Внеклассное мероприятие Турнир знатоков информатики


Внеклассное мероприятие по информатике"Турнир знатоков"
(10-11 класс)Участвуют команды из 5-7 человек
Цель: формирование научно-познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи:
Развитие творческих способностей учащихся.
Анализ результатов обучения информатике.
Отслеживание практической направленности знаний по информатике.
Командам предлагается придумать название и выбрать капитана.
Капитан решает, кто из членов команды в каком конкурсе участвует.
Оборудование: Презентация с ребусами, табло для внесения результатов конкурса, распечатки сценки (4 экземпляра), текст криминалистической задачи (10 экземпляров), подсказки к решению задачи (2 экземпляра), текст частушек (2 экземпляра), текст басни (10 экземпляров), текст песни для караоке, лист бумаги для демонстрации решения криминалистической задачи, 2 фломастера.
Конкурсы турнира: (На доске)
Турнир смекалистых.
конкурс знатоков; (тест, 20 баллов)
разгадывание кроссворда; (15 баллов)
решение криминалистической задачи; (20 баллов)
разгадывание ребусов; (20 баллов)
И в шутку, и всерьёз.
Разминка (шуточные вопросы); (12 баллов)
шуточная сценка; (20 баллов)
шуточное стихотворение; (10 баллов)
музыкальный конкурс (20 баллов)
Итоги турнира.
Караоке.
Что может быть быстрее мысли? В одно мгновение она переносит нас и к далёким звёздам, и в глубину веков, и в дали будущего. Конечно, нет в природе ничего совершенного, чем эта поразительная способность человека с непостижимой быстротой создавать образы, отвлечённые понятия и находить обобщения. Проверим, насколько быстро вы умеете мыслить и проведём разминку.
И в шутку, и всерьёз.
Разминка (шуточные вопросы). Участвуют все члены команды. За каждый убедительно сформулированный ответ - 2 балла. Команды отвечают по очереди. В случае неверного ответа ход передаётся команде соперника.
Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру на команду "По порядку номеров рассчитайся". (В какой системе счисления?).
О какой компьютерной программе идет речь в песне:Он мне дорог с давних лет,И его милее нет,Этих окон негасимый свет.(Операционная система Windows).
Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (Все они связаны со словом "винчестер").
Почему на компьютерном жаргоне процессор называется камнем? (Основой микросхемы процессора является кристалл кремния высокой степени чистоты).
Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Хранение информации).
А всё-таки: в какой системе счисления лучше получать стипендию? (В любой).
Подводятся итоги разминки. Баллы заносятся в компьютер.
И так немного размялись, теперь проверим, насколько серьёзно вы относитесь к изучению информатики.
1.Турнир смекалистых
а) конкурс знатоков
Из предложенных ответов выбрать правильные:
(Тест на ЭВМ)
Отвечают по 3 участника команд.
Баллы выдаются компьютером. Затем суммируются для каждой команды, и находится средний балл.
Фраза из 19 символов занимает в оперативной памяти
а) 19 битов;
б) 19 мегабайтов;
в) 1 килобайт;
г) 152 бита.
(г)
Для хранения какого объекта потребуется наибольший объем памяти?
а) Слово "укроп";
б) число 22;
в) слово "десять";
г) число 777.
(в)
Для хpанения какого объекта требуется наименьший объем памяти?
а) Целое число;
б) вещественное число;
в) строка символов из 10 слов;
г) цвет точки черно-белого изображения.
(г)
Слово "логика" обозначает:
а) форму мышления, в которой отражаются признаки предмета;
б) совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления;
в) мысль, в которой что-то утверждается или отрицается;
г) прием мышления, когда из исходного знания получается новое знание.
(б)
Повествовательное предложение, относительно которого можно сказать истинно оно или ложно - это ...
а) высказывание;
б) силлогизм;
в) понятие;
г) логика.
(а)
Логическая операция ... истинна всегда, кроме случая, когда оба высказывания ложны:
а) импликация;
б) эквиваленция;
в) дизъюнкция;
г) конъюнкция.
(в)
Точное и понятное предписание исполнителю совершить определенную последовательность действий называется ...
а) программой;
б) исполнителем;
в) алгоритмом;
г) правилом.
(в)
Свойство алгоритма всегда состоять из отдельных шагов - это...
а) понятность;
б) однозначность;
в) дискретность;
г) массовость.
(в)
Наглядное графическое изображение алгоритма - это ...
а) блок-схема;
б) запись на естественном языке;
в) алгоритмический язык;
г) рисунок.
(а)
Как называется этап решения задачи на ЭВМ, который следует после постановки задачи?
а) конструирование алгоритма;
б) математическая модель;
в) перевод алгоритма в программу;
г) компьютерный эксперимент.
(б)
Как называется составная команда, у которой та или иная серия команд выполняется после проверки условия?
а) команда повторения;
б) простая команда;
в) команда ветвления;
г) циклическая команда.
(в)
Ваня учится в I классе и хорошо знает таблицу умножения, но не знает английский язык. Какие сообщения могут быть информативны для Вани?
а) 2*8=16.
б) My friend is schoolboy.
в) Ваня учится в школе.
г) В английском алфавите 26 букв.
(г)
В корзине лежат 16 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
а) 16 битов;
б) 8 битов;
в) 4 байта;
г) 4 бита;
(г)
Информационное сообщение имеет объем 12288 бит, что равно
а) 1536 Кбайт;
б) 1,5 Мбайт;
в) 1,536 Кбайт;
г) 1,5 Кбайт.
(г)
Модем обеспечивает подключение к телефонной сети:
а) принтера;
б) сканера;
в) компьютера;
г) факса.
(в)
Неверно утверждение:
а) с ПК невозможно работать без процессора;
б) с ПК невозможно работать без оперативной памяти;
в) с ПК невозможно работать без клавиатуры;
г) с ПК невозможно работать без принтера.
(г)
Во время выполнения программа хранится в:
а) клавиатуре;
б) процессоре;
в) оперативной памяти;
г) мониторе.
(в)
Кристаллы, используемые в большинстве компьютеров изготавливаются из
а) меди;
б) железа;
в) кремния;
г) марганца;
(в)
Назовите первую ЭВМ:
а) ЮНИВАК;
б) Машина Паскаля;
в) Машина Лейбница;
г) ЭНИАК;
(г)
Назовите устройство, положившее начало 3-му поколению ЭВМ?
а) электронная лампа
б) транзистор
в) датчик
г) интегральная схема
(г)
б) Разгадывание кроссворда
Остальные участники команд во время тестирования разгадывают кроссворд. Выигрывает та команда, которая сделает это правильно и быстро.
Гибкий магнитный диск.
Устройство вывода информации на бумажный носитель.
Последовательность записей, размещаемая на запоминающих устройствах и рассматривающаяся как единое целое.
Устройство вывода информации.
Последовательность операторов, предназначенных для выполнения каких-то записей.
Последовательность действий, направленная для достижения конкретной цели.
Единица измерения информации.
Элементарная единица информации.
Жёсткий диск.
Название системы управления базами данных.
Программа для подготовки текста.
В результате вы должны получить слово по вертикали, обозначающее название предмета, изучаемого в 8-9 классах в школе.
Ответы на кроссворд
1. Дискета. 2. Принтер. 3. Файл. 4. Монитор. 5. Программа. 6. Алгоритм. 7. Байт. 8. Бит. 9. Винчестер. 10. Карат. 11. Редактор.
Ключевое слово - информатика!

Подведение итогов двух конкурсов. Итоги подводятся на демонстрационном компьютере.
Ведущий:
Человек поставил себе на службу объективные законы природы и создал совершенно новые орудия труда - "думающие машины". Трудно назвать область знаний или сферу человеческой деятельности, где бы они не применялись.
Известно, что ЭВМ могут сочинять стихи. Вот одно из стихотворений, написанное машиной.
Стихотворение, написанное ЭВМ
Ночь кажется чернее кошки этой,Края луны расплывчатыми стали,Неведомая радость рвётся к свету,О берег бьется крыльями усталыми.Измученный бредёт один кочевник,И пропасть снежная его зовёт и ждёт,Забыв об осторожности, плачевноНад пропастью мятущийся бредёт.Забытый страх ползёт под потолки,Как чайка, ветер.Дремлет дождь. Ненастье.А свечи догорают… Мотыльки.Вокруг огня все кружатся в честь Бастер.
2) И в шутку, и всерьёз.
Шуточное стихотворение (БАСНЯ)
Вам предлагается выписать из стихотворения и озвучить слова, относящиеся к названию устройств ЭВМ. Работает 1 участник команды. Капитан решает криминалистическую задачу. 3 участника от каждой команды поют частушки.
Басня
Однажды программист пошел воды напиться.И надо же тому случиться, на беду,Компьютер он оставил на видуУ толстого, ленивого кота.У рыжего моментом скукотаВдруг улетучилась,И, приёмов пять кряхтя на стол взвалился онИ ну гулять по кнопкам ЭВМИ за изящной "мышкою" гоняться.Компьютер запищал.Тараща свой дисплей на жирного кота,Шкалою заморгал, пытаясь защищаться,Но тщетно.Гибкий диск устал вращатьсяТо в бокТо в бегТо вскачь,То вверх.Процессор верещит, как дикийОЗУ и ПЗУ сплелись проводами,А принтер раскаленными болтамиБумагу жжет.Но от когтистых лапПокоя всё не знал "ки-борд"И может быть, не быть компьютеру в живыхДа Канарейка заскучав на жерди,Из клетки выпорхнув,Насвистывая ВердиВоспользовалась тем, что у котаВсе лапы заняты,И ну щипатьКонец его хвоста.Кот заорал и носом в дисковод,А там его мотором так примяло,Что вырвался едва он.ДаНемалоХолёной шерстиНа диск системный намотало.Очухавшись едва, все бедыКот канарейке приписал.И уж почти её достал,Но тут, попив, поспав и плотно пообедавНаш Программист вошёлИ их застал.Извлечь мораль из басни просто:Кот должен есть мышей, а Канарейка - просо.А программист обязан знать,Что уходя попитьКомпьютер надо выключать,Кота на крышу выпускать,А Канарейку - запирать,А уж потом спокойно спать.
Трем участникам каждой из команд даётся задание спеть частушки про мышку. Они могут выйти из класса, чтобы прорепетировать. Сочинение своей частушки даёт дополнительные 5 баллов команде.
Частушки про мышку
Ты по коврику бежишь,Хвостиком махаешь,Ты, хорошая моя,Работе помогаешь.От тебя я без ума,Без тебя мне плохо.Нажимая на тебя,И в файле без подвоха.Твои глазки, как алмазки,Лапочки пушистые.Ты глазенками моргнешьИ программу нам найдешь.
Криминалистическая задача капитанам.
Нарисовать электронную схему автомата, который условно можно назвать ДЕТЕКТОРОМ ЛЖИ. Принцип работы автомата:
проверяемый человек должен ответить на 4 вопроса;
если человек лжёт, отвечая на вопрос импульс (сигнал) 0
на выходе автомат подаёт импульс 1 только в том случае, когда человек лжёт в ответах на все 4 вопроса или говорит правду только при ответе на первый вопрос.
При решении задачи можно воспользоваться подсказками. Каждая подсказка уменьшает количество баллов за конкурс на 5.
Решение:
1) Автомат имеет 4 входа и один выход.
A B C D X
0 0 0 0 1
0 0 0 1 0
0 0 1 0 0
0 0 1 1 0
0 1 0 0 0
0 1 0 1 0
0 1 1 0 0
0 1 1 1 0
1 0 0 0 1
1 0 0 1 0
1 0 1 0 0
1 0 1 1 0
1 1 0 0 0
1 1 0 1 0
1 1 1 0 0
1 1 1 1 0
2)
Заслушиваются ответы по басне и частушки.
Подводятся итоги конкурсов по басне, частушкам и по ребусам.
Остался заключительный конкурс Шуточная сценка.
По одному участнику от каждой команды готовятся сыграть нам эту сценку.
Диалог
Она: - Серёжа, дорогой, как тебе нравится моё новое платье? Элегантное?Он: - Какой ужас? Элементарную программу не могу составить.Она: - Сергей, ты считаешь, что можно не отвечать мне? Какой ужас!Он: - Считаешь, считаешь - не получается. Что-то в программе…Она: - Я для тебя ноль…Он: - Неужели деление на ноль? Быть не может.Она: - Ты не можешь уделить одну минуту. Ты вообще не видишь меня, смотришь как через стекло…Он: - Причем здесь стек…Она: - Всё, моя чаша терпения переполнилась.Он: - На переполнение не похоже.Она: - Я знала, что ошибаюсь, ещё когда мы регистрировались.Он: - Ошибка в регистрах…Конечно не из того беру.Она: - Ты никогда не понимал меня. Я измучилась.Он: - Всё понятно. Эх, если бы иметь машину, умеющую по-настоящему вести диалог с человеком, разве бы я мучился.Она: - Раз ты этого хочешь, я ухожу. Ты не любишь меня. Всё. Кончено.Он: - Галинка, милая! Всё! Ура! Кончено. Готовая программа. Теперь мы заживём.Она: - Не готова я уходить.Он: - Поторопился и ошибся. Еле исправил. Не стоит торопиться.Она: - И до регистрации он тоже такой-же был. Не говорит, не говорит, потом скажет слово, другое… Много ли женщине для счастья надо?Он: - Сережа, дорогой, как тебе нравится моё новое платье?
Я расскажу вам случай из жизни школы.
Рассказ сопровождать записями на доске.
Однажды на уроке информатики мы задали ЭВМ следующий вопрос: "Что требуется для того, чтобы получить аттестат об окончании школы?"
И каково же было удивление, когда машина ответила: "Приказ о зачислении в школу". Мы всё ещё стояли с раскрытыми ртами, когда она привела следующее доказательство:
"в году 365 дней, из них 52 воскресных и, по крайней мере, 10 других дней отдыха - праздничных. Летние и зимние, осенние и весенние каникулы продолжаются 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 183 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь же день продолжаются занятия, а около четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадают. Остаётся всего-навсего в году 5 дней учебных за 11 лет - 55 дней. Многому ли можно научиться всего за 55 дней? Так что аттестат можно выдавать сразу же после зачисления в школу. А вы как думаете?" Подведение итогов.