Сценарий математической викторины для 7 классов

Математический КВН


Целевая группа: учащиеся 7 классов.
Место проведения: кабинет математики.








Сценарий

Ведущий: Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Итак, мы начинаем КВН. А какой же КВН без жюри?
(представление жюри)
(жеребьевка порядка выступления в «приветствии»)
Традиционно любой КВН начинается с конкурса «Приветствие». Мы решили не отступать от этого правила. Итак, приветствие! На представление каждой команде дается не больше 5 минут.

Конкурс «Приветствие»

Ведущий: Прошу жюри оценить выступления команд, максимум за этот конкурс ____ балла.
(выставление оценок)

Ведущий: Второй конкурс называется «Разминка». Каждой команде будет задано по 8 вопросов, отвечать на которые нужно не раздумывая.
(вопросы на карточках, которые команды выбирают наугад)

Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля? (0)
Найти число, одна треть которого составляет 12? (36)
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках,
Лишь «0» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка. (плюс)
Чему равна одна четвертая часа? (15 минут)
Назовите наибольшее двузначное число? (99)
Что легче: 1кг свинца или 1 кг ваты? (одинаково)
Чему равен 1 % от рубля? (1 копейка)
Сумма каких натуральных чисел равна произведению? (2+2=2*2)


Назовите наименьшее натуральное число? (1)
Чему равно произведение всех чисел? (0)
Как назвать 5 дней подряд, не называя дней недели и не пересчитывая их? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Когда мы смотрим на число 2, а говорим 14? (на часах)
Какую часть часа составляют 20 минут? (одну треть)
Чему равен 1% от метра? (1 сантиметр)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он будет весить стоя на двух ногах? (3 кг)
В названии какой сказки встречается число, которое в старину называлось дюжиной? («Двенадцать месяцев»)

1. К натуральному числу приписали три нуля. Во сколько раз оно увеличилось? (в 1000)
2. О какой науке сказано, что она ум в порядок приводит? (математика)
3. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
4. Чему равен 1% от 200? (2)
5. Крышка стола имеет 4 угла. Если отпилить 1 угол, сколько углов
останется? (5 углов)
6. На меня ты посмотри
И меня ты назови.
Что за линия я –
Без начала и конца? (прямая)
7. Часть прямой, ограниченная двумя точками? (отрезок)
8. Что больше: 2 дм или 23 см? (23 см)

Жюри оценивает ответы команд. Максимум ____ баллов.

Ведущий: Третий конкурс называется «Не собьюсь». Для успешного прохождения конкурса вы должны помнить признаки делимости на 3, 5, 9, 2, 10.

(конкурс )

(жюри оценивает выступление команд, максимум _____ баллов)

Ведущий: Четвертый конкурс называется «Заморочки из бочки». Каждой команде будут задано по 2 вопроса, выбранные случайным образом. На обдумывание вопроса дается 30 секунд.

Заморочка 1: Слыхали о том, как ломают числа? Ломаными числами пользуются и теперь, только теперь их называют иначе. Попробуйте из кусочка сахара получить половину кусочка. Для этого надо кусочек расколоть на две равные части. То же и с числами. Чтобы из числа получить половину, надо «разломить» его на две части. Вот отсюда и пошло название «ломаные числа». В книге «Арифметика» л.Ф. Магницкого изложены сведения о ломаных числах. Вот что там можно прочитать: «Число ломаное есть токмо часть вещи, числом объявленная, сиречь половина есть половина рубля, а пишется особым образом» Магницкий подробно рассказывает, как производить действия с ломаными числами. Понятие таких чисел, но с другим названием, существовало и у арабов. В Европе оно получило распространение гораздо позже благодаря работам Фибоначчи.
Внимание, вопрос. О каких числах идет речь? (О дробях)

Заморочка 2: Первые сведения об этих числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до н. э. Одни числа истолковывались как «имущество», а противоположные им как «долг». Эти числа легко складывались и вычитались. А умножать и делить их не умели. Однако в 3 веке греческий ученый Диофант предложил правило: «Вычитаемое, умноженное на прибавляемое, даст вычитаемое, а вычитаемое на вычитаемое дает прибавляемое».
Внимание, вопрос. Какие числа назывались «имуществом» и «долгом»?

Заморочка 3: .Это число часто встречается в русских пословицам и поговорках. Но оно действительно удивительное. Именно это число определяет количество звезд в Большой Медведице. Такое количество дней составляет каждая из фаз Луны, а лунный месяц длится 28 дней. В древние времена поклонялись именно такому количеству небесных богов. Это число чтили многие народы.
Внимание, вопрос. Что это за число?

Заморочка 4: Уже в египетских орнаментах на керамических сосудах встречаются эти фигуры. В египетских папирусах и на вавилонских плитках даны задачи на определение площади этих фигур. Это подтверждает, что понятия об этих фигурах зародились еще в глубокой древности и возникли они в связи со строительством примитивных
· жилищ. Прямой угол, связанный с стоящих предметов – одно из древнейших геометрических понятий. Но даже в простейших сооружениях прямой угол выступает не как самостоятельная фигура, а в качестве элементов других фигур. Жесткая конструкция этой фигуры сыграла большую роль в сооружении неподвижных креплений разнообразных конструкций. И научный подход к рассмотрению свойств углов и этих фигур мы можем найти уже у древних греков. О жесткой конструкции и применении этих фигур в практике мы говорим в начале изучения геометрии.
Внимание, вопрос. О какой фигуре идет речь?

Заморочка 5: Некоторые алгебраические понятия и общие приемы решения задач знали уже в Древнем Вавилоне и Египте более 4000 лет назад. В начале нашей эры греческая наука и культура пришли в упадок. Но к этому времени больших успехов в математике достигли индийские ученые. С 5 по 7 век н. э. им было сделоана множество открытий. Культуру древних индейцев усвоили их соседи – арабы, персы и другие народы. В 9 – 15 веке эта часть света становится мировым центром наук, подарившим миру многих ученых-математиков.
Внимание, вопрос. Что это за часть света?

Заморочка 6:























(жюри оценивает ответы команд, максимум ___ баллов и подводит промежуточные итоги)

Ведущий: Следующий конкурс называется «Сосчитай»
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать,
Но совсем другое дело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю и внутри!

(Работа по индивидуальным карточкам)

(жюри оценивает конкурс. Максимум ___ балла)

Ведущий: Следующий конкурс - «Задачи, задачи, задачи».
Задача 1: На складе хранятся гвозди в ящиках по 40, 17 и 16 кг. Может ли кладовщик отпустить со склада 100 кг гвоздей, не открывая ящики? Каким образом?
(16*2+17*4=100) (3 балла)
Задача 2:Запишите число 37 при помощи 5 троек.
(37=33+3+3/3) (3 балла)
Задача 3: В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы? (одинаково) (2 балла)
Задача 4: Четыре спортсменки :Аня, Валя ,Галя и Даша - заняли четыре первых места в соревновании  по гимнастике, причем никакие две из них не делили между собой эти места. На вопрос «Какое место заняла каждая из спортсменок?» трое болельщиков ответили:
Аня второе место, а Даша-третье;
Аня первое место, а Валя-второе;
Галя второе место, а Даша-четвертое;
Оказалось, что каждый из болельщиков ошибся один раз. Какое место заняла каждая из спортсменок?)
(Аня-1, Даша - 4, Валя – 3, Галя - 2)

Задача 5: Папа купил яблоки, груши, бананы, апельсины. Всего 44 плода. Число яблок на 2 больше числа груш, груш на 8 больше, чем бананов, которых на 2 больше, чем апельсинов. Сколько груш купил папа? (2 балла)

Задачи для болельщиков:
Какие часы показывают верно время всего два раза в сутки? (которые стоят)
В семье пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (Ответ: шесть).
Какое самое любимое число в сказках? У древних греков оно считалось счастливым, его считали магическим. Ну, а в далекие-далекие времена. Когда люди с трудом учились считать, это число обозначало «Все». (3)
Когда меня разденешь, то не плачешь.
И все-таки слезу смахнешь с лица.
А сменишь букву, выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца. (луч)
Два отца и три сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному. Как это могло случиться? (Это были отец, дедушка и сын) (по баллу за правильный ответ)
(подведение итогов конкурса, максимум ___ баллов)

Ведущий: Седьмой конкурс – «Головоломки со спичками».
(за каждый правильный ответ по 2 балла)


Ведущий: Следующий конкурс: «Кроссворд». (максимум 8 баллов)

Кроссворд













По горизонтали: 1. Число, из которого вычитают. 2. Число, на которое делят. 3. Сумма длин всех сторон треугольника. 4. Как называют фигуру, изображенную на рисунке?




По вертикали: 1. Что такое: 2х – 6 = 2? 5. Число, которое прибавляют. 6. 23=4 5 +3, 3 – это 7. Арифметическое действие.


Ведущий: Заключительный конкурс «Затруднительная ситуация»
Задача. Восьмиведерный бочонок заполнен квасом доверху. Двое должны разделить квас поровну. Но у них есть только 2 пустых бочонка, в один из которых входит 5 ведер, а в другой 3 ведра. Как им разделить квас, пользуясь этими бочонками.

(Подведение итогов и награждение)


Литература.

С.Н. Олейник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов
Старинные занимательные задачи, М. 2006
Учебно-методическая газета «Математика», №13 2007г.
Л.В. Гончарова «Предметные недели в школе. Математика», В. 2002


15