Классный час Тема «Культура речи и этика делового общения»


Классный час
Тема «Культура речи и этика делового общения»
Цель: овладение этикой делового общения в конкретных ситуациях с соблюдением речевого этикета; совершенствование навыков конструирования и ведения диалогов.
Задачи:
учить уместно, употреблять термины официально-делового стиля, закреплять умения вести диалог в активной роли на заданную тему по модели и без нее, совершенствовать навыки общения друг с другом на слухо - зрительной основе восприятия;
воспитывать понимание важности изучения культуры речи, толерантного отношения к людям.
развивать память, мышление, внимание усилить коммуникативные свойства речи (выразительность);
корректировать речь, работать над интонацией и звукопроизношением учащихся.
Ход классного часа.
Организационный момент.
- Слушайте друг друга внимательно.
- Следите за собственным произношением и произношением своих товарищей.
2. Фонетическая зарядка.
При оформлении на работу нужны заявления, автобиография, диплом об образовании, паспорт.
3. Словарная работа.
В ходе урока мы будем оперировать словами и терминами, которые представлены на этих таблицах.
Общение
/ / / / \
устное бытовое деловое письменное жестовое
4. Основная часть.
* Слово педагога о деловом общении.
«Общение – сложный процесс взаимодействия людей. Успех или неудача в общении зависят от многих условий: от поведения людей, от знания собеседниками правил общения, от выбора речевых средств (слов, терминов). В различных условиях человек использует разные виды общения. Выделяют бытовое и деловое общение.
Бытовое общение связано с повседневной жизнью, а деловое связано с работой, решением производственных вопросов. Эти виды общения тесно связаны друг с другом».
На какие типы можно разделить общение? (работа с таблицей).
При каких условиях может состояться общение? (В разговоре участвуют не менее 2-х человек, должна возникнуть тема или предмет разговора, иначе собеседникам не о чем будет говорить, Необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда слова говорящего будут понятны слушающему).* Решение коммуникативной задачи.
Вы пришли в Службу занятости после неудачной попытки устроиться на работу. Как вы обратитесь к директору Службы с просьбой поставить вас на учет, как безработного.
* Прочитайте, что такое деловой этикет и эффективное слушание.
а). Деловой этикет- это правила поведения и общения с деловыми людьми.
б). Эффективное слушание. Слышать и слушать – разные понятия.
- Как надо слушать?
повернитесь лицом к говорящему;
не перебивайте собеседника;
дайте ему высказаться, старайтесь его понять;
не делайте поспешных выводов.
Итак, мы с вами узнали о правилах делового общения. Как вы считаете, зачем они нам нужны?
* Перекрестный диалог.
Ребята, перед вами скоро встанет проблема выбора жизненного пути и вам придется общаться с различными людьми в различных ситуациях. Многие из вас уже определились со своим выбором дальнейшего пути.
- ……., спроси ……., чем он собирается заниматься после школы. (Ребята продолжают диалог)
* Минутка отдыха.
Здравствуй…, передай, пожалуйста, нашим ребятам, что сегодня в 15.30 в актовом зале состоится встреча с нашими выпускниками, которые работают сейчас на разных предприятиях нашего города, спасибо.
* Индивидуальная работа. Написать как можно больше профессий.
Итак, нам стало ясно, что вы определились со своим выбором. Сейчас я вам предлагаю написать профессии, которые вы знаете.
- К какому типу относится профессия…?
- Где можно получить профессию…?
* Коммуникативная ситуация.
Вас пригласили в училище, а вы не хотите поступать в это училище. Откажитесь в вежливой форме.
- Какие деловые бумаги вы знаете?
* Заполните деловые бумаги.
- Для чего нужно заявление?
- Для чего нужно резюме?
* Дополните диалог
Диалог № 1
- Здравствуйте, скажите, пожалуйста, где можно сдать документы для поступления в институт?
- А на какой факультет вы собираетесь поступать?
- На «Моделирование и конструирование швейных изделий».
- Проходите сюда, пожалуйста. Давайте ваши документы.
- Извините, посмотрите внимательно, все ли документы у меня в порядке.
- У вас не хватает ксерокопии пенсионного удостоверения инвалида.
- Я думал (-а), что можно здесь, в Новосибирске, сделать ксерокопию пенсионного удостоверения. Оно у меня с собой.
- Да, конечно, это можно сделать сейчас, у нас. Остальные документы у вас в порядке. Вы будете посещать подготовительные курсы?
- Да, хотелось бы.
- Тогда пройдите в соседний кабинет и запишитесь.
- Спасибо. Очень приятно было с вами побеседовать.
- До встречи на вступительных экзаменах.
Диалог № 2
(Отдел кадров. Сидит хмурый начальник. Вы хотите устроиться на работу автомехаником.) - Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Я прочитал объявление о том, что вам требуются автомеханики.
- Да, у нас есть вакансия. А у вас имеется опыт работы?
- Нет, я только что окончил училище, у меня диплом автомеханика.
- Что ж, диплом у тебя с отличием. Можно попробовать взять тебя на работу с испытательным сроком (на 2 месяца).
- Я очень рад. А какие еще нужны документы?
- Нужен паспорт, справка о состоянии здоровья.
- Понимаете, у меня тугоухость 3 степени, но я пользуюсь индивидуальным СА.
- Это осложняет дело. Вам будет трудно.
- Конечно. Понимаю, но я буду стараться. Кроме того, по трудовому законодательству я имею право работать автомехаником.
- Хорошо, пишите заявление на имя директора и резюме. Когда будет издан приказ, оформим трудовой договор и заведем трудовую книжку.
- Извините, пожалуйста, но я никогда не писал резюме. Нет ли у вас образца?
- Возьмите образец у секретаря.
- Большое спасибо.
Диалог № 3
Диалог мастера и клиента в парикмахерской
Мастер: - Добрый день.
Клиент: - Здравствуйте.
Мастер: - Проходите, присаживайтесь. Что вы хотите сделать?
Клиент: - Я хочу сделать стрижку.
Мастер: - Какой длины, формы вы хотите стрижку? Ушки открыты или нет? Какой формы чёлка?
Клиент: - Я хочу, чтобы на затылке у меня был волос короче, а по бокам длиннее. Ушки открыты. Челку хочу в форме треугольника.
Мастер: - Садитесь удобно, начинаем работать.
Мастер: - Посмотрите, что получилось. Это то, что вы хотели? Вам нравиться?
Клиент: - Да спасибо, это то, что я хотел. Мне нравится.
Мастер: - До свидания.
Клиент: - До свидания.
Диалог № 4
Алина: - …………………………..?
Настя: - Я хочу быть поваром-кондитером.
Алина: - …………………………..?
Настя: - В профессиональном училище № 88, на Запсибе.
Алина: -……………………………?Настя: - Мне нравится готовить вкусную еду и стряпать пироги и торты. Я хочу, чтобы людям было приятно. А ты, какую профессию выбрала?
Алина: - ……………………………?Настя: - Удачи тебе, Алина!
Диалог № 5
Алина: - Настя, кем ты хочешь стать после окончания школы?
Настя: - ……………………………….
Алина: - А где можно получить эту профессию?
Настя: - ………………………………
Алина: - Почему ты выбрала эту профессию?
Настя: - ………………………………….
Алина: - Я поеду учиться в ИСР города Новосибирска на дизайнера. Мне нравится украшать квартиру, шить одежду, придумывать различные украшения, рисунки. Это приносит радость людям.
Настя: - ………………………………….
Алина: - И тебе тоже!
* Составьте, прочитайте и объясните пословицы о труде.
а человека лень труд портит кормит – Труд человека кормит, а лень портит.
выловить рыбки не из труда пруда без и – Без труда не выловить и рыбки из пруда.
все труд перетрут терпение и – Терпение и труд все перетрут.
не долго труд кто будет любит спать – Кто труд любит, долго спать не будет.
в золото огне человек в познается труде – Золото познается в огне, человек – в труде.
уменье дается трудом всякое – Всякое уменье трудом дается.
и у молоко тебя и водится трудиться хлеб будет будешь – Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водится.
5. Итог классного часа. Оценка результатов работы учащихся.