Опыт работы учителя русского языка и литературы Ивановой А.В. По теме: Элементы новых образовательных технологий на уроках русского языка


I. Введение.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием компетентностей. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей.
Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей,
открыта для восприятия нового опыта,
способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка может быть использование элементов новых образовательных технологий. Таким образом, выбранная мной тема: «Формирование коммуникативной компетентности через использование элементов новых образовательных технологий» является актуальной.
Исходя из этого моя главная цель: определить и апробировать элементы новых образовательных технологий, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.
Задачи:
определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
повысить результативность обучения;
включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
В своей работе придерживаюсь следующих принципов:
•Принцип гуманизма.
•Принцип индивидуального подхода к учащимся.
•Принцип учения без принуждения.
•Знание через общение – общение через знания.
•Принцип сотрудничества детей с учителем.

Новизна данной работы состоит в раскрытии специфики применения элементов новых образовательных технологий для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка .В работе представлены фрагменты уроков , задания, способствующие формированию коммуникативной компетенции на разных этапах урока . Речь идет об обновлении содержания образования, где общение рассматривается как средство обучения. Формирование у учащихся навыков говорения, слушания,  общения, умения создать письменное высказывание - это путь решения проблемы воспитания творческой, востребованной обществом личности.
II.
Основная часть.
Определение понятия коммуникативной компетентности
Современные выпускники, к сожалению, демонстрируют недостаточную сформированность навыков и умений устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Исходя из поставленной цели, содержание общего среднего образования по русскому языку подчинено формированию ряда компетентностей:
- умение ставить и решать языковые задачи (компетентность разрешения проблем) ;- владение лингвистическими знаниями (информационная компетентность);
- использование фактов языка в устной и письменной коммуникации (коммуникативная компетентность)
Поскольку составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Поскольку формирование коммуникативной компетентности становится конечной целью обучения русскому языку, в соответствии с которой решаются вопросы отбора содержания обучения, следует остановиться на самом понятии данной компетентности.
Коммуникативная компетентность в научной литературе понимается как:
способность к реальному общению адекватно целям, сферам, ситуациям общения, готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
умение создавать речевое высказывание разных типов речи (описание, повествование, рассуждение), т.е. компетентность – это владение диалогической и монологической речью с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, с какой целью.
Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Можно выделить несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), и социальная - умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.
Определение технологий, методов, приёмов формирования коммуникативной компетенции.
Цель современного обучения русскому языку в школе - не только получение навыков грамотного письма, но и подготовка к самообразованию, к самостоятельному поиску информации. Поэтому я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы использовать активные формы работы на уроках. Какие же методы помогут учителю активизировать учебный процесс?
1. Метод проблемного изложения. Используя этот метод, учитель формирует проблему, показывает пути ее решения, а ученики самостоятельно анализируют представленный материал.
2. Частично-поисковый метод. Учитель формирует проблему, помогает оформлять ее решение с помощью наводящих вопросов, а ученики, отвечая на вопросы, находят решение.
3. Исследовательский метод. Ученики самостоятельно решают проблемы, поставленные учителем, обосновывают свои выводы в результате анализа.
Регулярное использование всех трех методов формирует у учащихся умение применять знания и навыки в новой ситуации, что способствует развитию речевой и мыслительной деятельности учащихся.
В своей работе я использую в основном методы, ориентированные на устную коммуникацию (общение):* все формы учебного диалога;* доклады, сообщения;* ролевые и деловые игры;* учебные исследования, интервью;* обсуждение;* дискуссии;* диспуты;* выступления в качестве ведущих на мероприятиях.Кроме того используются методы, ориентированные на письменную коммуникацию:* подготовка заметок и статей;* участие в конкурсах сочинений, олимпиадах;* создание эссе, репортажей, очерков, сочинений-рассуждений, сочинений-отзывов, сочинений на литературную тему.
Для решения главной задачи- развития у учащихся коммуникативной компетентности- в своей работе я считаю целесообразным использовать элементы современных образовательные технологий
Технология развития критического мышления.
Исследовательская деятельность.
Информационные технологии . Проектные технологии.
Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегии этих технологий помогают учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, а это и есть основа для развития коммуникативной компетентности учащихся.
Эти технологии направлены на достижение образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением
участие в совместном принятии решения;
выстраивание конструктивного взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Опыт показывает, что моделировать урок в той или иной технологии не просто. Используя различные стратегии обучения, которые способствуют развитию личности ребенка, формированию его коммуникативной компетентности нужно учитывать, что каждый этап урока предусматривает реализацию определенных задач и уже исходя из этого использовать нужные элементы.
Для организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта целесообразно использовать такой элемент как «Корзина идей». Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что учащиеся знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.
Эффективен на начальной стадии прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей . При изучении темы на начальной стадии учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю(вызов) Хочу узнать(вызов) Узнал(реализация смысла или рефлексия)
Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации
Прием Толстые и тонкие вопросы позволяет обучить грамотно формулировать вопросы и осознавать их уровень сложности. “Толстые” вопросы выводят учащихся на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. “Тонкими” вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу. Этот прием я использую для самостоятельной учебной и домашней работы, а также на этапе формулирования учебных целей и задач.
Например, при изучении темы : «Наречие как часть речи», на стадии постановки учебной задачи составляем таблицу тонких и толстых вопросов. Обучающиеся, выступая в роли исследователей, формулируют не только вопросы, но и ставят перед собой учебную задачу. Заранее у обучающихся лежит раздаточный материал-схема для конструирования вопросов. Это позволяет ученикам быстро и самостоятельно формулировать вопросы .
Тонкие вопросы
- Какой  ____________________ является слово, которое отвечает на вопрос как ?
- Что  ____________________ слова этой части речи?
- Как  __________________________ слова данной части речи?
- Каким ________________________ являются ?- Какие правила  ________________________   есть у слов  этой части речи?
Толстые вопросы
- Что будет, если                                эти слова из нашей речи?
- Для чего                                            эти слова в нашей речи?
- Как вы думаете, на какие                                 отвечать эти слова?
Работа может предусматриваться как групповая, так индивидуальная. Входе работы над темой урока, обучающиеся формулируют ответы на вопросы, это возможно как в письменной, так и в устной форме. Результатом становиться устное сообщение по изученной теме.
Для правильной и точной формулировки вопросов необходимо обогащать свой словарный запас, развивать творческое мышление, речь. С этой целью я использую синквейн .Этот прием позволяет учащимся проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту .Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.
Пример:
Существительное.
Собственное, нарицательное
Служит, обозначает, употребляется.
Речь невозможна без существительных.
Предмет.
В том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков предполагается использование кластера. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Важным аспектом является формирование у обучающихся умения составлять развернутый ответ по составленному кластеру.
Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. Целесообразно выполнять данную работу на листе ватмана для более эффективного использования пространства кабинета. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Пример.
Тема. Имя прилагательное как часть речи.
Задание: выделить основные отличительные признаки имени прилагательного как части речи.

Одним из приемов, развивающих речь, мышление и обогащающий словарный запас учеников, направленный на формирование устной и письменной коммуникаций считается прием “Сбор ассоциаций”. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает учащимся за определенное время написать, как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы учащиеся писали приходящие на ум ассоциации.
1 этап – работают индивидуально.
2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.
3 этап – каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем.
Пример: Сказуемое(главный член предложения, глагол, составное , подчеркивается двумя чертами…..)
Имя прилагательное (признак предмета, второстепенный член, волнистая линия, разряды, изменяется……)
Важно не только подобрать слова для выражения ассоциаций возникающих с термином, но аргументировать тот или иной признак.
Умение составлять аргументированный ответ, отстаивать свою точку зрения перед одноклассниками формируется также на основе составления сравнительных характеристик, диаграмм, таблиц. Для этого я использую такой элемент как диаграммы сравнения. Группам дается задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.
Пример.
Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь
Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.

Полученный результат обучающиеся должны представить в виде устного высказывания, сообщения, проиллюстрированного аргументами .
Результатом любой работы становиться формирование умения оценивать изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение, для этого используется прием «Закончи предложение». Смысл этого приема в том , что обучающиеся используют начало предложения, данное учителем на правильной и точной формулировки собственных суждений .
Для организации совместной рефлексии, для активного повторения изученного и формировании письменной коммуникации эффективно использовать прием «Письмо по кругу». Это сочинение на определенную тему по одному предложению. Порядок выполнения.
1.​ Участники делятся на группы по 3-4 человека. Перед каждым лежит чистый лист бумаги. Участники записывают тему сообщения (рефлексии, эссе, совместного доклада и т.д.). Например, «Критическое мышление».
2.​ Затем, каждый участник, на своем листе, записывает предложение, в котором излагает свои мысли (свои сведения) по данной теме. Написав одно-два предложения, он передает лист по (против) часовой стрелки другому участнику.
3.​ Другой участник читает написанное до него (может кое-что уточнить у своего соседа) и, основываясь на стиле и содержательной направленности предыдущего предложения, продолжает писать текст.
4.​ Таким образом, после того, как лист «пройдет» круг, то на нем будет записано не менее трех предложений.
5.​ Обычно лист должен «пройти» три круга, чтобы получилось достаточно развернутое сообщение.
6.​ В заключении, сообщения зачитываются внутри малой группы. Наиболее показательное, по мнению группы, сообщение зачитывается перед всеми.
Также, благодаря такой форме работы, можно определить пробелы в усвоении материала, сложные для группы моменты.
Если у участников – авторучки (или карандаши) разных цветов, то есть возможность оценить качество высказываний каждого члена группы.
На завершающем этапе эффективен прием «Рефлексивные вопросы».
Этот прием заключается в наборе вопросов, отвечая на которые ученик демонстрирует полученные в ходе урока знания, в виде развернутого логически выстроенного ответа .
Набор рефлексивных вопросов:
Что показалось вам сегодня трудным?
Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Заключение
Жизненно важными умениями, которые должна сформировать школа, являются коммуникативные умения: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в различных сферах и ситуациях общения. «Цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна».
Именно поэтому, тема : «Формирование коммуникативной компетенции через использование элементов новых образовательных технологий » остается актуальной и интересной на сегодняшний день.
Использование элементов инновационных педагогических технологий на уроке играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения.
За два года работы по данной теме у обучающихся значительно вырос интерес к предмету, повышается качество знаний ,увеличиватся число участников , победителей и призеров районных и всероссийских дистанционных олимпиад. У обучающихся развивается творческая активность, формируется мыслительная деятельность, школьники учатся отстаивать свою точку зрения, формулировать вопросы, давать полные развернутые ответы, аргументируя их . Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Использование элементов технологий становиться залогом достижения одной из ключевых целей образования – формирования коммуникативной компетенции. Сформированная речевая компетенция – ключ к успеху не только в процессе обучения и прохождения итоговой аттестации по русскому языку , но и в дальнейшей взрослой жизни.