Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и развития речи


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ.Выполнила студентка Группы 5552зМухина Елена Владимировна г. Кемерово Забота о здоровье – это важнейший труд педагога От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»  В.А. Сухомлинский В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. Среди наших учеников есть дети с задержкой развития речи, заиканием, эпилепсией, отсталостью в физическом развитии, синдромом двигательной расторможенности. Почти у каждого ребёнка отмечается крайне низкий уровень каждого из вышеперечисленных компонентов здоровья. Среди проблем, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников, выделяются: -ухудшение социального положения семей в микросоциуме; -необеспеченность детей полноценным питанием в большинстве семей ; -достаточно высокий процент семей, уделяющих мало внимания проблемам воспитания и развития своих детей; -высокий уровень безработицы родителей. Педагогический коллектив применяет различные формы работы с детьми, направленные на сохранение и укрепление здоровья школьников: ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки, закаливание через мытье ног, подвижные перемены, мини-соревнования в школе, занятия в спортивных кружках, занятия спортом в свободное время, участие в общешкольных спортивных мероприятиях, трудовые дела,;санпросветработа медика через проведение бесед с учащимися, педколлективом и родителями, система медосмотров с последующим пролечиванием детей в стационаре, в школе и дома. Традиционным стало лечение детей на курортах Кемеровской области, Хакассии. В процессе воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья руководствуемся основным принципом здоровьесберегающего обучения и воспитания - принципом психологической комфортности. Это позволяет нашим педагогам не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность. С целью повышения умственной активности в школе организован часовой перерыв между 7 и 8 уроками, час здоровья или прогулка перед выполнением домашнего задания, активная пауза перед сном на свежем воздухе. Главное правило, которого придерживаются все работники школы: «Сделай так, чтобы ребенку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно».  Конкретными задачами работы в данном направлении являются: 1. здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровье сберегающей основе); 2. активизация физической деятельности; 3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил; 4. пропаганда здорового образа жизни. Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в коррекционной школе VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния и развитие и коррекцию высших психических функций. Русский язык и чтение – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать и читать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения физкультминутки провожу примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса, иногда в конце урока. Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за чередованием видов деятельности в течение урока. Проводя уроки русского языка и чтения, соблюдаю требования включения оздоровительного компонента в содержании учебных предметов. Гигиенические условия в классе : чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Отмечу, что утомляемость школьников и риск психологических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. Психологический настрой на урок: Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. - 4 – 7 видов за урок т .к. однообразность урока способствует утомлению школьников. Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Использую различные виды физкультминуток. Оздоровительно – гигиенические. Мы их выполняем как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами». Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда включаем бег, прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т. д. Подражательные. Показываю схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую мимические упражнения. На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые.Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество. Двигательно – речевые:Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения. Чаще всего провожу физпаузы в режиме работы урока. «Найти слова». По классу размещаются слова, а ученикам даётся задание. Дети ходят по классу, выполняя задание. Для профилактики и коррекции нарушений зрения.На каждом уроке стараюсь использовать упражнения для глаз с целью профилактики улучшения зрения.Использую гимнастику для глаз: «Вверх – вниз, влево – вправо». Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. «Круг». Следить за рукой учителя, выводящей круг . Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. «Рисование носом», «Раскрашивание», «Часики» и другие.Использую различные формы организации деятельности учащихся на уроках:- работа в группах;- работа в парах;- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций . Элементы игры использую также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:- хлопанье в ладоши;- поднятие руки;- сигнальные карточки различного цвета. С целью сохранения здоровья использую дидактический и раздаточный материал, имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:- связной устной и письменной речи;- орфографической зоркости;- творческих способностей;- а также материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ. Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.