Выступление на ДМО Дидактические игры в рамках реализации УМК в обучении детей двум государственным языкам


Педагогическая система по усвоению татарского языка русскоязычными детьми на современном этапе реализуется на основании Постановления кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк» и с использованием учебно-методического комплекта по обучению детей двум государственным языкам разработанным МОиН РТ Учебно- методический комплект является основой дидактических игр по обучению детей татарскому языку, потому что дидактическая игра - основной метод и форма организованного обучения, и самостоятельного закрепления пройденного материала. 1. Способствовать лучшему усвоению программного материала 2. Усвоить лексику татарского языка 3. Закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к обучению татарскому языку В основе любой игровой методики ОД лежат следующие принципы: Актуальность дидактического материала помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные. Соревновательность создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов служат любые командные игры когда одна половина задает вопросы – другая отвечает на них : «Бу нәрсә?», «Нинди?», «Нишли?», «Ничә?» . Каждая игра должна содержать элемент новизны.Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной,игра- дело добровольное. Дети должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую. Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методическихсредств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимоне только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми. Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения. игры с дидактическими игрушками настольно-печатные игры, словесные игры Игры-путешествия Игры-поручения. Игры-загадки Игры-беседы Виды дидактических игр интерактивные игры Сюжетно-ролевые игры игры с дидактическими игрушками настольно-печатные игры словесные игры Игры-путешествия Игры-поручения. Игры-загадки Игры-беседы Дидактическая игра «Ромашка» по УМКЦель игры: Продолжать развивать диалогическую речь, уточнить и активизировать словарь глаголами на татарском языке, закрепить умение отвечать на вопрос «Что делает? »(Нишли?) , совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели: предмет – действие с опорой на картинки и пиктограммы на татарском языке. Развивать и стимулировать внимание, мышление и память.Материал для игры: круги с изображением людей и животных, пиктограммы с действиями на лепестках цветка.Ход игры:Игра проводится с 2 -3 детьми. В центр стола кладется круг с изображением животного или человека.Воспитатель спрашивает: «Бу кем? » (Это кто? ) или «Бу нәрсә? »(Это что?) .Ребенок называет. Затем дети поочередно берут по одному лепестку, прикладывают его к кругу, при этом проговаривая получившиеся предложения на татарском языке.Например: «Куян ашый». (Заяц кушает) . Яңа чыккан УМК ныТырышып өйрәнәбезДиалогларда катнашыпАралашып китәбез.Уенчыклар, ашамлыкларГаиләне дә белдек.Тормышта кирәк булыр дипСанарга да өйрәндек.Мултьфильмнар да карыйбызДәфтәрдә дә эшлибезТатарчаны үз тел кебекӨйрәнергә телибез.“Әкият илендә” дәСәяхәттә булабызГөлчәчәк белән бергәләпСүз истә калдырабыз. Низамова Т.Х. В татарском кабинете имеется более 50 дидактических игр Проведена консультация для воспитателей на тему «Дидактические игры по УМК» В результате во всех группах ДОУ сделаны дидактические игры по УМК для закрепления пройденного материала Для повышения интереса детей к татарскому языку я использую компьютерные дидактические игры Каков же результат использования этих игр? Хочется отметить , что, действильно,разработанные игры увлекают и в непринуждённой обстановке погружают ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков. Кроме того, дети упражняются в диалогической речи, что является немаловажным фактором освоения языковой культуры и особенностью нового УМК. УМЕЛОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКИХ ИГР:способствует лучшему усвоению программного материала и углублению знаний, пополняет и расширяет словарный запас, позволяет закрепить речевой материал в игровой форме,развивает мышление, воспитывает и поддерживает у детей живой интерес к языку.