Презентация на тему Аутизм как форма дизонтогенеза: основная симптоматика и психологическая характеристика детей с искаженным развитием


ОГ СКОУ «Специальная коррекционная школа № 2» "Аутизм как форма дизонтогенеза: основная симптоматика и психологическая характеристика детей с искаженным развитием"педагог-психолог Шульгина Мария Викторовна АУТИЗМ (от греч. autos - сам) - отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя. Дизонтогенез Дизонтогенез психики – стойкоенарушение темпа взаимосвязанныхморфофункциональных ипсихологических изменений в процессестановления личности и/или характера ихпоследовательности. Дизонтогенез чаще всего характеризуется: Ретардацией (отставанием в становлении разных психических функций) Асинхронией (что-то отстает, а что-то развивается ускоренно) Классификация типов дизонтогенеза 1 группа включает отклонения по типу отставания в созревании ВПФ – недоразвитие, задержка психического развития.2 группа – отклонения по типу повреждения впф – поврежденное развитие (деменция) и дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем, опорно-двигательного аппарата, речи)3 группа – отклонения по типу асинхронии – искаженное развитие (РДА), дисгармоническое развитие (психопатии) Психологической характеристикой искажённого развития является стойкая специфика и диспропорциональность формирования всех сфер личности, возникающая на основе врождённых мозговых повреждений и проявляющаяся в первую очередь грубой патологией эмоций. нарушение способности устанавливать отношения с людьми, начиная с самого раннего возраста;отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;недостаточность принятия позы готовности при взятии на руки;недостаточность коммуникативного пользования речью;прекрасная механическая память;эхолалия;буквальность в употреблении слов; Синдром Каннера включает 17 признаков: извращённое употребление личных местоимений; нарушение пищеварения на первом году жизни; ранний страх определённых громких звуков и движущихся объектов; монотонное повторение звуков и движений; страх изменений в обстановке; однообразие спонтанной активности; монотонные механические игры с неигровыми предметами; впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и «умному» выражению лица; серьёзное выражение лица, напряжённое в присутствии людей; хорошее физическое здоровье; Синдром Аспергера Синдром Аспергера считается более благоприятным вариантом развития. Проявляется к трёхлетнему возрасту, достигая своего расцвета в первые школьные годы. Основной признак синдрома заключается в чрезмерном предпочтении ребёнком интеллектуальной деятельности при бедности эмоциональной сферы (сниженная способность к сопереживанию, использованию прошлого жизненного опыта, недостаток интуиции). Ребёнок плохо общается со сверстниками, обычно они его не принимают. Странности типа предпочтения игры в одиночестве, нелюбви к игрушкам, немотивированных страхов, протеста против перемен также имеются. Речевое развитие отличается своеобразием («взрослая речь», неологизмы), но нарушения её коммуникативной функции нет. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания – появление симптомовв возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек.Три основных признакаУход в себя2. Стереотипии3. Речевые особенности О.С.Никольская выделяет четыре группы РДА: Первая группа – с аутистическим отвержением .Вторая группа – с аутистической отрешённостью . Третья группа – с аутистическим замещением. Четвёртая группа – с аутистической сверхтормозимостью Направления работы при сопровождении и в образовании людей, страдающих аутизмом Упорядочение пространства и времени.Развитие коммуникации.Развитие ключевых способностей: выработка навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, трудовой деятельности, поведения при работе, формирование навыков проведения свободного времени, социальных навыков и учебно-функциональных навыков. Спасибо за внимание!