Внедрение в образовательный процесс учебного Сервисного центра, для повышения профессионального уровня выпускников техникума и воспитания интереса к выбранной специальности (профессии).


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГБОУ СПО Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова Статья на тему: Внедрение в образовательный процесс учебного Сервисного центра, для повышения профессионального уровня выпускников техникума и воспитания интереса к выбранной специальности (профессии). Автор: Зуева Анна Александровна Преподаватель специальных дисциплин Самара 2013 г. Внедрение в образовательный процесс учебного Сервисного центра, для повышения профессионального уровня выпу скников техникума и воспитания интереса к выбранной специальности (профессии). Мы живѐм в мире , который динамически развивается и меняется во всех направлениях. Терпят изменения и модернизацию: технологии, методы, средства и формы. Современная система образования не исключение, она открывает широкий спектр специальностей, шагая в ногу с прогрессом, основываясь на потребностях работодателей . Престиж учебного заведения складывается из многих показателей, одним из которых явля ется качественная организация учебной практики, а также наличие договоров на организацию производственной практики с ведущими предприятиями, фирмами и организациями региона. Главной задачей образовательного учреждения является: выпуск конкурентоспособного , коммуникабельного, профессионально компетентного специалиста, умеющего применять полученные знания, умения и навыки для решения профессиональных задач. Многие учебные заведения среднего профессионального образования имеют в своѐм спектре специальностей направление по проектированию и разработке информационных, автоматизированных и аналитических систем . Подготовка специалиста в этой сферы имеет свою особенность, обусловленную быстро развивающейся профессиональной областью: новые подходы к программированию, новые методы и средства создания информационных систем, а также постоянно меняющийся рынок программного и аппаратного обеспечен ия, широта применения IT - технологий в сферах общественной деятельности . Это заставляет образовательное учреждение внедрять альтернативную форму организации учебной практики , например, через деятельностный подход, внедряя активные формы обучения. Одной из такой форм является создание на базе обра зовательного учреждения учебной фирмы , которая является прообразом реального предприятия. Даная форма обучения в научно - педагогической литературе определена как форма имитационного моделирования профессиональной д еятельности . [1,2] Учебная фирма как форма организации образовательного процесса не новинка . Наибольшее применение получила при подготовке специалистов в области менеджмента, экономики, сферы обслуживания, увы, менее богатый опыт внедрения при подготовке специалистов IT направления. И дея "учебной фирмы" зарождалась в странах Европы в XVIII - XIX вв., и до начала XX века это название менялось с «Обучающий офис» на «Моделируемый офис», затем «Имитируемый офис», позд нее «Поддельный офис». В Вене появляется первый моделируемый офис в 1860 году, инициатива создания исходила от Ассоциации коммерческих колледжей. В Германии также были основаны практичные фирмы для коммерческого обучения. После Второй Мировой войны форма «практичные фирмы» получила распространение в качестве инструмента для профессиональной реабилитации. В процессе занятий инициировали обучающие ситуации, применяя их как средство обучения внутреннему сервису для практичного бизнеса. Более того, работа в п рактичной фирме помогала обогатить теоретическую и практическую работу в группе . В России эта идея получила практическое применение с 1999 года в рамках Международного проекта TACIS "Учебные фирмы в России" при участии Санкт - Петербургского государственного университета экономики и финансов, который реализует инновационный образовательный социальный проект. В реализации проекта выделяются два независимых интегрированных уровня: 1 уровень - учебные фирмы создаются на базе учреждений среднего и средне - специал ьного образования; 2 уровень - учебные фирмы создаются в системе высшего и дополнительного профессионального образования. Приоритетная цель данного проекта - формирование инновационной образовательной среды путем развития и внедрения технологий подготовк и специалиста с системным мышлением, умеющего принимать нестандартные решения в меняющихся условиях внешней среды [ 3 ]. В ГБОУ СПО Самарском техникуме авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова, на базе кабинета Информационных систем был создан учебный Сервисный центр с целью формирования у студентов профессиональных компетенций согласно профилю специальности, путѐм решения профессиональных задач в рамках профессиональной направленности . Студенты, обучающиеся по специальности 230401 Инфор мационные системы (по отраслям) автоматически переходя на 2 курс обучения , регистрируются в центре. Структура Сервисного центра разработана таким образом, что на каждом курсе обучения, студент, занимаясь в центре, осваивает профессиональные компетенции согласно рабочим программам и профессиональным модулям, изучаемым на курсе. В начале каждого учебного года студент получает дневник с перечнем профессиональных и общих компетенций в рамках каждой дисциплины и профессионального модуля , которые он должен осв оить. В процессе работы в центе он решает профессиональные задачи, применяя как стандартные, т ак и нестандартные методы . Аппаратная и программная среда техникума позволяет профессионально и качественно, организовать работу Сервисного центра , ставя пере д участниками процесса реальные задачи и сроки выполнения. Студенты могут получить опыт работы в группе и индивидуально. По окончанию каждого курса студент проходит тестирование и собеседование с приглашѐнным специалистом (по профилю специальности) с пре дприятия или фирмы, который даѐт оценку его полученным профессиональным навыкам и его готовности выполнять работы предусмотренные данным курсом. В данном случае работодатель получит квалифицированного специалиста, подготовленного согласно его требования м. Специалисты с предприятий так же, вносят коррективы и предложения в работу центра согласно требованиям работодателей, что позволяет студенту при окончании образовательного учреждения быть конкурентоспособным и отвечать всем требованиям работодателей. Также после окончания учѐбы выпускники могут получить хорошие рекомендации и характеристики на предприятия. Так как участие в работе Сервисного центра не является обязательным , а так же за частую, многие студенты не готов ы осваивать самостоятельно новые знания и навы ки в области своего функционала, не готов ы к трудоемким проектам при выполнении заказа за счет внеаудиторного времени, это приводит к ряду проблем в организации работы центра. Для решения данной проблемы происхо дит мотивация студентов через их реальные требования как будущих сотрудников центра, такие как заработная плата, условие работы, перспективы дальнейшего карьерного роста и трудоустройство на предприятия города и области. Таким образом, внедрив в образова тельный процесс Сервисный центр, техникум проявляет инте рес у студентов к специальности . Готовит более квалифицированных, профессиональ но ориентированных специалистов, готовых составить здоровую конкуренцию на рынке труда. Список используемых источников и нформации. 1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. 2. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с. [электронная версия]. Режим доступа (http://www.pedlib.ru/Books/6/0194/6_0194 - 1.shtml), свободный (28.06.2011). 3. Центральный офис учебных фирм России [электронный ресурс]. Режим доступа (www.cotfor.ru), свободный (05.07.2011).