Выступление на муниципальном секционном заседании учителей иностранных языков на тему Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях внедрения ФГОС


«Актуальные проблемы и современные подходы
к преподаванию иностранного языка
в условиях внедрения ФГОС»
Учитель англ.языка
МБОШИ «Гимназия-интернат №13»
Шакирова Н.Н.
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.
Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции.
Но вы и сами наверняка замечаете, что современные дети сильно изменились.
-Резко возросла информированность детей.
-Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.
-Для них характерна ограниченность общения со сверстниками. Это затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, не только на иностранном, но и на своем родном языке.
В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые активизируют работу обучающегося, формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (СЛАЙД 2), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного  учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
(СЛАЙД 3)
Для достижения заявленной цели обучения, учителю в первую очередь необходимо понимать специфику самого учебного предмета «иностранный язык», которая заключается в том, что:
1) иностранный язык служит средством общения в типичных ситуациях;
2) изучая иностранный язык, учащиеся овладевают средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах, явлениях посредством нового для них языка;
3) при изучении иностранного языка учащиеся не ставят своей целью узнавать что-то новое об окружающей их действительности, как это происходит при изучении ими других школьных предметов, а формируют свое представление о культуре других стран через язык.
(СЛАЙД 4)
Выделяют три системы требований ФГОС:
требования к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования- требований к структуре основных образовательных программ - требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.)
(СЛАЙД 5)
В основе стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
(СЛАЙД 6, 7) Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
(СЛАЙД 8)
В профессиональной жизни преподавателя огромную роль играет сам урок и подготовка к нему. За 45 минут урока, согласно ФГОС второго поколения, преподаватель должен сформировать навыки и умения поиска необходимой информации и работы с этой информацией, которые позволят учащемуся продолжить обучение самостоятельно.
Учитывая передовые достижения в области психологии, педагогики и применяя творческий подход к каждому уроку, преподаватель добивается требуемого результата, обеспечивая высокий уровень подготовки учащихся.
Не секрет, что подготовка к уроку требует от преподавателя не только профессионализма, но и творчества, и вдохновения.
В этом отношении, преподавателю может помочь технологическая карта урока, в которой заложен алгоритм действий преподавателя и учащегося на каждом этапе обучения.
(СЛАЙД 9)
«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам.
это способ графического проектирования урока, таблица,позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
(СЛАЙД 10)
Цели использования учителем технологической карты
Осознать алгоритм работы урока от введения материала до конечного результата;
Увидеть уровень раскрытия понятий на уроке и соотнести его с изучаемым материалом;
Увидеть воспитательные возможности урока;
Определить возможность реализации межпредметных связей;
Определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале;
Соотнести результат с целью обучения.
Нормативных документов, обязывающих учителя вместо конспекта урока составлять технологическую карту, нет.
Образовательное учреждение может разработать локальный (внутришкольный) документ, содержащий требования к составлению карты, рекомендации по ее форме и содержанию. Однако, все положения данного документа должны быть обсуждены с членами МО и утверждены на Педагогическом совете ОУ.
(СЛАЙД 11) В структуре технологической карты
Обозначены:
тип урока;
тема изучаемого урока.
Введены условные обозначения:
П – предметные результаты;
М- метапредметные результаты;
Л – личностные результаты.

(СЛАЙД 12) В тех.карте определены:
Задачи урока по изучаемому предмету в полном соответствии с ФГОС конкретной ступени обучения;
Планируемые результаты (личностные (Л), метапредметные (М), предметные (П);Межпредметные связи с конкретным описанием указанных учебных предметов и используемого материала;
Основные ресурсы урока (УМК, интернет-ресурсы «ИП»), относящиеся к конкретной ступени обучения, наглядный, дидактический и другие материалы;
Содержание изучаемой темы (ведущие идеи, основные понятия);
Организация пространства (назначение, формы работы).
(СЛАЙД 13)
В Технологии проведения представлены:
Ход урока
этапы: актуализация знаний, мотивация деятельности, организация, рефлексия, подведение итогов.
Содержание деятельности учителя
Ведущие идеи урока, термины и понятия, обучающие и развивающие задания и упражнения каждого этапа, диагностирующие задания каждого этапа, работа со шмуцтитулом
Виды деятельности обучающихся
Формы работы в классе – групповая, парная, самостоятельная, формы работы на выезде при проведении экскурсии, в специально отведенном помещении и т.д. в соответствии с типом урока
(СЛАЙД 14)
Технологическая карта включает и…
Дополнительный материал урока
Диагностика достижений планируемых результатов
Самоанализ урока
План работы при составлении технологической карты к определенномууроку:
1. Изучить содержание урока в учебнике.
2. Изучить рекомендации авторов УМК к данному уроку.
3. Приготовить справочный материал ( списки УУД и формулировок для
обозначения действий учителя и учеников).
4. Распределить материал урока по этапам урока, проанализировать
формируемые УУД( достаточность или недостаточность), по результату
анализа – изменить формат выполнения упражнения, добавить или убрать
упражнение.
5. Использовать материал из дополнительных пособий( при
необходимости).
6. Условия, влияющие на список УУД: учебный уровень группы, степень
сформированности определенных УУД у данной группы, наличие
технических средств в распоряжении учителя, уровень дисциплины вданной группе и т.д.
В технологической карте дается фиксированный формат описания технологического процесса обучения на конкретном уроке, в определенной структуре, в заданной последовательности.
(СЛАЙД 15)
Технологическая карта позволит вам:
Реализовать стандарт образования;
Понять и в системе применить введенные термины по формированию у учащихся УУД;
Сформировать целостную картину мира за счет реального использования межпредметных связей;
Полностью использовать воспитательный потенциал УМК;
Определить региональный и школьный материал, основываясь на материале УМК «Перспектива»;
Реализовать свой творческий потенциал (педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам);
Индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
(СЛАЙД 16,17) Схемы Тех.карты
(СЛАЙД 18) Список ресурсов
(СЛАЙД 19) Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.
(СЛАЙД 19) The end