Конспект урока по литературе на тему И.С.Тургенев

Цели:
1) раскрыть процесс духовного становления личности И.С.Тургенева; показать разностороннюю одаренность писателя.
2) Развивать способность мыслить логически; формировать умение высказывать и аргументировать свои суждения.
3) Привить интерес к литературе; воспитывать чувство коллективизма.
Тип урока: Формирование новых знаний. Оборудование: таблица, портреты П.Виардо, И.С.Тургенева. План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация прежних знании
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством И.С.Тургенева. Для этого вы должны вспомнить материал предыдущего урока.
1. Обратимся к истории:
О чем говорят даты жизни писателя?
Что произошло в период 1818-1883?
Учащиеся перечисляют события, произошедшие за этот отрезок времени.
Дома вы должны были прочитать биографию И.С Тургенева.
Попробуем составить кластер.
Учащиеся перечисляют: писатель, переводчик, драматург.
2. Изучение нового
Обратите внимание на портрет. Что можете сказать об этом человеке?
Сравним с воспоминанием.
Зачитывание отрывка из "Воспоминания П.А.Кропоткина": "Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались простотой. Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей".
Для того чтобы дополнить наш кластер, поработаем над дополнительным материалом-учащимся раздаются дополнительные материалы из разных источников.
1. группа работает над материалом «Вся моя биография в моих сочинениях»
2. группа- «Испытание любовью»
3. группа- «Сын своего времени»
На подготовку отводится 8-10 минут. Затем каждая группа выступает по очереди.
3. Что вы узнали из дополнительного материала? Учащиеся дополняют кластер словами: философ, патриот, личность, поэт, мемуарист, гений.
4. Заполните таблицу

5. После заполнения читают ответы.
6. Игра. Группам раздаются карточки «экзаменатор», «все», «доверие». Группа «экзаменатор» задает вопросы, «все» отвечают, «доверие» оценивает.
7. И в завершение нашего урока хочется прочитать стихотворение С.Я. Маршака:
Я думал, чувствовал, я жил
Исчезнет мир в тот самый час.
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны.
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины.
Не станет темноты.
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир обнять,
Вес миллионы лет.
Я думал, чувствовал, я жил
И все, что мог, постиг
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Домашнее задание:
Составить кроссворд по творчеству И.С.Тургенева.
15