Инновационные подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях РТ


«Инновационные подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан»(2 секция)
Багаутдинова Гульнара Загитовна, старший воспитатель,
Давлетзянова Регина Дамировна, воспитатель по обучению татарского языка,
Сармановский р-н, п. Джалиль, МБДОУ №6 «Теремок».
В современных условиях развития общества татарский язык становится обязательным компонентам обучения не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. Ранее обучения татарскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес языковому и культурному многообразии Республики Татарстан, уважение к языку и культуре татарского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. (1 – 4 слайд)
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
Обучение дошкольников государственным языкам в республике Татарстан с использованием нового учебно - методического комплекта предполагает совместную работу педагогов с родителями.
Цели, которые мы ставим перед ребёнком,  являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками и определен вектор развития образования детей в республике – растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
В целях реализации первоочередных мероприятий стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 Министерством образования и науки РТ изданы методические материалы по 6 направлениям. (5 слайд)
Итоги проведенного тест-опроса русскоязычных педагогов по владению татарским языком показали что имеет место необходимости провести курсы для данной категории. Составлена база данных о педагогах, нуждающихся в обучении, график обучения. Обеспечили раздаточным и электронным материалом по УМК. По необходимости курсы возобновляются, проводятся контрольные тестирования. (6 слайд)
Исходя из целей обучения русскоязычных детей татарскому языку, необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер, т.е. нужно создавать предметно развивающую и языковую среду. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды. (7 – 8 слайд)
Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском  языке в рамках предметной среды. Эта среда носит дидактический и интерактивный характер. Педагогический коллектив сообща с родителями создали специализированный кабинет  для занятий татарским языком, работает музей «Үткәннәргә сәяхәт». (9 , 10 слайд)
В феврале 2012 года в ДОУ были получены первые учебно - методические комплекты, аудио-видео материалы. (12 слайд)
Воспитатели групп имеют возможность периодически размещать демонстрационные материалы у себя в группах, для закрепления пройденного материала по обучению татарскому языку в режимных моментах. (13 слайд)
В группах заведены журналы выдачи аудио и видео материалов родителям, для домашнего просмотра совместно с детьми, что позволяет ближе познакомится тем, чем живет их ребенок в саду, что изучает. В свою очередь в методическом кабинете для воспитателей создан аналагичный журнал выдачи не только аудио и видео материала, но и дидиктических пособий, наглядного материала. (14 слайд)
В каждой возрастной группе педагогами создана картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр, наглядно демонстрационных материалов.
Добиться успеха в обучении русскоязычных детей татарскому языку позволило, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, с другой стороны, создание татарской  языковой и развивающей среды.
 Координация усилий педагогов и родителей предшествовала и сопутствовала развитию двуязычной языковой среды нашего ДОУ.
На собраниях, семейных клубах, в консультациях педагоги и воспитатель по обучению детей татарскому языку, с помощью презентаций помогают родителям лояльно воспринимать изучение татарского языка как второго государственного языка в РТ. Педагоги нашего ДОУ рекомендовали родителям «УРОКИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ОНЛАЙН "С НУЛЯ" на сайте http://anatele.ef.com; советовали посещать официальный сайт МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование», где размещены новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях для ознакомления и использования по закреплению пройденного материала по татарскому языку в семье и другая необходимая информация. (15, 16 слайд)
Для размещения информации родителям в период апробаци, сейчас уже в период реализации и изпользования УМК творческой группой педагогов ДОУ и родителей разработаны стенды с логотипом Солнышко.
Проводятся презентации УМК по обучению двум государственным языкам с целью вовлечения педагогов, родителей в процесс обучения, был рекомендован просмотр телепередачи по воскресеньям в 9.30 по каналу ТНВ “Әкият илендә” – “В стране сказок”, где происходит закрепление пройденного в детском саду материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК. Родители каждой группы информированы о дне и времени транслируемой детской передачи. (17-19 слайд)
Родители наших воспитанников и педагоги имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей не только на открытых просматрах НОД, в повседневной жизни, но и при присмотре  телепередач, чтений статей в городских газетах. (20 слайд)
Мотив -  важнейший компонент в структуре речевой деятельности.
Педагоги ДОУ  целенаправленно и последовательно создают положительную мотивацию удовольствия от общения и сотворчества со взрослыми и детьми для каждого ребенка в течении всего воспитательно-образовательного процесса, организуют ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые), творческие задания, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию инициативной речи, творческих речевых умений. К этому процессу с удовольствием подключаются и родители наших воспитанников. Участвуют в конкурсах поделок и рисунков по просмотренным мультфильмам.
Положительные аспекты внедрения УМК в сравнении с предыдущими формами обучения:
- Объём словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-7 лет 167 слов, что соответствует возрастным оособенностям дошкольника. УМК позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала. ( 25 слайд)