Статья Метод шести шляп

Статья
«Метод шести шляп».
Я работаю воспитателем в школе-интернате, в котором обучаются и проходят курс лечения дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Количество обучающихся в учреждении в течение учебного года очень часто меняется. И нередко в процессе адаптации вновь пришедших обучающихся возникают конфликтные ситуации и споры между воспитанниками. Раньше мною практиковалось разрешение подобных проблем с помощью различных бесед, тренингов, игр на сплочение коллектива. Но несколько лет назад я стала активно использовать в своей воспитательной работе метод шести шляп. На первый взгляд, данный метод показался мне сложным и не совсем понятным, но когда я освоила этот метод, сразу оценила его преимущества. Поэтому хотела бы, поделится своим опытом с коллегами. Я буду очень рада, если кому-то он будет полезен.
Метод шести шляп разработал английский писатель психолог Эдвард де Боно. Данный метод Эдвард де Боно описал в своей книге «Шесть шляп мышления» («Six Thinking Hats»). Автор описывает метод, который помогает структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной. Данный прием помогает развивать мышление, гибкость ума, но самая главная его особенность - помогать принимать решение, взвешенное и обдуманное, с разных точек зрения оцененное. В некоторых случаях принятие такого решения очень сложный процесс.
По мнению Боно чаще всего решение проблемы находится в процессе столкновения взглядов, дискуссии, полемике. Но не всегда эти приемы позволяют продуктивно разрешить возникшую проблему. Чаще всего в таких столкновениях верх одерживает тот, кто активней и эмоциональней отстаивал свою позицию. А основой метода шести шляп является концепция параллельного мышления.
А теперь я хотела бы рассказать более подробно, как я внедряла метод шести шляп в свою воспитательную работу.
1. Я познакомила воспитанников группы с «Притчей о старом Шляпнике».
Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера. Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку. - Наверное, основное отцовское наследство - это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, - решили сыновья мастера.
- Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, - планировали сыновья. Но время шло, а богатый заказчик так и не появился. - Странно, - размышляли сыновья, - последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе? И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой. - Я беру себе шляпу белого цвета, - заявил первый сын. Она так изящна и восхитительна, что, надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника. - А я выбираю черную шляпу, - сказал второй сын. - Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу! - А я, пожалуй, выберу желтую, - сказал третий сын. В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, - счастлив. - Пусть моей шляпой станет красная! - воскликнул четвертый сын. Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины! - Зеленая шляпа так оригинальна! - заметил пятый сын. Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу! - Вы разобрали все шляпы, - молвил шестой сын. Мне остается только взять синюю. Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам бы выбрал в первую очередь! Проблема выбора... - задумался шестой сын, - надо, пожалуй, поразмышлять об этом. И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону. Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них. Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением. Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных, и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра. Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью. Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом - ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства... Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча, разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки... Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям. И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника... И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми. С тех пор прошло много, а может, и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...
2. Разъяснила цели, задачи и способ применения данного метода воспитанникам. В каких ситуациях он применятся.
Примерно так:
тот, кто выбирает «чёрную шляпу» находит, приводит аргументы, подтверждающие отрицательное в профессии. Попробуйте посмотреть в будущее, представить, что вы являетесь специалистом данной профессии, и сказать какие отрицательные последствия могут вас ожидать;
тот, кто выбирает «белую шляпу» приводит только точные, беспристрастные, конкретные данные о профессии. Информацию, полученную с помощью «белой шляпы», полезно записать в схему: сначала-потом-затем-и тогда-и наконец;
тот, кто выбирает «жёлтую шляпу» находит и приводит аргументы, характеризующие профессию положительно. Она помогает посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны: что хорошего в том, если вы выберите в будущем эту профессию. Умение видеть хорошее – очень важное качество. Одеваем желтую шляпу и учим свой ум, видеть хорошее, в любой ситуации;
тот, кто выбирает «зелёную шляпу» докажет, что представители этой профессии – люди творческие, способны креативно мыслить;
тот, кто выбирает «красную шляпу» опишет чувства, эмоции, которые возникают при мысли о профессии;
тот, кто выбирает «синюю шляпу» обобщает высказывания других «шляп». За ними последнее слово.
3. Во время творческого коллективного дела изготовили два комплекта шляп в технике папье-маше.
Хотела бы отметить, что детям очень понравилось, надевать шляпы и рассуждать о своих поступках с разных точек зрения.
Когда метод шести шляп был нами хорошо освоен, мы его стали активно использовать в профориентационных мероприятиях («Как правильно сделать выбор», «Этот разнообразный мир профессий» и тд.), различных диспутах особенно по ЗОЖ («Здоровым быть модно», «Вредные привычки» и тд.), обсуждениях личностей и поступков художественных героев и тд..
Возможности использования метода шести шляп очень широкие. Я рекомендую научить детей правильно пользоваться данным методом и активно использовать педагогам в своей профессиональной деятельности.


Литература
1. «Притча о старом Шляпнике» Эдварда де Боно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. «Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно
http://royallib.com/book/de_bono_edvard/shest_shlyap_mishleniya.html