Статья «Современные подходы к обучению географии – метод проектов»


Статья «Современные подходы к обучению – метод проектов»
Переход на новые образовательные стандарты требует от участников образовательного процесса совместных усилий и современных подходов.
Необходимо сделать так, чтобы школьники осознанно, заинтересованно подходили к процессу обучения.
Необходимо направить, научить, вселить уверенность, разбудить любознательность в каждом. Необходимо помнить что, свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
Главная задача школьного образования - не только познакомить ученика с основами различных наук, но и воспитать человека – гражданина, который, овладев «знаниями-умениями-навыками», обладал бы важнейшими для общества ключевыми компетенциями. Предприимчивость, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, способность принимать решения, умение творчески относится к выполнению поставленной задачи, желание постоянно учиться новому – вот те качества, которыми должен обладать современный выпускник.
Для воспитания этих качеств и развития необходимых способностей, для того чтобы не отставать от требований времени, современному учителю необходимо использовать разнообразный арсенал учебных приемов и технологий. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. По-моему мнению, проектная деятельность – это уникальная технология, включающая в себя ряд других современных педагогических приёмов и технологий.
Я не буду сегодня в своём выступлении останавливаться на теоретических основах этой технологии (этот материал без труда можно найти в интернет и литературе), я хотела бы остановиться на применении этого метода на практике – в урочной и внеклассной деятельности по предмету.
Так случилось, так сложились обстоятельства, что географию я преподаю только 4 год (по географии опыт небольшой, следовательно, и результаты скромные) до этого времени я преподавала историю и обществознание. Но метод проектной деятельности был любимым моим методом на всём протяжении моей педагогической деятельности (а это 27 лет), даже тогда, когда он не был так популярен как сегодня. Я хотела бы поделиться некоторыми мыслями, нет даже не мыслями, а твёрдыми убеждениями о значимости и полезности данной педагогической технологии.
Этот метод даёт возможность подойти к процессу обучения дифференцированно, учитывая интересы, уровень подготовки, желание, творческий потенциал каждого в отдельности ученика в рамках учебной программы.
Этот метод многогранен, следовательно, нет ощущения повторяемости. Он разнообразен по продолжительности реализации (от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более), по количеству участников ( индивидуальные, групповые, коллективные), по доминирующей деятельности (информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные),по содержанию и привязке к учебным дисциплинам - монопредметные и межпредметные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.  Он имеет чёткую структуру, этапы, освоив которые, легко браться за осуществление любого творческого дела.
Этапы проекта:
Проектировочный (разработка сценария: варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование).
Подготовительный (проблемно-целевой: предметная область, тема, цели, задачи, аннотация).
Практический (сбор и анализ информации, подготовка презентаций, публикаций, аналитическая работа).
Контрольно-коррекционный (промежуточное обсуждение, корректировка).
Защита проекта (самооценка, оппоненты, выводы).
Работая в этой педагогической технологии, я могу выделить ряд положительных черт:
Работа над проектами стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, как на уроках, так и в неурочное время.
За последние два года работы участниками проектной деятельности стали практически 90 процентов моих учащихся (я учитываю и коллективные, индивидуальные проекты),
9-ков со своими проектами успешно выступили на традиционной школьной конференции «Мои университеты»
9 учащихся 9-в класса (класса КРО) достойно защитили свои проекты по темам географического краеведения на выпускном экзамене по географии.
18 выпускников 11 класса защитили свои проектные работы перед учащимися 5 -7 классов во время игры по станциям «Путешествие по странам мира». Каждый проект оформлен на диске и вошёл в методическую копилку кабинета географии. Огромный труд + праздник, подаренный педагогам и ученикам среднего звена.
Этот вид проектной деятельности так понравился старшеклассникам, что в этом учебном году заявку на индивидуальные проекты, сделали не только выпускники, но и учащиеся 10 класса.
Учащиеся 6 – 8 классов принимают активное участие в коллективных или краткосрочных проектах по таким направлениям как:
6 класс «Живая планета», «История изучения и освоения Земли», «От кого надо защищать нашу планету» и др.
Большой интерес у учащихся вызывают творческие учебные проекты, связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия.
7 класс
«Эти разные материки и океаны», «Уникальные находки» и др.
класс
«Золотое кольцо России», «В защиту окружающей среды».
(сценарий «Памяти знаменитого полярника Г.Я. Седова»;
пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк;
путешествие по рекам России (Енисей, Лена, Обь, Волга, Амур.);
диалог «Глобальные проблемы человечества»;
ролевая игра «Путешествие по Австралии»;
отчет исследовательской экспедиции по Амазонии;
заочное путешествие «Необычайные памятники мира»)
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Девиз работы нашей школьной воспитательной системы – ШКОЛА БЕЗ НЕУДАЧНИКОВ и этот девиз успешно реализуется не только во внеурочной деятельности учащихся, но и на уроках. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание самостоятельно, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы. Практика показала, что эти дети, освоив технологию проекта, часто хотят закрепить свой успех и активно включаются в учебную деятельность.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования. Они достигают высоких результатов.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Этот метод обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу Итог проектной деятельности может быть выражен в той форме, которая приемлема для определённого школьника. Например, научная конференция, научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, пресс-конференция, путешествие, реклама, игра, экскурсия, а также итог работы может быть выражен в презентации, в публикации, в создании модели или диафильма, выступлении на конференции, создании плаката, диска, набора открыток.
Анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее показывает, что участники проектной деятельности не испытывают страха или дискомфорта.
4. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме:
самостоятельно выявлять проблемы;
самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;
конкретизировать тему проекта;
планировать самостоятельную работу;
выбирать рациональные и оптимальные способы достижения цели;
формулировать выводы, оценивать результаты своей деятельности, проводить рефлексию.
5. Повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных и межпредметных областях.
Качество знаний по географии в 2011 – 2012 году в 7-х классах по мониторингу составил 46 процентов, а в 2012 – 2013 году в 6-х классах качество выше областного. Качество знаний по предмету в 6-б, 11 классах 100 процентов.
6. Перспективы развития – применение навыков проектной деятельности в других сферах деятельности. Исследовательская деятельность. Участие в конференциях и конкурсах различных уровней. Результативность.
Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, интегрировать их, видеть проблему, формулировать проблемные вопросы и отвечать на них.

  7. Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы. Например, при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» предлагаю учащимся разработать концепции решения ряда глобальных проблем.
   Изучение регионов России и отдельных стран мира вызывает у учащихся интерес, но жёсткое следование типовому плану может постепенно его снизить. Поэтому при изучении стран и регионов использую метод проектов, который позволяет создать у учащихся «образ территории» на долгие годы, акцентировать внимание на наиболее характерных чертах  территории.  В таких проектах представлен социальный и культурный аспект.
Работа над проектами сплачивают детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
Навыки проектной деятельности, приобретённой в школе, даст в дальнейшем возможность ребёнку правильно планировать и своё будущее. А ряд проектов могут даже стать смыслом жизни.
Так, в рамках создания этнографического музея в нашей школе, осуществляется грандиозный проект социально и культурно значимый для формирования гражданской позиции и формировании патриотической позиции учащихся и их родителей. Гражданско-патриотический центр. Каждый праздник – это проект, каждая экскурсия – это проект, каждая исследовательская работа – это проект.
Проектная деятельность имеет определённую структуру, научиться организовывать проектную деятельность нужно, потому, что работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. На уроках меняется стиль общения учащихся. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать. 
Этот метод даёт возможность не останавливаться на достигнутом, даёт перспективы развития:
увеличение доли проектов исследовательского характера;
дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;
участие в телекоммуникационных проектах и их организация;
руководство старшеклассников, с развитыми проектными умениями, работой над проектами младших школьников;
проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов школы, города, обмен опытом работы;
участие в организации и проведении городского конкурса учебных проектов;
разработка элективных курсов, уроков, семинаров предметного и межпредметного содержания для профильного обучения;
участие в конкурсах инновационных проектов;
проведение проектного дня на природе и т.д.
Как говорил Вольтер: Для великих дел необходимо неутомимое постоянство! Я желаю вам этого постоянства в реализации проектной деятельности.
Ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!