений
Словесный и практический

III –четверть 20 ч.


Вводное занятие


1ч.








Повторение техники безопасности при работе с инструментами.
Беседа.
1ч.

Уточнить знания о правилах поведения в мастерской и правил работы с ручным инструментом
Знать правила поведения в мастерской. Уметь работать с ручным инструментом
Комбинированный
Словесный


Работа с тканью.


10ч.








Отделочные стежки: тамбурный, стебельчатый.
Работа в тетради. Демонстрация стежков.
1ч.

Познакомить с отделочными стежками, их назначением, применением в изделии.
Знать отделочные стежки тамбурный, стебельчатый. Уметь их выполнять
Комбинированный
Словесный и наглядный



Выполнение на образце тамбурного шва.
Практическая работа по выполнению тамбурного шва.
2ч.

Учить выполнять тамбурный шов на образце.
Знать что такое тамбурный шов Уметь: закреплять нити разными способами; выполнять тамбурный шов
Комбинированный
Словесный и практический



Выполнение на образце стебельчатого шва.
Практическая работа по выполнению стебельчатого шва.
2ч.

Учить выполнять стебельчатый шов на образце.
Знать что такое стебельчатый шов Уметь: закреплять нити разными способами; выполнять стебельчатый шов
Комбинированный
Словесный и практический


Изготовление салфетки.


5ч.








Образование бахромы.
Практическая работа по выполнению бахромы.
1ч.

Познакомить со способом обработки обрезных краев бахромой и ее получением.
Знать способы получения бахромы. Уметь обрабатывать обрезные края
Комбинированный
Словесный и практический



Отделка салфетки тамбурными стежками.
Практическая работа по отделке салфетки тамбурными стежками.
1ч.

Учить выполнять отделку салфетки тамбурным швом.
Знать что такое тамбурный шов Уметь
выполнять тамбурный шов
Комбинированный
Словесный и практический



Отделка салфетки стебельчатым швом.
Практическая работа по отделке салфетки стебельчатым швом.
2ч.

Учить выполнять отделку салфетки стебельчатым швом.
Знать что такое стебельчатый шов Уметь
выполнять стебельчатый шов
Комбинированный
Словесный и практический


Соединение боковых срезов однодетального изделия ручным стачным швом.


2ч.








Ручные швы: соединительный стачной, краевой шов вподгибку.
Работа в тетради по описанию и зарисовке швов.
1ч.

Познакомить с технологией выполнения ручных швов.
Знать виды ручных швов. Уметь выполнять соединительный стачной, краевой шов вподгибку с закрытым срезом.
Комбинированный
Словесный и наглядный



Обметочные строчки петельных стежков.
Практическая работа по выполнению петельных стежков.
1ч.

Познакомить с технологией выполнения петельных стежков.
Знать что такое петельный стежок. Уметь выполнять петельные стежки
Комбинированный
Словесный и практический


Изготовление мешочка для хранения работ по готовому крою.


7ч.








Выполнение отделки мешочка аппликацией.
Практическая работа по отделке мешочка аппликацией.
2ч.

Учить выполнять отделку изделия аппликацией.
Знать виды аппликации уметь выполнить аппликацию
Комбинированный
Словесный и практический



Обработка боковых срезов мешочка.
Практическая работа по обработке боковых срезов мешочка.


Учить выполнять обработку боковых срезов мешочка.
Знать способы обработки срезов. Уметь выполнять обработку боковых срезов
Комбинированный
Словесный и практический



Обработка верхнего среза мешочка.
Практическая работа по обработке верхнего среза мешочка. Продёргивание тесьмы.
2ч.

Учить выполнять обработку верхнего среза мешочка.
Знать способы обработки срезов, приемы продергивания тесьмы. Уметь выполнять обработку верхнего среза, продергивание тесьмы.
Комбинированный
Словесный и практический


Самостоятельная работа
Самостоятельная работа. Выполнение футляра для ручек.
Практическая работа . Изготовление по образцу из готового кроя.
2ч.





Закрепить и проверить умение работать самостоятельно, применяя знания и практический опыт.






Знать приемы выполнения бахромы, технологию выполнения стебельчатого и тамбурного стежка.
Уметь выполнять бахрому, отделочные стежки.
Комбинированный
Словесный и практический

IV четверть -16 час


Вводное занятие.


1ч.








Правила безопасной работы.
Беседа.
1ч.

Уточнить знания о правилах безопасной работы.
Знать правила поведения в мастерской. Уметь работать с ручным инструментом
Комбинированный
Словесный


Выполнение объемного изделия.


5ч.








Подушечка для игл.
Беседа. Демонстрация.
1ч.

Познакомить с технологией и назначением подушечки для игл, с материалами для ее изготовления.
Иметь представление
о видах отделки швейных изделий
Уметь подбирать материалы для изготовления
Комбинированный
Словесный и наглядный



Отделочные стежки: крестообразный, вперед иголку.
Работа в тетради по описанию стежков.
1ч.

Познакомить с крестообразным швом
Иметь представление о крестообразном шве.
Комбинированный
Словесный и наглядный



Отделка детали подушечки.
Практическая работа по отделки детали подушечки крестообразным швом.
1ч.

Учить выполнять крестообразный шов.
Знать крестообразный шов. Уметь его выполнять
Комбинированный
Словесный и практический



Соединение боковых срезов подушечки.
Практическая работа по соединению боковых срезов.
1ч.

Формировать навыки соединения боковых срезов.
Иметь представление о соединении боковых срезов.
Комбинированный
Словесный и практический



Обработка верхнего среза косыми стежками.
Практическая работа по набивке подушечки ватой.
1ч.

Учить выполнять набивку и обработку верхнего среза косыми стежками.
Знать определение «набивка». Уметь выполнять обработку верхнего среза косыми стежками.
Комбинированный
Словесный и практический


Изготовление мягкой игрушки по готовому крою.


4ч.








Выбор игрушки и ткани для нее
Практическая работа по выбору игрушки и ткани для нее.
1ч.

Учить выбирать изделие и ткань для нее.
Уметь: выбирать посильную и необходимую работу;
Комбинированный
Словесный и практический



Соединение деталей туловища.
Практическая работа по соединению деталей туловища.
1ч.

Формировать навыки соединения деталей.
Уметь соединять детали туловища
Комбинированный
Словесный и практический



Заготовка накладки для носа.
Практическая работа по заготовке накладки для носа.
1ч.



Учить выполнять заготовки.

Уметь изготавливать заготовки.
Комбинированный
Словесный и практический



Отделка игрушки.
Практическая работа по отделке игрушки.
1ч.

Формировать навыки отделки.
Иметь представление о видах и способах отделка игрушки
Комбинированный
Словесный и практический


Ремонт одежды.


4 ч.








Пришивание пуговиц.
Практическая работа по пришиванию пуговиц.
2ч.

Учить пришивать разные виды пуговиц.
Знать виды пуговиц, приемы подбора ниток в зависимости от цвета ткани и пуговицы.
Уметь пришивать пуговицы и подбирать нитки.
Комбинированный
Словесный и практический


Контрольная работа.

Изготовление мешочка 10х10 см., который состоит из двух деталей соединенных стачным ручным швом, верхний срез обработан швом вподгибку с закрытым срезом.
2ч.

Закрепить и проверить умение работать самостоятельно, применяя знания и практический опыт.
Знать технологию выполнения стачного ручного шва, шов вподгибку с закрытым срезом.
Уметь выполнять стачной ручной шов и шов вподгибку с закрытым срезом.
Контроля и коррекции знании и умений




Ремонт белья.
Практическая работа по ремонту белья по распоровшемуся шву.
2 ч.

Учить складывать ткани по распоровшемуся шву и их стачивать рунным стачным швом.
Знать приемы складывания ткани по распоровшемуся шву, технологию выполнения ручного стачного шва.
Уметь складывать ткани по распоровшемуся шву и выполнять ручной стачной шов.
Комбинированный
Словесный и практический




Составитель: __Павина М.Ю.
ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

< Программа обучения предназначена для трудовой организации школьников с умеренной умственной отсталостью. Программа содержит пояснительную записку, календарно-урочное планирование. Данная программа разработана для обучения учащихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья, с учебной нагрузкой 4 кл –2 часа в неделю.
Цель программы: формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную ими степень самостоятельности в трудовой деятельности.>

.







Заголовок 415