Статья:Развитие речи и повышение грамотности учащихся. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся.


Статья.
Учитель русского языка и литературы: Моисеенко О. В.
Развитие речи и повышение грамотности учащихся. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся.
Большое внимание уделяется на уроках русского языка формированию орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Особую актуальность приобретает эта работа в настоящее время, когда на качестве орфографических и пунктуационных умений негативно сказывается снижение уровня речевой культуры в целом. Как никогда остро в связи с этим встаёт вопрос о решении двух важнейших задач – повышения уровня речевой культуры учащихся и совершенствования их правописных умений – в органическом единстве.
Как представляется, непременным условием достижения обозначенной цели является целенаправленное использование текста в качестве дидактического материала при обучении школьников грамотному письму. Одним из важнейших условий формирования правописных умений является повышение уровня речевой культуры учащихся. Ведь только развитая речь приводит к потребности её правильного орфографического и пунктуационного оформления.
Использование текста на уроках орфографии и пунктуации в определённой степени позволит решить сформулированную задачу – формировать правописные и речевые навыки в единстве. Очевидно, что в качестве дидактического материала текст необходимо привлекать в первую очередь на тех этапах изучения орфографических и пунктуационных правил, когда нужно показать роль грамотного письма в коммуникации, в условиях общения. Следует убедить учащихся в том, что правильное оформление содержания текста и его орфографическое и пунктуационное оформление образуют органическое единство двух сторон грамотной письменной речи; что грамотное письмо облегчает процесс общения, способствует более точной передаче содержания текста и его адекватному восприятию.
С этой целью используются упражнения и задания:
- осмысление содержания текста в процессе расстановки знаков препинания;
- сравнение и анализ вариантов расстановки знаков препинания в одном и том же тексте;
- исправление орфографических и пунктуационных ошибок в специально подобранных текстах, где подобные ошибки приводят к искажению смысла высказывания.
Академик Л. В. Щерба говорил: «Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не понимаешь написанное… Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, и потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».
Как показывает практика, интерес к решению орфографических и пунктуационных задач появляется только тогда, когда они осознают их
значимость для решения задач более высокого порядка, обусловленных содержанием высказывания и его коммуникативной направленностью.
Обучающиеся диктанты: объяснительные, предупредительные – позволяют, как уже было сказано, продемонстрировать образцы организации текстов, различных по жанру, композиции, стилистической окраске.
Главное в этой работе – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы.
Таким образом, проанализировав опыт работы по орфографии и пунктуации в единстве с работой по развитию речи, накопленный в методике преподавания русского языка, мы убеждаемся, что реализация его в современной школе необходима и возможна, так как позволяет решить важнейшие учебные задачи, которые в настоящее время приобретают социально значимый характер.
2. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся.
Важно на уроках русского языка тщательно относиться к организации словарной работы. Точнее сказать, что весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности и… сложности. И поэтому так важен
тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы. На уроках нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал:
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Учащиеся должны услышать и запомнить, как оно произносится, т. к. (есть простые и непростые в смысле произношения слова, от этого зависит и работа над ними). Затем пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно- (опираясь на знания учащихся, предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя.
Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению слова. И только после знакомства
с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учится его писать.
После того, как слово записали учащиеся, несколько раз проговорили (побуквенно); после этого пробуем заставить слово работать в контексте – словосочетании и предложении. Записав слово три-четыре раза, ученик невольно запоминает его.
Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому последующие уроки будут ещё одной ступенькой к овладению словом.
На втором этапе (последующие уроки) возможны такие виды упражнений.
1. Орфоэпический диктант. Учащиеся правильно произносят слово (постановка ударения).
2. Диктант «Угадай словечко!» Учитель даёт толкование, ученики записывают само слово.
3. Лексический диктант. Диктуемым словам учащиеся дают толкование.
Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, но и формируют взыскательность, критичность по отношению к себе.
4. Задание «Объясни разницу». Работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению: представить – предоставить, одеть – надеть, экономный – экономичный. Эта работа помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванных незнанием их точного значения. Так идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.
5. Зрительные диктанты. Используются как на первом, как и на втором этапе работы со словом.
Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Кроме орфографического словаря, нам необходим также и толковый словарь.
Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса. Но в силу того, что всё в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т. е. словарная работа присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре.
Важно только помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ученика внимания, уважения и любви к родному языку.
Моисеенко О.В.