Доклад по теме Словарная работа на уроках русского языка-один из путей повышения языковой культуры



«Словарная работа на уроках русского языка –
один из путей повышения языковой культуры».
Подготовила Алексеева Е.В. учитель русского языка и литературы.
2015-2016 учебный год
Ведущим в уроке русского языка, несомненно, является работа со словом. В ходе такой работы будет постепенно формироваться, по словам известного лингвиста Л.Щербы «твёрдый зрительный образ» слова.
В методике различают словарно-семантическое, словарно-орфографическое и словарно-стилистическое направление словарной работы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и формированию навыков правописания. Словно рассматривается одновременно в четырёх аспектах:
Орфоэпическом (написанное на доске слово должно прозвучать);
Лексическом (выяснение значения слова);
Орфографическом (учимся писать это слово);
В контексте с другими словами (составляем словосочетания или предложения).
Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Например, в 9 классе можно провести такой вид работы, как «Объясни разницу». Даются слова: прогресс и регресс. Учащиеся должны объяснить происхождение слов и дать толкование лексического значения. Несомненно, они обратятся к этимологическому словарю и выяснят, что прогресс – от латинского pro- вперёд gressus- движение. Антоним к слову прогресс- регресс (от латинского re-назад- движение назад).
Слово на уроке должно прозвучать и прозвучать правильно. Поэтому можно проводить орфоэпические диктанты (на доске записаны слова, учащиеся должны расставить ударение и правильно их прочитать. Например, слова ровесник, президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее) или игры «Выбери словечко» (учитель читает слова, а учащиеся выбирают правильный вариант, записывают слово и проставляют ударение. Например дОсуг или досУг, фОрзац или форзАц, квАртал или квартАл, звОнит или звонИт и т.д.).
Для выяснения лексического значения слова очень часто провожу творческие диктанты (даётся толкование слова, учащиеся записывают само слово). Например:
Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг);
Человек, занимающийся спортом. (Спортсмен);
Коллективная спортивная игра на льду с шайбой. (Хоккей);
Объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах. (Афиша).
Или игра «Лингвистическое лото» (в карточках лото написаны слова: афиша, жюри, каталог и т.д. Учитель читает толкование, дети должны закрыть фишкой или вычеркнуть слово) и приём «Одно из двух»(даются предложения, где пропущено слово. Предлагается два варианта слов. Учащимся необходимо выбрать нужное.) Например:
Долго плутали мы в (тёмном, мрачном) лесу. Наконец набрели на (старую, ветхую) избушку. (Оглушительный, громкий) выстрел разорвал тишину.
При изучении фразеологизмов интересный, увлекающий детей приём «Составь пару» (учащимся предлагается два вида карточек. На одних записаны фразеологизмы, на других- толкование значений, нужно создать пару. Если учащиеся допустят ошибки, то обратятся к фразеологическому словарю). Например, воду мутить – извлекать выгоду, как с гуся вода- всё нипочём, кот наплакал- мало.
Для предупреждения ошибок в употреблении слов провожу игровой приём «Объясни разницу» (Даются пары слов: представить- предоставить, пребывание- прибывание, одеть- надеть, экономный- экономичный. Учащиеся должны объяснить отличие в значениях слов, при затруднении обратиться к толковому словарю.) Подбирая различные типы заданий, не забываем, что учащиеся должны усвоить слово и в орфографическом плане. Часто провожу зрительный диктант. Такой вид диктанта особенно полезен при работе с непроверяемыми написаниями, способствует запоминанию нужных орфограмм и выработке навыка грамотной письменной речи:
В лесу под щебет ,звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись: дятел.

1. Орфоэпический диктант- правильное произнесение записанных на доске слов. Набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.
2. Диктант «Угадай словечко!» - учитель дает толкование, дети записывают само слова.
3. Лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование. Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, но и формируют взыскательность, критичность по отношению к себе.
4. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить- предоставить, одеть- надеть, экономный- экономичный); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Так идет усвоение лексико-семантического уровня слова.
5. Зрительные диктанты используют как на первом, так и на втором этапе работы со словом. Возможен и такой вариант, когда для зрительного диктанта берутся 3-7 предложений, записанных на доске или полосках бумаги. Эти предложения поочередно демонстрируются учащимся по 10-30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. После окончания диктанта записанное читается. Этот диктант обязательно проверяется. Набор предложений не меняется до тех пор, пока не будет ни одной ошибки ни у одного ученика в классе. Тогда появляется новый зрительный диктант и начинается та же самая работа, но с другими словами и предложениями. Такой вид упражнений V-VI классах, кроме прочего, еще помогает улучшить технику чтения. Зрительный диктант особенно полезен, на мой взгляд, при работе с непроверяемыми написаниями, так как на помощь слуху учащихся и их знаниям по грамматики приходит зрение как серьезный фактор, способствующий запоминанию нужных орфограмм, выработки навыка правописания. Именно на зрительную память опирается и работа с орфографическим словарем.
Школьный орфографический словарь- необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С пятого класса начинаем систематическое его использование. Хорошее знание алфавита, быстрота психической реакции, сноровка, любознательность учащихся- подспорье в этой работе. Кроме орфографического и грамматико- орфографического словаря, нам необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся «школьным толковым словарем» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповский и Г.П. Снетовый, дома помогают более солидные: С.И. Ожегова, академический. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.
К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения ... всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.
Включив новое слово в контекст, то есть составив словосочетание и предложение ученик не завершает этим освоение слова. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания- это тоже работа со словарем.
После ознакомительной работы ученик пишет свое «Слово о слове». Вот пример освоения слова автограф учеником VII класса - сочинение «Осенняя миниатюра».
«Осень приносит с собой конец лета, первые морозы, листопад. Листопад- это автограф осени и самое красивое зрелище, какое мы можем увидеть...»
Не правда ли, звучит красиво: «Листопад-автограф осени». Здесь на лицо не только овладение лексико-семантческим уровнем словаря, но и созданием с его помощью яркого художественного образа.
Кроме словарных слов, на уроках мы с ребятами тщательно рассматриваем и проверяем написания. Работа с ними включает в себя и словарные диктанты из слов с одной определенной орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм, и орфографический разбор, и орфоэпический диктант (из грамматических форм слов), и тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся, и работу над ошибками, и творческие задания.
Например, дается набор глаголов, вызывающих у детей трудности при образовании каких-либо грамматических форм. Необходимо, включив глаголы в контекст, употребить их в форме 2-го лица ед. числа. Вот эти глаголы: видеть, гладить, мыть, дышать, смотреть, выгонять, плескаться, улыбаться. А у ученицы VII класса получается такая зарисовка:
«Ты смотришь вдаль и видишь бесконечную гладь моря. Бежишь по воде, молчишь- моешь ноги, затем ныряешь, плещешься, плаваешь, дышишь свежим воздухом. Потом лежишь, загораешь, пропускаешь песок сквозь пальцы, гладишь его горячую поверхность. Ты выгоняешь из головы все плохие мысли, ты улыбаешься, ты счастлив!»
Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса (последнему- обогащению словарного запаса- программа не отводит специального времени). Ну и в силу того, что в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучение всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т.е. словарная работа присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для нее, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его. Я практически всегда отвожу словарной работе не менее 5-7 минут, вводя ее в урок на разных его этапах.

Литература:
Иванова А.М. Урок, посвящённый словарям // Русский язык в школе, 1991, №6.
Картаев М.У. Брифинг или пресс-конференция? // Русский язык в школе, 1992, №3-4.
Костяева Т.А. Материал для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 5-9 классов// Русский язык в школе, 1993, №4.
Косолапова Л.А. Обобщающий урок . в гостях у словарей// Русский язык в школе, 1992, №2.
Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся// Русский язык в школе,1998, №2.