Тема: «Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №153» Номинация: «Панорама педагогического опыта»Тема: «Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся» Автор: Калашникова Любовь Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Традиционные формы: Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь. Нестандартные формы: Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Актуальность проблемы: Особую актуальность эта проблема приобретает в 1- 4 классах. Учеба- труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Проблема: Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться. Причина проблемы: Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние « насыщения »: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об « эффекте любопытства ». Путь решения проблемы: Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. Форма повышения познавательного интереса Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. Наращивание знаний, умений и навыков Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Выигрышная форма: В ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Виды использования: Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя. Признаки нетрадиционного урока: Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.Привлекаются для организации урока люди разных профессий. Элементы урока: Эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.Организация и выполнение творческих заданий.Инициативная группа из учащихся для подготовки урока.Обязательное планирование урока заранее.Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие. Типы нестандартных форм уроков: Урок-праздник: Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Библиотека В.П.Чкалова«Старинная русская изба» Библиотека Островского «Доброй сказки мастерство» Видеоурок: Активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Видеоурок во 2 классе по теме «Деление» Интегрированный урок: Основными целями интеграции являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, расширение общеобразовательного кругозора учащихся и стремление овладевать знаниями шире обязательных программ. Межпредметная интеграция систематизирует и обобщает учащихся по смежным учебным предметам. Интегрированный урок по математике и природоведению тема «Сложение и вычитание примеров вида 47-42, 24+35» Межпредметные уроки по природоведению и математике Урок – экскурсия: Имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой. Экскурсия в «Ботанический сад» с 1 классом Экскурсия с учащимися 2 класса «Станция юный натуралист» Экскурсия в «Ботанический сад» с учащимися 4 класса Урок – эссе Современный подход к изучению предмета предполагает не только получение какой-то суммы знаний по теме, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному.Форма урока развивает психические функции учащихся, логическое и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить. Обучение грамоте 1 класс, тема «Чтение слов и текста с буквой ё.» Урок поэзии во 2 классе «Унылая пора очей очарованье…» Урок - спектакль: Использование художественных произве-дений на уроках совершенствует произносительные навыки учашихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.Творческая работа в подготовке к уроку –Способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Урок-спектакль: «Мы школьниками стали» Урок –спектакль по теме: «Басни И.Крылова» Урок - сказка На таком уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть завязка, кульминация и развязка. В качестве завязки используется проблемный вопрос, необычная ситуация, На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, споры,шутки, преодоление трудностей. Развязка- это победа добра над злом, знания над незнанием. Урок математики в 1 классе:«Путешествие Колобка. Нумерация в пределах 10» Урок по обучению грамотеПутешествие к Робинзону Крузотема «Чтение текста с изученными буквами» Урок - концерт Содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика. Благодаря пению создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется языковая деятельность. Во многих случаях такой урок восстанавливает работоспособность учащихся. Концерт посвященный «Дню учителя» Концерт посвященный «Международному женскому дню» Урок –исследование Тема «Имя прилагательное» Окружающий мир во 2 классеТема «Связь живой и неживой природы» Уроки с групповыми формами работы 2класс и 4 класс Урок - соревнование Уроки творчества и фантазии Урок класс технологии во 2 «Б» классе Урок технологии в 4 классе «Открытка к 8 марта» Урок технологии в 3 классе Урок – турнир в 4 классе Рыцарский турнир Урок –пресс-конференции Окружающий мир во 2 классе «Связь между живой и неживой природой» Урок – викторина в 4 классе «Люби и знай свой край родной .» Урок по окружающему миру в 1 классе «Здоровое питание» Урок взаимоконтроля среди 6-и леток Битва хоров 2класс и 3класс конкурсный урок посвященный 23 февраля 3 класс окр. мир«Летние работы в сельском хозяйстве»,4 класс урок изо,1класс «Комнатные растения», 2 класс «Главные члены предложений» Урок – сопоставления во 2 классе по теме «Ударение» Занимательные физминутки Урок- химических наук посвященный окончанию учебного 2011-2-12 уч.года ФГОС НОО 2 поколения: Преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования и требуют создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников. Выводы: Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Выводы: Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Выводы: Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету. Спасибо за внимание! Презентацию подготовила: Калашникова Любовь Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 153