Доклад на тему:Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в соответствии с ФГОС


HYPERLINK "http://images.myshared.ru/4/124969/slide_1.jpg" \o "\«Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе\»" 1 «Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе в соответствии с ФГОС» .
2
3 Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. А.Дистервег 

4 Традиционная педагогика Учитель учит- ученик учится Учитель знает все- ученик не знает ничего Учитель думает- ученик воспроизводит знания Учитель говорит- ученик слушает Учитель управляет- ученик подчиняется Учитель активен- ученик пассивен Учитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливается Учитель авторитарен- ученик несвободен Учитель- субъект обучения- ученик-объект обучения.

11 Новое качество образования. Новое качество образования. Планируемый результат. Личность. Деятельность. Знания (предметный). Личностный рост (личностный). Применение знаний в жизни (метапредметный). 

12 О системно-деятельностном подходе В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского… … где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования. (из материалов «Стандарты второго поколения») 

13 Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.  
15 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1.Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. 

16 Новая дидактическая модель образования. При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. ФГОС НОО 

17 Инновационное образовательное пространство урока Современные образовательн ые технологии Урок Разноуровневое содержание образования УМК ИКТ Компетентностно -деятельностный подход в образовании Сотрудни чество 

18 ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) 18 Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

19 Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников. 

20 Образовательные технологии В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе : уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии использовать технологии оценки современные технологии проектирования образовательной среды 

21 Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. 

22 Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. 

23 Критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). 

24 Образовательная технология: легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно- ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; 

25 обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности. 
27 Технологии: -развивающее обучение; -проблемное обучение; -разноуровневое обучение; -коллективная система обучения (КСО); -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ); -исследовательские методы обучения; -проектные методы обучения; -технология « дебаты»; -технологию модульного и блочно- модульного обучения; -лекционно – семинарско - зачетная система обучения; -технология развития «критического мышления»; -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа); -информационно – коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии; - систему инновационной оценки « портфолио»; - технологию дистанционного обучения технология мастерских групповое обучение и др. 

28 Современные педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии. Технологии интегрированного обучения. Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная). Учебно-исследовательская деятельность. Технологии сотрудничества. Личностно- ориентированные технологии. Обучение на основе учебных задач и ситуаций Информационно-коммуникационная(ИКТ). Технологии дифференцированного обучения.

29 Большое распространение получили следующие образовательные технологии: технология проектного обучения; технология внутриклассной дифференциации; технология проблемного обучения; технология дидактической игры. 

30 ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 

31  Проект – целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени. Проектирование и творчество. Проектирование и управление. Проектирование и развитие .
32 Структура проектной деятельности Ориентация на получение результата! 1.Описание (фиксация) результата 2. Фиксация срока достижения результата 3. Предварительное планирование действий по достижению результата 4. Программирование (планирование по времени отдельных действий) 5. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией 6. Получение продукта проектной деятельности 

33 Метод проектов- способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. 

34 Основные принципы учебного проектирования Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал; Возможно большая самостоятельность учащихся; Творческая направленность; Практическая осуществимость проекта; Связь с потребностями общества. 

36 Основные компоненты проекта 

37 Этапы проектной деятельности Выбор направлений сбора сведений Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем) Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы) 

38 Этапы проектной деятельности Сбор сведений (поиск информации) Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время) Проводится при активном участии родителей По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.) По времени занимает 1-2 недели Результат: найденные сведения 

39 Выполнение проекта Деятельность учащихся по реализации выбранной идеи: Исследования; Изготовление конечного продукта. 

40 Этапы проектной деятельности Завершение работы над темой Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4) Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы Результат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями 

41 Этапы проектной деятельности Представление результатов Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса 

42 Проектная деятельность в школе. Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия ! 

43 Технология проектно- исследовательской деятельности 

44 Деятельность учителя по реализации целей школы проектной культуры: - разрабатывают образовательные программы, в которые входят образовательные маршруты (для параллели классов, для класса, для групп, для отдельных обучающихся); - разрабатывают программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса; - формируют образовательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную компетентность; - проектируют самостоятельную работу школьников с учебной литературой, дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета; - осуществляют диагностику готовности старших школьников к дальнейшему обучению; - создают условия для развития субъективной активности школьников в учебной и в неурочной деятельности. 

45 Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций. 
46 Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результативности исследования, определение необходимых ресурсов. 

47 Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде. Результатом проектной деятельности являются продукты имеющие практическую значимость, социальную значимость. 

48 Суть технологии. – Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,решению этих проблем, умение практически применять полученные знания. – Дает возможность результативного проектирования учебного процесса. 

51 Информационный (установочное занятие, сообщение о цели и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта). Плановый. Поисковый. Обобщающий.(структурирование информации, систематизация данных, построены логической системы, выводов). Этап представления и защиты.(Защита, презентация, результат). Аналитический.(Рефлексия) Этапы проектной технологии. 

52 Применение проектно – исследовательских технологий на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Способствует формированию межпредметных и надпредметных связей. Реальный вклад учеников в изменение социальной ситуации в образовательном сообществе. 
 Закономерности: Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания. Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся. Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам. 

71 Образовательный продукт – результат образовательной деятельности ученика, имеющий внешнее ( идея, текст, поделка, сочинение) и внутреннее ( личностные качества) проявления. 

72 Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика : Смысл деятельности ( зачем я это делаю); Постановка личной цели ( предвосхищающий результат); План деятельности; Реализация плана; Рефлексия ( осознание собственной деятельности); Оценка; Корректировка или переопределение целей. 

73 Личностно-ориентированное образование- развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. 
Список использованной литературы.
Аксёнова, В.В.  "Смешанная" форма получения образования / В.В. Аксёнов // Директор школы.-2011.-№8.-С.76-81.
Бабушкина, О.В.  Использование открытых образовательных технологий в рамках реализации программы "Одаренные дети": [Тьюторство]/ О.В. Бабушкина // Управление современной школой. Завуч.-2010.-№8.-С.11-16.
Балашова, А.И.  К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына: [Исследовательская технология обучения] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2009.-№5.-С.69-73.
Безверхая, Е.А.  Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения: [Знаково-контекстная технология обучения] / Е.А. Безверхая // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№1.-С.27-29.
Белякова, В.Н.  Повышение мотивации и развитие когнитивных способностей учащихся посредством современных образовательных технологий на уроках математики / В.Н. Белякова // Управление качеством образования.-2010.-№7.-С.66-91.
Бершадская, Е.   Комплекс образовательных технологий / Е. Бершадская // Директор школы.-2009.-№2.-С.65-69.
Бершадский, М.Е.  Технологический концепт эффективного обучения  / М.Е. Бершадский // Народное образование (электронная версия).-2010.-№7.-С.110-117.
Бирулина, А.Ф.  Решение проблем в обучении детей-мигрантов через применение современных образовательных технологий / А.Ф. Бирулина, И.И. Гончарова: [Когнитивная технология обучения М.Е. Бершадского, информационно-коммуникационные технологии] // Управление качеством образования.-2010.-№6.-С.16-25.
Борисова, Т.Г.  Технология проектного обучения / Т.Г. Борисова // Образование в современной школе.-2011.-№5.-С.24-29.
Борисовских, Т.А.   Технология Case Stady для решения практико-ориентированнных задач по химии / Т.А. Борисовских // Профильная школа.-2011.-№1.-С.21-28.
Бояркина, В.  От "почемучек" к "потомучкам", или Уроки с применением ТРИЗ / В. Бояркина // Директор школы.-2010.-№7.-С.47-50.
Будько, С.В.  Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин / С.В. Будько // Управление качеством образования.-2010.-№3.-С.67-77.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Патриот» с кадетскими классами»
Доклад на тему:
« Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в соответствии с ФГОС»
Подготовила : учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Рябчено Ольга Владимировна
г.Энгельс 2016г.