Доклад на XVI научно-практической конференции Активные методы обучения на уроках географии как фактор повышения мотивации обучающихся


Активные методы обучения на уроках географии как фактор повышения мотивации обучающихся учитель географииМКОУ «СОШ п. Степной им. Никифорова В.С.»Шагалова Лидия Вениаминовна2016 год XVI научно-практическая конференция работников образования Искитимского района Актуальность темы: наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у школьников начиная с 5 класса;уменьшение количества часов негативно складывается на общем качестве образования учащихся;трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения;содержание роли школьника меняется в сторону более активного и осмысленного участия в познавательной активности; изменения в организации учебного процесса наиболее эффективно реализуется при использование активных методов обучения. Цель: повышение мотивации и качества знаний обучающихся с помощью активных метод обучения на уроках географии. Задачи:использовать на уроках географии активные методы и формы обучения;способствовать развитию учебной мотивации;развивать творческие способности и познавательную активность на уроках географии при выполнении проектных работ;сформировать коммуникативные компетенции;воспитывать самостоятельность, способствовать самообразованию. Уровень познавательной активности (%). Автор Е.Е. Туник, кандидат психологических наук доцент факультета психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Активные методы обучения совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной активности. Активные методы обучения Дидактические и учебные игры Разыгрывание ролей Анализ конкретных ситуаций Проблемное обучение Мозговой штурм «Круглый стол» Семинар -дискуссия Технология критического мышления Обучающиеся задачи: О первой Расположен на самой большой низменности Центральной России, при этом главный город находится на притоке притока Оки О второй Это самый маленький по площади субъект федерации в ЦЧР О третьей На его территории есть АЭС, главный город расположен на притоке притока Днепра О четвертой Его экономика опирается на колоссальные богатства недр и уникальные черноземы. Занимает 1-е место в России по добыче железных руд Тема «Центрально-Черноземный район» 9 класс. Задача: Как называется субъект Российской федерации, если о его соседях известно следующее: После изучения раздела «Зарубежная Европа» 11 класс Задача: Что является определяющей чертой экономики этих стран?«Лесной цех» Европы (Швеция и Финляндия)Самая цветоводческая страна в мире (Нидерланды)«Обувной цех» Европы (Италия)Самый крупный поставщик розового масла на мировой рынок (Болгария)Страна-производитель автомобилей марки «Фиат» (Италия)Главная страна-производитель цитрусовых (Испания)Страна, занимающая I место по выплавке чугуна и стали на душу населения (Люксембург)Страна-законодательница моды (Франция)Страна-банкир (Швейцария)Страна, которую все знают по высококачественному сыру, шоколаду и часам (Швейцария)Страна-производитель автомобилей марки «Вольво» (Швеция)«Молочная ферма» Европы (Дания)Страна-производитель сыра «Рокфор» (Франция)Страна, на территории которой находится месторождение железных руд мирового значения Кируна (Швеция)Страна-производитель спортивной обуви и одежды фирмы «Адидас» (Германия) Тема «Рельеф Земли» 7 класс, прием «Фишбоун» (рыбный скелет). Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет". Пример: загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Этот океан омывает материк Евразию? - да; Этот океан самый большой? – да; Этот океан самый теплый? – нет; Этот океан открыл Магеллан? – да. Ребята делают вывод, что это - Тихий океан Тема «Океаны» 7 класс, прием «Да – Нет» Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто…Что…Когда…Может …Было ли…Верно…Согласны ли вы… Дайте объяснение, почему…Почему вы так думаете…Предположите, что будет, если…В чем разница…Что если… Таблица «Тонких» и «толстых» вопросов Прием «Кубик» На каждой стороне кубика пишется одно из заданий или проблем:Опиши это… (Цвет, форма, размер, другие характеристики)Сравни это…(На что похоже? Чем отличается?)Проанализируй это…(Как это сделано? Из чего состоит?)Проассоциируй это…(Что напоминает?)Примени это…(Что с этим можно сделать? Как это применяется?)Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это). Прием «Географический диктант» Тема «Северная Америка» 7 класс Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.Северная Америка самый жаркий материк.На западе материка расположены горы Анды.Самая большая река Северной Америки – Амазонка. Тема урока одним словом Географическая карта Назови 2 прилагательных, которые характеризуют карту Уменьшенная, плоская Назови три действия, которые можно выполнить с картой Найти, измерить, изучить Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока Знания, которые пригодятся при изучении географии и других предметов Как иначе можно назвать географическую карту? Изображение земной поверхности Прием «Синквейн»Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:1 стока - тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).Пример: тема «Географическая карта» 6 класс Прием «Рефлексивный экран»Данный прием направлен на осознание пройденного пути. Его цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои знания с другими отвечая на вопросы: Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрел …Я научился…У меня получилось…Я смог…Я попробую…Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось… Тесты электронных приложений к учебнику Создание стендового проекта тема «Реки России», 8 класс Педагог – новатор Виктор Федорович Шаталов считает, что «пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными». Используя активные методы и приемы обучения на уроках географии, позволило мне сделать следующие выводы: значительно повысилась мотивация, особенно это отразилось на «слабых учениках»; повысился уровень усвоения материала, снизилась утомляемость;организованы и включены в работу все учащиеся без исключения, хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой; развивается умение работать в группе;вырабатываются коммуникативные навыки; появилась возможность анализировать свою деятельность;появилась возможность учитывать индивидуальные особенности обучающихся при построении занятия. Вывод: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!