Презентация к педагогическому совету Развитие личностного потенциала школьника в системе гуманистических отношений школьного сообщества


Педагогический совет по воспитательной работе 2012 годРазвитие личностного потенциала школьника в системе гуманистических отношений школьного сообщества 1. Школьное сообщество как основа формирования активной жизненной позиции учащихся. 2. Формирование жизненных ценностей и приоритетов. 3. Параметры школьного сообщества3.1.Защищенность. 3.2. Активность. 3.3. Сплоченность. 3.4. Успешность. 4. Модель проекта «Школа социального успеха»5.Работа в группах.6. Принятие решения.7. Рефлексия План проведения педсовета «Все мы вышли из детства»Антуан де Сент – ЭкзюпериПервый опыт социальных отношений и связей приобретает ребенок в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.Роль семьи в становлении личности ребенка Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми. Взаимная договоренность - залог успешности педагогического альянса (объединение, союз)Принципы взаимодействия семьи и школы Оно базируется на принципах демократии, коллегиальности, социального лидерства, взаимного интереса др. к др. и применяется как к результатам, так и к процессу обучения. Школьное сообщество - основа формирования активной жизненной позиции учащихся Равноправное взаимодействие между всеми участниками процесса обучения - администрацией школы, учителями, учениками и родителями - в их стремлении жить по законам "сообщества"."Школьное сообщество" предполагает сотрудничество, взаимосвязь детей и взрослых в творческом решении их проблем. Характерная черта школы, действующей на уровне «школьного сообщества» Соблюдение всеми этических и моральных норм; Участие всех, начиная с первоклассников и кончая администрацией, в совместной выработке и достижении целей обучения. Взаимное доверие всех участников педагогического процесса; Осознание учениками и взрослыми своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы; Постоянное проведение работы (дискуссий, рефлексии), направленной на то, чтобы в школе существовал общий подход к пониманию ценностей образования; Сотрудничество и взаимосвязи учеников и взрослых; Работа на основе диалога и дискуссии как метода обучения; Активное участие всех в свободно согласованной учебной деятельности, ведущей к намеченным результатам. Организация школьного сообщества Изменение взаимоотношений в коллективе, особенно таком разноликом, как школьный - процесс очень длительный и сложный. Для учителей это означает, что они должны избавиться от сверх опеки над учениками и воспринимать себя и их как партнеров, в одинаковой мере ответственных за обучение и все, происходящее в школе. В России на позициях школьного сообщества основана педагогика А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш. Амонашвили, С.Т. Шацкого, П.Н.Иванова. Для учеников - забыть о позиции иждивенцев, бесправных и безответственных. Первый шаг для построения школьного сообщества - процесс передачи ответственности учащимся за обучение и дела школы. Воспитание ответственности предполагает развитие способности принимать решения и нести ответственность за их претворение в жизньВзрослые играют решающую роль в нем, давая возможность ученикам принимать равноправное участие в делах школы и как бы по частям передавая им равноправие. Очень важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения детям. Соображения, которые высказывают ученики, как правило, и без того имеют позитивную направленность. Исключение составляют ситуации, глубоко задевшие самолюбие, или случаи негативных реакций как способа психологической защиты. Поэтому задача учителя - собрать воедино все высказывающиеся позитивные решения и направить усилия класса на выбор наиболее приемлемого из них. Каждый ребенок должен видеть, что его мнение услышано, с ним считаются. Вызванное этим чувство удовлетворения поможет ученикам активнее взяться за выполнение решения. Процесс передачи ответственности возможен не только в социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за учебу, достижения в ней - мечта, наверное, всех учителей. Успешен будет тот педагог, цель которого - показать ребенку его прирост в знаниях (или регресс). стремление к самообразованию и образованию;умение получать и перерабатывать информацию, приобретённую в социуме;умение общаться и работать в группе;уважение к партнёру;чувство личной ответственности за своё благополучие и благополучие окружающих;способность к созданию собственной крепкой, нравственно- здоровой семьи;трудолюбие и осознанное отношение к необходимости социально- полезного труда. Социальные компетенции личности, лежащие в основе социализации ученика сохранение физического и нравственного здоровья ребенка;забота о самореализации природно-энергетического потенциала;помощь в комфортной социализации ребенка, формирование опыта эмоционально-нравственных отношений, формирование нравственных и гражданских установок у детей на создание в будущем своей собственной крепкой и морально здоровой семьи, живущей по законам добра и уважения к разным поколениям;трудовое воспитание, забота об общекультурном и информационном развитии, половое воспитание, подготовка детей к самостоятельной семейной жизни, Задачи жизнеспособной личности Результаты анкетирования обучающихся 8, 7 классов Результаты анкетирования родителей ВопросыДаЗатрудняюсь ответитьНетМой ребенок обучается в надежной и безопасной обстановке87%13%-Учителя моего ребенка - высоко квалифицированные специалисты 80%13%7%Меня обеспечивают достаточно полной информацией относительно успехов моего ребенка93%7%-Взрослые в школе относятся к моему ребенку с уважением60%33%7%Меня удовлетворяет качество образования, получаемое моим ребенком86%7%7%Мы уважаем нашего классного руководителя100%--На родительском собрании мне дают важную информацию100%--У меня часто возникает недопонимание с классным руководителем--100% Я знаком  с Уставомобразовательного учреждения87%-13%Меня интересует все, что происходит в школе моего ребенка100%- - Я стараюсь, принимаю активное участие в жизни школы74%13%13%Авторитарный стиль управления – это не про нашу школу13%74%13% В школе моего ребенка всегда выслушают и поймут60%40%-4. Ваше отношение к школе  Каждый ученик есть уникальная, неповторимая личностьТворчество – это деятельность по созданию новых ценностей, в том числе и интеллектуальныхВысшей формой учебной деятельности является самостоятельная работа учащихся.Принципы построения системы работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся найти пути решения по развитию личностного потенциала школьников в системе взаимного сотрудничества семьи и школы. Идея проекта «Школа социального успеха»запустить механизмы личностного роста школьника, обеспечивающие его саморазвитиеЦель педсовета Развитие (есть) = Актуализация + Мобилизация + Реализация4 - К изменения• компетентности личности;• в ее коммуникативных умениях;• в высоком уровне ее капитализации;• и конкурентоспособности .Формула проекта Выявление способностей у детей (с использованием технологии «Портфолио») Помощь учащимся в самореализации их творческой направленности Контроль над развитием познавательной деятельности школьников Поощрение достижений детей Работа с родителями детей Работа с кадрами.Система деятельности по организации работы с детьми Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио составляется по каждой воспитательной программе и разделяется по ступеням образования: начальная, средняя и старшая школа. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Технология «Портфолио»  Самоутверждение СамовыражениеСамореализация СамоопределениеСаморазвитиеСо-управлениеНакопление опыта. Опыт успешностиСо-действиеСо-творчество«РЕализация»«МОбилизация»«Актуализация»Этапы личностного развития подростка в совместной жизнедеятельности школьного сообщества РебенокВзрослыйСтупениЭтапы становленияКлючевой мотивПоле взаимодействияЗадача1. «Хочу»Самоопределение1. «Что хочется»Со-творчествоФормирование и развитие потребностей, мотивов, интересов, на основе моделирования творческого взаимодействия в совместной деятельности.2.«Могу»Самовыра-жение (через само-развитие)1. «Что можется»2. «Что бы хотелось мочь и что мешает» (определение проблемы)Со-действиеСоздание ситуаций и/или условий творческой пробы сил, на основе программирования разнообразной совместной деятельности3.«Должен»Самоутвер-ждение (через само-реализацию)1. «Что нужно сделать, чтобы преодолеть проблемы» (проектирование собственной деятельности по разрешению проблем) 2. «Кому и от кого нужна помощь» (проектирование взаимодействия со сверстниками)Со-управлениеСоздание условий для социально значимой деятельности, на основе проектирования социального становления и рефлексии характера совместной деятельности.Сущность и принципы развития ребенка в совместной деятельности 1. Диагностика и коррекция особенностей личностного развития учащихся, 2. Составление психологических портретов школьников, 3. Исследование и коррекция отношения школьника к себе, к своей личности, к своим сильным личностным качествам.4. Психолого-педагогическая поддержка школьников как субъектов совместной деятельности.5. Проведение тренинга личностного роста со школьниками «Я - личность».6. Индивидуальная помощь школьнику в осознании им сильных личностных качеств своего Я, 7. Осуществление психолого-педагогической поддержки школьников при осознании ими сильных личностных качеств своего Я, 8. Проведение психологом совместно с педагогами психолого-педагогического мониторинга личностного развития учащихся.9. Оказание психологической поддержки школьникам с неадекватной самооценкой, недифференцированным образом Я.10. Проведение психологических консультаций для учащихся, учителей, родителей по проблемам личностного развития школьников.11.  Повышение психологической компетентности школьников в сфеpe «Себя самого», приобщение к общечеловеческим ценностям мира, красоты, самопознания.12.  Тренинг личностного роста как основа становления самостоятельных выборов школьников, принятия ответственности, ориентации на культуру достоинства.13.  Развитие у школьников личностной рефлексии в позиции «Я – личность».15.  Актуализация представлений школьников о своих личностных особенностях, пробуждение доверия к себе.16.  Накопление, хранение и практическое использование информации о личностном развитии школьника.Направления по поддержке личностного развития школьников Проблема: Как воспитать личность ребенка на разных ступенях обучения, которая будет востребована обществом через взаимодействие семьи и школы?ПРОБЛЕМА – ЦЕЛЬ – ЗАДАЧИ – МЕТОДЫ – ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ – ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТПрактическая работа Равенство всех участников – имя как форма общенияАктивность участников (круглый стол не лекция, а общая работа)Право каждого участника на собственное мнение по любому вопросуПраво поднятой руки (говорить кратко, поочередно, по одному, по теме)ДобровольностьЧувство юмора Умение слушать и слышать других Не критиковать Регламент (не более 5 мин на презентацию) Правила работы Педсовет подскажет, как удержать ребенка от дурного влияния Расширение знаний по данной проблеме Преодоление трудностей, как действовать сообща Взаимосвязь (родитель + учитель + ученик) Умение ориентироваться в современном обществе Терпимость к окружающим Сотрудничество Педсовет подскажет нам, как правильно организовывать помощь семье Повышение своих психолого – педагогический знаний для воспитания собственного ребенка Как воспитать ребенка, чтобы он понимал слово Доверие Взаимопонимание Педсовет должен помочь организовать помощь семье в воспитании подростков Возможность узнать путем решения проблем личности школьного подросткового возраста и его взаимоотношений с учителем, одноклассниками и родителями Услышать ответы на вопросы, которые не задашь в слух Услышать новые формы сотрудничества: классный руководитель – семья Трудность в убеждении родителей Терпение и труд, все перетрут Не будет решена эта проблема Рекомендации по организации работы с детьми и родителями на основе опыта педагоговОжидание от работы в группе Проблема Цель, задачиМетодыПлан реализацииОжидаемый результатКак воспитать личность ребенка на разных ступенях обучения, через взаимодействие семьи и школы, которая будет востребована обществом?Схема работы Проблема для учителей 1-4 классов:Как воспитать личность ребенка?Цель: создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной личности.Проблема для учителей 5-8 классов:Как воспитать социально адаптированную личность в современных условиях?Цель: создание условий для формирования гармонично развитой личности.Проблема для учителей 9-11 классов:Выработка твердой жизненной позицииЦель: воспитание личности, востребованной обществом.Проблема для родителейВоспитание гибкой личности, способной к реализации поставленных целей, способами, не противоречащими моральным нормам. Цель: воспитание высоконравственной личности Цель: Закрепить эмоциональным подъемом работу в группах «И даже если мы не достигли СОЛНЦА, но уже оторвались от ЗЕМЛИ»Мой вклад Схема безопасной образовательной среды Большое спасибо всем за работу!