Устный контроль при коммуникативно-направленном подходе к обучению иностранным языкам


Устный контроль при коммуникативно-направленном подходе к обучению иностранным языкам
Учитель: Кожеурова Т.В.
Контроль является важнейшей составляющей учебного процесса без него невозможно обеспечить эффективность обучения. Используемая на практике манера устного контроля отдаляет ученика от учителя, делает педагогическое обучение "устрашающим" или "дистанционным" ,поскольку ребёнок в значительно большей степени, чем взрослый реагирует на негативное отношение к себе ,проявляющееся именно при контроле ,так как результаты нередко не удовлетворяют и раздражают учителя.
Коммуникативный подход к обучению превращает учителя и учащихся в равноправных партнёров по педагогическому общению.
А.А. Леонтьев определяет педагогическое общение как «профессиональное обучение преподавателей с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные функции и направленное (если оно полноценно е и оптимальное) на создание благоприятного педагогического климата, а также на другого рода оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри учебного коллектива». Данное определение наглядно показывает, что педагогическое общение происходит и в процессе контроля, поскольку он является определённым видом взаимодействия учителя и его учеников. Изменение ролей учителя и учащихся в ходе педагогического общения должно отразиться и на контроле. Только трансформация субъектно- объектных отношений учителя и учащихся при контроле в субъектно-субъектные позволит учителю осуществить оптимальное педагогическое общение. Естественность отношений при контроле достигается путём преобладания скрытого контроля над открытым.
Скрытый контроль органически вплетается в канву общения ,контролирующая деятельность преподавателя при этом остается незаметной для обучающихся, что позволяет снять страх, избежать эмоциональную напряженность, постоянное ожидание критики, характеризующие традиционный контроль.
В педагогическом общении выделяется 3 его стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
В процессе контроля коммуникативная сторона выражается в обмене информацией при ответах обучающихся, в сообщении дополнительной информации учителем и в его оценке. Именно речевое поведение преподавателя придает контролю коммуникативный характер, при этом особое значение имеют этикетные формулы периодического общения, используемые в ходе контроля, так как с их помощью создается непринуждённая обстановка сотрудничества, способствующая наиболее полному раскрытию учащимися своих коммуникативных возможностей. Например, используя условное наклонение (Я бы хотел, Мне бы хотелось) учитель стимулирует свободный обмен мнениями учащихся. Кроме того, учитель может «втянуть» учащихся в общение с помощью глагола «invite», что с одной стороны (позволяет) оставляет право выбора за учащимися, с другой стороны, подчёркивает вежливость и мягкость обращения.
Интерактивная сторона контроля выражается во взаимоотношения х учителя и учеников.
Для создания доверительных отношений необходимо подбадривать и стимулировать учащихся во время ответов, а оценку начать с похвалы ,что способствует снятию скованности, вселяет веру в успех, при этом вторая часть оценки может содержать и замечания.
Как правило ,отрицательные эмоции создаются при критики учителем учащихся.
Для ее смягчения учитель напоминает об успехах учащихся ,пусть даже прошлых.
Этот момент сопоставление отрицательного с положительным , очень важен, так как обращается внимание на то ,к чему должен стремиться учащийся и чего он может достигнуть реально: "Твои знания поверхностные, но они есть( в отличие от упрёка Ты ничего не знаешь "или Ты отвечаешь за счёт прошлых знаний ,но опять -таки они должны быть,чтобы обучающийся мог их использовать.
Перцептивную сторону контроля отражают взаимовосприятие и взаимопонимание в системе "учитель- учащиеся".
С этим соотносится степень принятия - неприятия личности другого человека (полная, частичная), а также согласие/несогласие(полное, частичное).
Следовательно взаимоотношение может быть полным, частичным, либо возникает ситуация взаимного непонимания.
Полное взаимопонимание достигается при понимании учащимися важности поставленных задач и оценки их знаний.
Частичное взаимопонимание возможно в тех случаях ,когда учащиеся не понимают важности отдельных вопросов, по которым ведётся контроль ,но понимают все остальные.
В основе непонимания лежит несогласие учащихся с оценкой их знаний, что является следствием переоценки своих знаний или завышенных требований учителя.
Только единство всех сторон контроля, реализованных в соответствии с нормами педагогического общения ,сможет изменить характер контроля, сделав его коммуникативно направленным.
Устный контроль должен происходить в условиях ,стимулирующих активность учащихся, побуждающих их раскрыть свои возможности.
Для этого учащимся нужно понимать необходимость и важность контроля.
Ученики должны верить в компетентность и объективность учителя, а также в доброе отношение к ним.
Иначе говоря ,видеть в нём не судью, а союзника ,готового оценить их усилия, помочь и поддержать, с тем, чтобы сообща добиться наилучших результатов.
Важно ,чтобы контроль вызывал не страх или равнодушие, а удовлетворение и даже критика воспринималась бы как объективная и доброжелательная, идущая на пользу дела.
Именно учитель как организатор и руководитель педагогического общения в ходе контроля определяет его коммуникативный характер.
Для успешной реализации устного контроля необходимо, чтобы речевая деятельность учителя-говорение и слушание, которые служат средством осуществления его профессиональной деятельности ,обладали специфическими для педагогического общения качествами.
Выявление этих качеств и определение путей их формирования важно для совершенствования профессиональной подготовки учителя ,способного осуществлять устный контроль при коммуникативном подходе.
Контроль ,включённый в педагогическое общение ,можно разделить на три этапа: подготовительный ,основной и заключительный.
В ходе подготовительного этапа учителем создается атмосфера общения, благоприятная для контроля и формулируются контрольные задания.
На основном этапе контроля учитель выслушивает и направляет ответы обучающихся ,ставит дополнительные вопросы.
Заключительный этап содержит оценку ответов учеников.
Рассмотрим специфику говорения и аудирования как компонентов профессиональной деятельности учителя во время контроля.
Речь учителя подчинена основной коммуникативной цели :проверить сформированность умений устного общения обучающихся.
Однако наряду с основной целью говорения для каждого этапа контроля характерны специфические коммуникативные цели.
Коммуникативная цель первого этапа контроля - создать обстановку, благоприятную для контроля и стимулирующую мыслительную и коммуникативную активность учащегося. На втором этапе контроля речь преподавателя направлена на реализацию следующих коммуникативных целей: одобрить, исправить, уточнить, запросить дополнительную информацию, направить ответы в нужное русло. Коммуникативной целью третьего этапа является оценка ответов обучающихся.
Речевые акты говорение учителя в ходе контроля можно свести к четырём коммуникативным типам: побуждение-вопрос, стимулирование, запрос дополнительной информации, оценка.
На основе анализа специфики говорения как компонента профессиональной деятельности учителя при контроле, а также наблюдений вербального поведения учителей во время педагогического общения, определены следующие умения:
Умения подготовительного этапа:
-установить коммуникативную атмосферу, благоприятную для учащихся, снять напряжение, побудить их к ответу;
- чётко, ясно, коротко формулировать задания.
Умение говорения второго этапа:
- направить обучающегося на правильный ответ;
- запросить дополнительную информацию;
- исправить ответ в языковом и содержательном отношении;
- подбодрить, стимулировать учащегося.
Умения говорения заключительного этапа:
-оценить обучающегося положительно;
- выразить отрицательную оценку в мягкой форме. Данное умение приобретает особый смысл при коммуникативном подходе к контролю, при котором даже отрицательная оценка должна быть нейтральной не по сути, а по форме;
- указать ошибки в ответах обучающихся;
- указать пути исправления установленных недостатков, вскрыть причины неудачного ответа обучающегося.
Следующим компонентом профессиональной деятельности учителя при осуществлении контроля является аудирование.
Цель слушания при контроле заключается в установлении способности учащегося изложить определённую информацию средствами иностранного языка. При этом мотивом слушания учителя в процессе контроля является осуществление профессиональной деятельности, а именно оценки подготовки обучающихся, выявление недостатков их причин, оценка собственной деятельности, т.е. успешности/ неуспешности обучения.
Очевидно, что для осуществления контроля преподавателю необходимо достижение критического понимания. При этом критическое понимание ответов обучающихся имеет свою специфику по сравнению с критическим пониманием в условиях обычного общения. Если в последнем случае при аудировании оценка высказывания относится к содержанию сообщения: интересное, важное, новое , известное, спорное, верное, то при аудировании в процессе контроля оценка наряду с содержанием сообщений касается языковой правильности, а также адекватности выражения определённого содержания заданой теме. К профессиональным умениям учителей в области аудирования при устном контроле относятся: правильно распределять внимание между содержанием и формой сообщения
– удержать в памяти прослушанный ответ, в том числе и языковую форму ,чтобы фиксировать как положительные так и отрицательные его стороны.-сопоставить полученную информацию с эталоном-выделить правильную и неправильную части ответа обучающихся
– установить причины языковых и смысловых ошибок путём анализа ответа обучающихся.
Для формирования профессиональных умений учителя даётся ряд рекомендаций:
1. Обратить внимание на организацию устного опроса .Какие установки и как они стимулируют речевую активность учащихся.
2. Сравнить установки на начальном и продвинутом этапах.
3. Использование этикетных формул.
4. Удачно ли сформулированы наводящие, уточняющие вопросы, есть ли необходимость в дополнительных вопросах
5. Анализ исправления ошибок(все ли исправляются, каков выбор ошибок для исправления)
6. Как стимулируется ответ при затруднении
7. Оценка ответа(с чего начинает учитель- с положительного или отрицательного)
8. Рекомендации ученику для ликвидации недостатков.
Таковы вкратце рекомендации ,направленные на формирование профессиональных умений учителя осуществить устный контроль при коммуникативном подходе в обучении иностранному языку.